Картина «Рождении Венеры» художника Сандро Боттичелли поистине неповторимое творение, о котором не перестают говорить и сегодня. Эпоха Возрождения стала настоящим “золотым веком” в истории искусства и, в частности, живописи. Это время оставило несколько творений, что по праву могут называться шедеврами. К таким принадлежит знаменитая картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.
Эта эпоха ознаменовалась повышенным интересом мастеров к античным сюжетам, решением показать собственное видение героев мифов и преданий. Необычной, таинственной и прекрасной перед нами предстаёт главная героиня полотна – богиня любви Венера. Что же известно о полотне, посмотреть на которое ежегодно приезжают тысячи ценителей живописи?
История создания картины
Великое творение Боттичелли, «Рождение Венеры», сегодня размещено в галерее Уффици, куда каждый год стремятся попасть “паломники” искусства, многочисленные туристы и люди, что не могут оставаться равнодушными к живописи. Надо признать, что творение итальянского художника действительно пронизано какой-то мистической притягательностью и изысканностью.
Работу над «Рождением Венеры» Сандро Боттичелли начал в 1482 году, а на её создание живописцу потребовалось четыре года. Сюжет картины был создан по заказу – шедевр предназначался для Лоренцо Медичи, родственника правителя Флоренции.
Поразительно, но по завершению работы над полотном оно не выставлялось, а публика не видела творение около полувека. Вероятно, сам Боттичелли не мог и представить, какой известной станет его работа. В резиденции Медичи «Рождение Венеры» было размещено в спальне, а потому даже гости не могли видеть шедевра.
Главная героиня «Рождения Венеры»
Конечно, в центре всей картины находится образ прекрасной женщины. Далеко не всем известно, что образ для своей Венеры Боттичелли взял с натуры. Некоторые исследователи считают, что для создания портрета богини художнику позировала Симонетта Веспуччи, известная флорентийская красавица, чьей руки добивались многие знатные мужчины того времени. В неё был безумно влюблён Джулиано Медичи, а сама Симонетта бесконечно восхищала художников.
Любил ли её Боттичелли? На этот вопрос мог бы ответить лишь он сам, но именно благодаря ему образ Симонетты остался запечатлённым на века. К сожалению, у красавицы была трагическая судьба. В возрасте 23 лет девушка умерла от чахотки. Несмотря на это, уже после своей смерти она стала лицом флорентийского Возрождения. Живописец настолько ярко помнил все черты Симонетты, что воспроизводил её образ в нескольких своих работах по памяти.
Сандро Боттичелли хотел показать в своём творении единство и гармоничное сочетание материального и духовного, слияние небесного и земного. На картине можно заметить аллегорические образы, что были заимствованы из древнегреческих и древнеримских преданий. В эпоху Возрождения многие живописцы обращались к сюжетам Античности, а Боттичелли достиг в этом особого мастерства.
Венера на полотне Боттичелли – практически точное отражение описания богини у греков или римлян. В античных легендах рассказывалось, что богиня появилась на свет из пены морской. Она отличалась женственностью и нежной красотой, была необыкновенно привлекательна. Древние мифы рассказывают, что у Венеры (греки называли её Афродитой) были длинные золотистые волосы. Это же мы видим и на полотне великого художника.
Символы и особенности образа (описание картины)
Образ богини на картине «Рождении Венеры» соответствует всем канонам красоты. Главная героиня полотна отличается изяществом и грацией. Она слегка приподнимает ногу, чтобы сделать шаг, ступив из своей ракушки на землю. В этот миг ветер осыпает её цветами.
В локонах Венеры словно запутались солнечные лучи. Более всего меня поражает ощущение света и тепла, что буквально передаётся от шедевра. Возникает чувство, что весь мир радуется появлению богини, что принесла с собой любовь.
По мнению искусствоведов, в картине Боттичелли старался показать культурную взаимосвязь различных эпох. Так, например, изящное тело богини указывает на родство с Античностью, напоминая древние скульптуры. А вот её нежное лицо ближе к христианским временам и изображениям Богоматери.
А вот позу богини, стыдливо прикрывающей интимные части тела, Боттичелли заимствовал из древней скульптуры. Этот силуэт очень напоминает «Венеру Капитолийскую», которую датируют III-II веками до нашей эры. Не исключено, что источником вдохновения художника мог стать гомеровский гимн, посвящённый богине.
Другие персонажи картины
Признаюсь, мне очень нравится детально рассматривать картины, где, помимо основного образа, есть и второстепенные герои. В картине «Рождении Венеры» на них стоит обратить особое внимание.
В правой части полотна находится Ора Талло, небесная привратница, что стоит у входа на Олимп. Она сжимает в руках плащ, в который вот-вот завернётся Венера.
Левая сторона картины показывает нам божественную пару. Это – бог тёплого ветра Зефир и его супруга, богиня растений и цветов Флора.
Как рассказывается в греческих мифах, Зефир был способен дарить жизнь всему, чего касался. Его появление связывали с приходом весны и расцветом.
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли – уникальная картина во многих смыслах. Не только мастерство и красота полотна стали особенными. Эта работа в Тоскане была первым творением живописца на холсте. Прежде художники писали на деревянных панелях. Увы, сам мастер так и не дожил до того времени, когда его работу увидела публика, а полотно о появлении богини любви стало одним из самых известных мировых шедевров.