В самые разные времена её история вдохновляла поэтов и художников, будоражила умы историков и позволяла раскрыться воображению писателей. Клеопатра – женщина, к ногам которой падали и друзья, и враги. Она по-прежнему остаётся одним из самых популярных персонажей в арт-творчестве и кинематографе.
Неизвестно, действительно ли Клеопатра была так красива, как принято считать. Но, несомненно, эта необыкновенная женщина оставила роковой след в мировой истории. Вся её жизнь стала примером того, что красота порой не только спасает, но и губит мир. Истории любви и трагедии Клеопатры нашли яркое отражение в живописи. Именно с полотнами великих мастеров, посвящённых египетской царице, я предлагаю сейчас познакомиться. Какие развлечения Клеопатры можно увидеть на картинах? Какой её видели художники разных стран и эпох?
Семья Клеопатры
Клеопатра появилась на свет в 69 году до нашей эры в знатном правящем семействе Египта. Нельзя сказать, что родители будущей царицы были людьми рассудительными и мудрыми. Птолемея XII, отца девушки, в народе называли «Дудочником», отмечая, что играет на музыкальных инструментах он явно лучше, чем правит страной. Он нередко позволял себе траты на развлечения и пиршества. Что же касается матери Клеопатры, то её тоже считали далёкой от образцов порядочности и добродетели. Страбон писал, что Клеопатра была незаконнорожденным ребёнком.
Тем не менее Птолемей что-то разглядел в одной из своих дочерей. Именно Клеопатра VII была назначена наследницей престола Египта. Но для того, чтобы стать царицей, ей требовалось выйти замуж. Искать женихов не приходилось – в качестве мужа был выбран малолетний брат будущей правительницы. Это соответствовало древнеегипетским традициям, согласно которым власть не должна была выходить за пределы правящего рода.

Местонахождение: Старый музей, Берлин, Германия
Молодая царица
К тому времени, когда Клеопатра стала править Египтом, ей исполнилось восемнадцать лет. Несмотря на юный возраст, она уже стала хитрым и ловким политиком, чего не мог сказать о себе её брат-муж Птолемей XIII. Кроме того, как отмечали современники, эта женщина славилась своей красотой. Неизвестно, считалась бы красавицей Клеопатра в нынешние времена, однако в ту пору о её внешности слагали легенды. Даже Плутарх, родившийся гораздо позже царицы Египта, писал:
«Красота этой женщины была не тою, что зовётся несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому её облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу».
Конечно, легендарную египетскую царицу разные художники изображали в самых разных обликах. Одной из самых ярких картин, посвящённых Клеопатре, стала работа Джона Уотерхауса. На ней мы видим молодую женщину, восседающую прямо перед нами. Её взор обращён на зрителя, и в глазах читаются решимость, сила и даже жестокость. Всеми этими качествами Клеопатра обладала в полной мере.

Местонахождение: Частная коллекция
Клеопатра и Цезарь
Первые годы правления великой царицы сложно назвать удачными. Дела в стране шли плохо и, как мне кажется, Клеопатра понимала, что главная помеха для неё – брат. Тот тоже недолюбливал сестру и мечтал избавиться от неё. В итоге Клеопатра вынуждена была покинуть Египет и отправиться на поиски армии, которая помогла бы ей стать самостоятельной египетской властительницей.
Сама судьба благоволила ей – в Александрию прибыл Юлий Цезарь, и хитрая женщина тайно прибыла на аудиенцию к римскому военачальнику. Очень ярко этот момент показан на картине Жана-Леона Жерома «Клеопатра и Цезарь».

Местонахождение: Частная коллекция
Встреча с Антонием
Благодаря поддержке Рима Клеопатре удалось избавиться от своего брата-мужа и его соратников. Став любовницей Цезаря, она вскоре родила ему сына, которого римский полководец признал своим. Отправившись с визитом в Рим, Клеопатра косвенным образом повлияла на расправу над Юлием Цезарем.
Народ негодовал из-за почестей и роскоши, которыми Цезарь окружил свою фаворитку. «Неверный» римлянин был убит, а самой египетской царице пришлось спешно бежать на родину. Но она не оставила надежд вернуть себе былое влияние. Рим же, как и раньше, нуждался в богатствах Египта.

