«Рождение Венеры» – кем была богиня с картины Боттичелли?

Искусство

Картина «Рождении Венеры» художника Сандро Боттичелли поистине неповторимое творение, о котором не перестают говорить и сегодня. Эпоха Возрождения стала настоящим “золотым веком” в истории искусства и, в частности, живописи. Это время оставило несколько творений, что по праву могут называться шедеврами. К таким принадлежит знаменитая картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.

Эта эпоха ознаменовалась повышенным интересом мастеров к античным сюжетам, решением показать собственное видение героев мифов и преданий. Необычной, таинственной и прекрасной перед нами предстаёт главная героиня полотна – богиня любви Венера. Что же известно о полотне, посмотреть на которое ежегодно приезжают тысячи ценителей живописи?

История создания картины

Великое творение Боттичелли, «Рождение Венеры», сегодня размещено в галерее Уффици, куда каждый год стремятся попасть “паломники” искусства, многочисленные туристы и люди, что не могут оставаться равнодушными к живописи. Надо признать, что творение итальянского художника действительно пронизано какой-то мистической притягательностью и изысканностью.

Работу над «Рождением Венеры» Сандро Боттичелли начал в 1482 году, а на её создание живописцу потребовалось четыре года. Сюжет картины был создан по заказу – шедевр предназначался для Лоренцо Медичи, родственника правителя Флоренции.

Поразительно, но по завершению работы над полотном оно не выставлялось, а публика не видела творение около полувека. Вероятно, сам Боттичелли не мог и представить, какой известной станет его работа. В резиденции Медичи «Рождение Венеры» было размещено в спальне, а потому даже гости не могли видеть шедевра.

Сандро Боттичелли «Автопортрет»
Сандро Боттичелли, фрагмент картины «Поклонение волхвов» 1475 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Главная героиня «Рождения Венеры»

Конечно, в центре всей картины находится образ прекрасной женщины. Далеко не всем известно, что образ для своей Венеры Боттичелли взял с натуры. Некоторые исследователи считают, что для создания портрета богини художнику позировала Симонетта Веспуччи, известная флорентийская красавица, чьей руки добивались многие знатные мужчины того времени. В неё был безумно влюблён Джулиано Медичи, а сама Симонетта бесконечно восхищала художников.

Любил ли её Боттичелли? На этот вопрос мог бы ответить лишь он сам, но именно благодаря ему образ Симонетты остался запечатлённым на века. К сожалению, у красавицы была трагическая судьба. В возрасте 23 лет девушка умерла от чахотки. Несмотря на это, уже после своей смерти она стала лицом флорентийского Возрождения. Живописец настолько ярко помнил все черты Симонетты, что воспроизводил её образ в нескольких своих работах по памяти.

«Рождение Венеры» - кем была богиня с картины Боттичелли?
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1486 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Сандро Боттичелли хотел показать в своём творении единство и гармоничное сочетание материального и духовного, слияние небесного и земного. На картине можно заметить аллегорические образы, что были заимствованы из древнегреческих и древнеримских преданий. В эпоху Возрождения многие живописцы обращались к сюжетам Античности, а Боттичелли достиг в этом особого мастерства.

Венера на полотне Боттичелли – практически точное отражение описания богини у греков или римлян. В античных легендах рассказывалось, что богиня появилась на свет из пены морской. Она отличалась женственностью и нежной красотой, была необыкновенно привлекательна. Древние мифы рассказывают, что у Венеры (греки называли её Афродитой) были длинные золотистые волосы. Это же мы видим и на полотне великого художника.

Символы и особенности образа (описание картины)

Образ богини на картине «Рождении Венеры» соответствует всем канонам красоты. Главная героиня полотна отличается изяществом и грацией. Она слегка приподнимает ногу, чтобы сделать шаг, ступив из своей ракушки на землю. В этот миг ветер осыпает её цветами.

В локонах Венеры словно запутались солнечные лучи. Более всего меня поражает ощущение света и тепла, что буквально передаётся от шедевра. Возникает чувство, что весь мир радуется появлению богини, что принесла с собой любовь.

Венера. Фрагмент картины
Венера. Фрагмент картины

По мнению искусствоведов, в картине Боттичелли старался показать культурную взаимосвязь различных эпох. Так, например, изящное тело богини указывает на родство с Античностью, напоминая древние скульптуры. А вот её нежное лицо ближе к христианским временам и изображениям Богоматери.

А вот позу богини, стыдливо прикрывающей интимные части тела, Боттичелли заимствовал из древней скульптуры. Этот силуэт очень напоминает «Венеру Капитолийскую», которую датируют III-II веками до нашей эры. Не исключено, что источником вдохновения художника мог стать гомеровский гимн, посвящённый богине.

Венера Капитолийская
Мраморная статуя «Венера Капитолийская», II век до н. э.
Местонахождение: Капитолийский музей (Палаццо Нуово), Рим, Италия

Другие персонажи картины

Признаюсь, мне очень нравится детально рассматривать картины, где, помимо основного образа, есть и второстепенные герои. В картине «Рождении Венеры» на них стоит обратить особое внимание.

В правой части полотна находится Ора Талло, небесная привратница, что стоит у входа на Олимп. Она сжимает в руках плащ, в который вот-вот завернётся Венера.

Ора Талло, небесная привратница. Фрагмент картины
Ора Талло, небесная привратница. Фрагмент картины «Рождение Венеры»

Левая сторона картины показывает нам божественную пару. Это – бог тёплого ветра Зефир и его супруга, богиня растений и цветов Флора.

Как рассказывается в греческих мифах, Зефир был способен дарить жизнь всему, чего касался. Его появление связывали с приходом весны и расцветом.

Зефир с супругой. Фрагмент картины «Рождение Венеры»
Зефир с супругой. Фрагмент картины «Рождение Венеры»

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли – уникальная картина во многих смыслах. Не только мастерство и красота полотна стали особенными. Эта работа в Тоскане была первым творением живописца на холсте. Прежде художники писали на деревянных панелях. Увы, сам мастер так и не дожил до того времени, когда его работу увидела публика, а полотно о появлении богини любви стало одним из самых известных мировых шедевров.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий