Как изобразить человека, который верил, что у ног его окажется весь мир, однако потерпел полнейший крах? На мой взгляд, Иван Айвазовский справился с такой задачей поистине гениально. Его картина «Наполеон на острове Святой Елены» очень ярко отражает всю трагедию Наполеона Бонапарта, а также подчёркивает главные ошибки этого человека.
Самое интересное – большую часть полотна занимает вовсе не великий завоеватель, но стихия, столь любимая Айвазовским – море. За счёт этого живописец показал, насколько ничтожным может быть даже самый влиятельный человек – и перед самой природой, и перед силой судьбы. У Наполеона было множество портретов, но так его действительно не писал никто. Итак, какие символы таятся в картине великого мастера? И как она отражает мысли самого Бонапарта, находившегося в ссылке?
Романтизированный император
В 1897 году исполнилось 85 лет похода Наполеона в Россию. Примечательно, что за прошедшее с момента Отечественной войны время отношение к французскому полководцу сильно изменилось. И если в военные годы его считали жестоким амбициозным захватчиком, то теперь многие видели его романтическим героем, потерпевшим полное поражение и крах всех надежд.
Нет, никто не говорил о том, что русским при Бонапарте жилось бы лучше, но мода на всё французское повлияла на общественное мнение. В итоге полководец превратился в своего рода мученика или, по крайней мере, страдальца, который заслуживал сочувствия.
Нескромное суждение о себе
Кроме того, романтизировал свой образ в немалой степени и сам Наполеон. Один только факт его добровольной сдачи в плен англичанам подчёркивал некую самоотверженность императора, который принял своё поражение. В качестве пленника он был отправлен в ссылку. Он оказался на малопригодном для жизни острове Святой Елены. Свергнутый и побеждённый император достойно переносил все лишения, однако по-прежнему был крайне высокого мнения о себе. В январе 1917 года он сделал такую запись в своём дневнике:
«Венец мученика – единственная вещь, не хватающая моей известности. Я носил императорскую корону Франции, железную корону Италии; Англия же дала мне теперь, – еще больший и еще более великолепный, изношенный нашим Спасителем, – терновый венец».
Неудивительно, что столь яркая личность, как Наполеон, вызывала интерес у художников. И спустя много лет после смерти французского императора многие живописцы писали его портреты. Причём особенно волнующей темой стало его пребывание на острове Святой Елены. Но если на большинстве полотен он изображён грустным задумчивым человеком, который вспоминает былые победы, то у Айвазовского Бонапарт выглядит крайне необычно – вернее, не столько он сам, сколько картина с его изображением.
Необычная картина
Изначально Айвазовский задумал создать рисунок с Наполеоном во время работы над иллюстрациями к произведению Лермонтова «Воздушный корабль». Этот набросок не был включён в сборник, однако мастер не забыл о нём. Спустя несколько лет Айвазовский преобразовал рисунок в полотно. Оно стало одним из самых необычных изображений Наполеона. Но в чём же «изюминка» этой картины?
Если судить по названию, «Наполеон на острове Святой Елены», то главным персонажем выступать здесь должен Бонапарт. Однако на картине он представлен крохотной фигуркой, стоящей на вершине скалы над волнами. Истинное господство на полотне принадлежит стихии. Свободные морские волны властвуют здесь, раскинувшись от горизонта до берега. На скале стоит почти незаметная одинокая фигурка императора. Это – символ одиночества и лишений, на которые Наполеон обрёк себя сам из-за непомерных амбиций.
Заложенный смысл
В этой картине Айвазовский остался верен себе – море здесь является не менее живым и «дышащим» персонажем, нежели человек. Особенно великолепна волна на первом плане. Посмотрите, сколько оттенков раскрывается в ней! При этом фигура самого Наполеона выполнена в нарочито небрежной манере. Его Айвазовский писал мазками, не используя светотень и не стараясь воспроизвести черты лица. Однако и шляпа, и узнаваемая наполеоновская поза ясно говорят нам, что эта маленькая фигурка и есть Бонапарт.
Впрочем, относительно того, какой был замысел Айвазовского в отношении Наполеона, мнения зрителей расходятся. Одни считают, что живописец стремился изобразить одиночество и покинутость. Другие, напротив, видят в сюжете картины вызов самой стихии и несгибаемый характер поверженного императора. На мой взгляд, здесь можно заметить ничтожество даже столь великого человека в сравнении с силой природы, с поистине могущественной стихией, которую не в силах победить никто из людей.
Очень точным описанием внутренних переживаний Наполеона и самой этой картины можно назвать стихотворение Евгения Казакевича. Вот его фрагмент:
«Хохочут морские валы надо мной,
Даль моря, как смерть, неизменна.
Будь проклят, последний приют мой земной,
Край света, Святая Елена! (…)
(…) И всё ж побеждаю в последнем бою –
И, в вечность шагая из плена,
Тебе стать частицей величья даю,
Край света, Святая Елена!»
Некоторые исследователи, изучая картину Ивана Айвазовского «Наполеон на острове Святой Елены», предполагали, что в образе Бонапарта живописец мог изобразить самого себя. Нет, речь не шла о наполеоновских амбициях и надеждах, потерпевших крах. Но, стоя на вершине скалы, автор глазами Наполеона словно бы осматривает прекрасное море, столь любимое им. Эта стихия всегда жила и на его картинах, и в его сердце.