Местонахождение: Частная коллекция
И вот тогда произошла встреча Клеопатры и Марка Антония. В Тарс царица прибыла на ладье с позолоченной кормой и пурпурными парусами. Она не пожелала сойти на берег, заявив, что желает принять Антония как своего гостя на корабле. Очень ярко этот эпизод жизни царицы освещён на картине «Встреча Антония и Клеопатры» Лоуренса Альма-Тадема.
Неразлучная пара
Соблазнить Марка Антония для Клеопатры не составило труда. Вскоре римлянин уже был готов на всё, на любые жертвы ради своей возлюбленной. Ей же нравилось баловать его своим вниманием и устраивать заранее подготовленные развлечения.
Во время прогулок по Нилу Клеопатра тайно нанимала ныряльщика, который насаживал крупную рыбу на удочку Антония. Тот же, как ребёнок, радовался удачной рыбалке. Это можно увидеть на полотне Ганса Макарта «Охота Клеопатры на Ниле». Пара была практически неразлучной. Плутарх писал:
«Вместе с ним (Антонием) она играла в кости, вместе пила, вместе охотилась, была в числе зрителей, когда он упражнялся с оружием, а по ночам, когда он, в платье раба, бродил и слонялся по городу, Клеопатра и тут была рядом с Антонием, одетая ему под стать».

Местонахождение: Западно-Чешская галерея, Пльзень, Чехия
Смерть всегда рядом
Несмотря на любовь к веселью и празднествам, и Клеопатра, и Антоний понимали, что ведут смертельно опасную политическую игру. Когда войска Октавиана вошли в Египет, эта пара осознала, что настал крах периоду их могущества и власти. Уже тогда египетская правительница поняла, что должна выбрать способ уйти из жизни. Смерти царица, как и другие египтяне, совершенно не боялась, а становиться ценным трофеем для Октавиана Клеопатра не собиралась.
На полотне Александра Кабанеля «Клеопатра испытывает яд на узниках» можно увидеть, что ещё в относительно мирные времена египетская царица занималась наблюдением за действием ядов. Преступники, приговорённые к смертной казни, выпивали различные составы, после чего Клеопатра смотрела, в какой форме и насколько быстро их настигает смерть. Знала ли она тогда, что её жизнь тоже оборвётся под действием яда? Как мне кажется, сами эти «исследования» царица проводила, чтобы при необходимости выбрать для себя наиболее подходящий вариант.

Местонахождение: Королевский музей изящных искусств, Антверпен, Бельгия
Трофей Октавиана
Узнав, что войска Октавиана уже совсем близко, Клеопатра с парой верных служанок отправилась в гробницу – место, где её стали бы искать в последнюю очередь. Антоний же получил ложное послание о самоубийстве возлюбленной. Не в силах справиться с отчаянием и более не видя смысла в жизни, он бросился на меч. Судьба Клеопатры после смерти её любовника могла сложиться по-разному.
Говорили, что Октавиан даже встречался с Клеопатрой и старался утешить её. Неизвестно, какие планы он имел относительно египетской царицы, однако она уже тогда всё решила. Клеопатра сама определила свою судьбу.
Очень интересно сцена встречи римского императора и египетской царицы показана на картине Луи Гоффье «Клеопатра и Октавиан». Здесь присутствуют не только главные герои, но и изображения Юлия Цезаря. Посмотрите – рука Клеопатры словно бы указывает на бюст Цезаря. Она не говорит открыто, но, несомненно, уже решила, что вскоре последует за Юлием Цезарем и Марком Антонием, которые отныне обитают в ином мире.

Местонахождение: Национальная галерея, Эдинбург, Шотландия
Последний миг
Отправившись в своё последнее пристанище, Клеопатра велела навестить её крестьянину, с которым тайно виделась накануне. Октавиану царица нужна была живой (он видел в ней крайне ценный трофей), а потому он оставил охрану, которая присматривалась к посетителям правительницы Египта. Однако крестьянин с корзиной фруктов не вызвал никаких подозрений.
Взгляните на картину Эжена Деклакруа «Клеопатра и крестьянин». На ней мы видим, что гость царицы принёс не только сладкие угощения, но и змею, спрятанную под фруктами – такова была воля Клеопатры. И здесь особенно выразительным кажется взгляд царицы. Она осознаёт, что сама выбрала смерть. Глядя на змею, она словно встречается взглядом со своей погибелью. Конечно, ей страшно, но она не отступится от своего намерения.

Местонахождение: Художественный музей Акленда, Чапел-Хилл, США
Одни считают, что Клеопатра поступила верно, не сдавшись на милость победителя Октавиана. Другие говорят, что она могла бы неплохо устроиться, превратившись в фаворитку императора и, по сути, повторив с Октавианом всё то, что уже прошла с Цезарем. Мнения различны, да и сам образ египетской царицы заметно различается в разных вариациях и воплощениях. Для одних людей она – олицетворение женского коварства и порока, для других – самоотверженная женщина, которая выбрала смерть, но не унижение. Какой же она была на самом деле? Этого мы не узнаем никогда.
На обложке: Фрагмент картины Джона Кольера «Смерть Клеопатры», 1890 год. Местонахождение: Художественная галерея, Олдем, Великобритания