Сентиментальный плейбой и «мадам Бовари» – как снимали и критиковали картину «Жестокий романс»?

Искусство

Изумительный, трогательный, красивый фильм о несчастной любви, снятый Эльдаром Рязановым по пьесе Островского «Бесприданница», был признан «картиной года» и получил несколько наград.

Но несмотря на заслуженное признание публики, «Жестокому романсу» достался такой шквал критики, который, наверное, не получал ни один популярный советский фильм.

Роскошные герои и невнятная героиня

Эльдар Рязанов – удивительный режиссер, который подбирал актеров на роли так, будто собирал изысканное украшение из драгоценных камней. В актерской среде считалось особой честью быть приглашенным к нему на пробы. А попасть в фильм Рязанова без проб – свидетельство огромного уважения режиссера. Именно так в «Жестоком романсе» оказался Никита Михалков. Актер вспоминал:

«Я не проходил проб. Несложно было понять, что режиссер видел в роли господина Паратова именно меня».
Никита Михалков был утверждён на роль Паратова без проб Кадр из фильма «Жестокий романс», 1984 год
Никита Михалков был утверждён на роль Паратова без проб
Кадр из фильма «Жестокий романс», 1984 год

Были сразу утверждены и почти все основные актеры. Поговаривали даже, что Мягкову, Михалкову и Фрейндлих режиссер отправил личные приглашения со словами «вижу в роли только Вас».

Пробы проходила лишь Лариса Гузеева. Рязанов специально искал молодую актрису – такую же неопытную в кино, как Лариса Огудалова в любви. Гузеева идеально вписалась в образ: страдала она не только в кадре, но и за кадром, так как опытные партнеры постоянно подшучивали над начинающей актрисой.

Из-за этих «издевательств» старших коллег, как позже признавалась Гузеева, она так и не смогла полностью посмотреть свою дебютную картину. Когда на съемках она играла плохо, Михалков в ответ нарочно начинал играть вполсилы. Рязанов легко срывался на крик, а после премьеры картины однажды высказался в интервью об актрисе:

«Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но в последних эпизодах работать с ней стало значительно легче».

Естественно, что критики не могли пройти мимо такого «лакомого кусочка». Гузеевой, которой, как она сама выразилась, «пришлось дебютировать среди высокопрофессиональных монстров», досталось больше остальных. Зрители были в восторге от нежной и трепетной Ларисы, а вот критики недоумевали, чем же так привлекала Лариса. Например, критика Бориса Костелянца не впечатлила «беспомощная и невнятная» игра начинающей актрисы. «Нам так и остается непонятным, – восклицал он, – чем именно героиня вызывает всеобщий восторг окружающих ее мужчин!».

Пробы на роль в фильме «Жестокий романс» проходила лишь молодая актриса Лариса Гузеева
Пробы на роль в фильме «Жестокий романс» проходила лишь молодая актриса Лариса Гузеева

Глумление над русской литературой

Для Эльдара Рязанова «Жестокий романс» стал экспериментом – никогда до этого он не экранизировал русскую классику. Кроме того, по «Бесприданнице» уже был снят фильм с «правильным» прочтением пьесы – трагедии маленького человека. Рязанов же снимал про любовь.

Под другим ракурсом он продемонстрировал и персонажей. Паратов хоть и циник, но способен на искренние пылкие чувства. Карандышев вовсе не ущербный и тираничный человек, а несчастный отвергнутый мужчина, в котором сочетаются как положительные, так и отрицательные качества. Харита Игнатьевна не монстр, а женщина и мать, затравленная обстоятельствами.

Однако новое видение приняли далеко не все. Фильм тут же обвинили в «откровенной пошлости» и «глумлении над русской классикой». Главную героиню сравнивали с мадам Бовари, мечтающей о роскошной жизни и погибающей, когда мечты разбиваются о действительность. Мягкова обвиняли в истеричности, а Михалкова назвали «сентиментальным плейбоем» и «чувственным суперменом».

Рязанову досталось и за то, что он даже не попытался «разоблачить внутреннюю пустоту» таких персонажей, как Паратов, Кнуров и Вожеватов. Даже наоборот, фильм словно восхвалял сладкую беззаботную жизнь.

Молодой и неопытной Ларисе Гузеевой было нелегко играть с такими профессионалами, как Михалков, Мягков, Фрейндлих Кадр из фильма «Жестокий романс», 1984 год
Молодой и неопытной Ларисе Гузеевой было нелегко играть с такими профессионалами, как Михалков, Мягков, Фрейндлих
Кадр из фильма «Жестокий романс», 1984 год

Несмотря на то, что критики разнесли фильм в пух и прах, «Жестокий романс» завоевал огромную популярность и признание среди зрителей. В итоге он стал частью золотого фонда советского и российского кино и одной из самых проникновенных работ Рязанова. А режиссер позже отомстил автору особенно разгромной рецензии. Звали его Евгений Данилович Сурков. Совершенно «случайно» в следующей картине «Забытая мелодия для флейты» самую неприятную героиню Рязанов назвал Евгенией Даниловной Суровой.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий