Рожаницы – хранительницы жизни и великие защитницы

Верования

Богом-творцом, великим создателем всего сущего в славянской мифологии считался Род. Его неизменными спутницами были Рожаницы. Эти богини являлись хранительницами жизни, покровительницами продолжения рода и плодородия.

Наши предки также называли их суженицами и орисницами, причём у каждого из этих именований есть своя трактовка. Сколько же было Рожаниц? Какие сказания о них сохранились?

Суть Рожаниц

Научные работы и всевозможные исследования фольклора о Роде и Рожаницах насчитывают уже более 150 лет. Упоминания о них встречаются чаще у южных славян, причём есть сведения даже в церковных текстах, направленных на борьбу с языческими верования. Это говорит о распространённость почитания Рожаниц среди народа.

Если название “рожаницы”, что признан основным, имеет вполне ясное объяснение, указывая на связь с Родом, родственность с богом-создателем и воплощение сути жизни, то другие именования весьма загадочны.

Как я уже отметила, нередко Рожаниц называли “суженицами”. Это название указывает на одну из функций богинь – указывать, определять судьбу человека. Кстати, слово “орисницы” имеет то же значение (“определяющие судьбу”), но истоки берёт в греческом языке.

Андрей Шишкин «Род и Рожаницы»
Андрей Шишкин «Род и Рожаницы»

Традиции почитания богинь

Почитание Рожаниц было распространено у многих южнославянских племён. Более того, известно о старинной традиции произносить заговоры возле новорожденного ребёнка, призывая этих богинь в качестве защитниц малыша.

Народ верил, что если Рожаницы не придут к младенцу, он не сможет противиться проискам нечистой силы и вряд ли проживёт долго. Как вы понимаете, высокие показатели детской смертности в далёком прошлом списывали на действия тёмных сил и злых духов. Противостоять им можно было лишь с помощью поддержки сильного покровителя. К таким и принадлежали Рожаницы.

Род и Рожаницы / © Максим Кулешов
Род и Рожаницы / © Максим Кулешов

Для того, чтобы задобрить Рожаниц, для них накрывали в доме щедрый стол. Обязательным атрибутом должна была стать вышитая чистая скатерть. Блюда для Рожаниц нередко начинали готовить заранее – за три дня до свершения обряда. Такую трапезу устраивали в честь новорожденного.

Важными гостями становились повитухи и все родственники малыша. По сути, это было празднование, связанное с пополнением в семье, однако оно дополнялось магическими ритуалами.

На третий день жизни ребёнка гости снова собирались в доме. Возле колыбели стояла старшая женщина рода (чаще всего бабушка или прабабушка младенца). Она произносила долгую речь с благожеланиями. Считалось, что так через неё Рожаницы говорят с людьми и рассказывают о дальнейшей судьбе ребёнка.

Рожаницы – хранительницы жизни

В старинных преданиях речь идёт обычно о трёх Рожаницах, хотя порой упоминается о двух помощницах Рода. В дальнейшем болгары отождествляли старшую Рожаницу с Богородицей.

Эти богини были истинными хранительницами жизни. Они являлись покровительницами сил плодородия, однако всё равно главной миссией Рожаниц была защита жизни детей и молодых матерей. В самых древних сказаниях утверждается, что Рожаницами называли двух могущественных богинь, посылающих на землю дожди.

Рожениц / © Шапон / wikipedia.org
Рожаницы / © Шапон / wikipedia.org

Издавна существовала народная символика, связанная с зарождением жизни. Земля отождествлялась с матерью, беременной женщиной, которая давала жизнь своим “детям” – растениям. Именно поэтому с почитанием Рожаниц были связаны весенние сельскохозяйственные обряды.

Каждая из Рожаниц воплощала особые направления жизни. Старшая из них (та, что позднее стала ассоциироваться с Богоматерью) считалась управительницей судьбы. Вторая и третья Рожаницы символизировали весну и осень – начальный и конечный этап постоянного цикла жизни природы.

Праздники в честь Рожаниц

В честь Рожаниц проводились специальные торжества. И если обряды, связанные с рождением ребёнка, приходились на любое время года, то ежегодно особенному почитанию этих богинь отводился свой день. Обычно он следовал после рождества Христова. Называли торжество “Бабьими кашами” или “Рожаничной трапезой”, а наиболее ярко его праздновали в Болгарии.

В день Бабьих каш почитали повивальных бабок и рожениц. Согласно старинному обычаю, многие женщины селения отправлялись к ним с угощениями. Чаще всего в качестве дара подносили пироги или кашу, сдобренную орехами и сладостями.

«Род» / © Игорь Ожиганов
«Род» / © Игорь Ожиганов

Рожаниц постигла та же участь, которую разделили многие языческие божества. Из добрых покровительниц они превратились в “бесовьих матерей”.

Приход христианства и распространение новой веры способствовало смене облика Рожаниц – конечно, только в церковных текстах. Почитание их порицалось и преследовалось, хотя долгое время народ соблюдал привычные обряды, связанные с культом богинь.

В древнерусском «Слове Святого Григория» так говорится о всевозможных богах:

“Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне — Коруна же является матерью антихриста… Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу — Роду и Рожанице…”

Несмотря на перемену во взглядах, Рожаницы запомнились как великие покровительницы материнства. Кроме того, древние славяне верили, что эти богини – истинные помощницы Рода-создателя – являются вечными хранительницами жизни.

Рожаницы могли защитить человека от болезней и невзгод, определяли его судьбу, оказывали покровительство маленьким детям и роженицам. Эти добрые небожительницы посылали благодатные дожди, что оживляли семена растений и давали пищу людям. В образах Рожаниц крылась основа женской сути – созидание.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий