Ремарк – писатель потерянного поколения

Искусство

Эрих Мария Ремарк почти все свои произведения написал о войне и её последствиях, о жизни перед новой надвигающейся войной. Он сам служил в армии, видел военные действия изнутри. Они явно ему не нравились, Ремарк понимал, что кровопролитие ведет лишь к потерям и страданиям. Человек он был умудренный жизнью. Прожил он немало, 72 года, успел повидать Первую мировую войну, падение Германской империи, в которой родился, Вторую мировую войну и эпоху освоения космоса.

За свою жизнь немало Ремарк и написал, а писал он серьезные книги, наполненные человеческими чувствами, страданиями, событиями политическими и личными для каждого человека. Уже в раннем возрасте внимание Эриха привлекали Достоевский, Пруст, Гёте. Их творчество имеет достаточно трагичный окрас. Возможно, в дополнение к собственным переживаниям в жизни, добавились впечатления от прочитанных произведений, и уже всё вместе стало основой творчества писателя.

«Он представитель поколения, которое было вынуждено взять в руки оружие и отправиться на фронт, чтобы убивать своих ровесников. Он стал одним из первых, кто отобразил ужасы войны, шокировавшие тогдашнюю публику. Один из самых знаменитых немцев, он не побоялся открыто выступить против идеи нацизма. В эпоху алчности и цинизма его произведения полны пронзительной любви, иронии и горькой печали» – так рассказывает о Ремарке Марина Жуковская – актриса, журналистка, ведущая на Одесском телевидении в одной из телепередач цикла «Сердце, отданное людям».
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк

Юные годы Ремарка

Писатель XX века родился в веке XIX, а именно в 1898 году, ещё во времена Германской Империи. 22 июня в городе Оснабрюк пришел в этот мир мальчик Эрих. Отец писателя Петер Франц Ремарк трудился переплетчиком, поэтому с детства талантливый парень был окружен большим количеством книг. Мама Эриха была домохозяйкой, занималась воспитанием детей, её звали Анна Мария Шталькнехт. У писателя был старший брат Теодор Артур, но мальчик рано умер, ему было всего пять лет. Эрих не остался единственным ребенком в семье, чуть позже у него появились две младшие сестры Эрна и Эльфрида.

Творческие способности у Ремарка проявились в довольно юном возрасте. Работа отца переплетчиком позволяла мальчику знакомиться с множеством различных книг разных эпох. Он рано начал читать, заниматься музыкой, рисовать. Одним из любимых занятий у Эриха было коллекционирование марок, а ещё он собирал бабочек, как русский писатель Владимир Набоков. Отношения с отцом, который не разделял увлечений сына, у мальчика не складывались. Зато в отношениях с матерью у Ремарка были гармония и взаимная любовь.

Стоит отметить, что при рождении писателю дали второе имя Пауль. Эрихом Марией он стал после смерти глубоко любимой матери. Это событие потрясло юношу до глубины души, ему было в тот момент 19 лет. В память о матери Ремарк сменил второе имя Пауль на Мария, чтобы навсегда запечатлеть столь любимого человека в своей жизни и судьбе.

Петер Франц Ремарк с сыном Эрихом, 1900 год
Петер Франц Ремарк с сыном Эрихом, 1900 год

Учиться мальчика родители отдали в церковную школу, а затем в семинарию. Когда юноша окончил обучение в семинарии, которая как бы являлась средней школой, он поступил в королевскую семинарию обучаться учительскому делу. Во время учебы Эрих вступил в литературный кружок, где приобрел немало друзей. В школьные годы его называли «пачкуном» за сочинительские порывы. Юный Ремарк постоянно что-то писал и, естественно, часто пачкался чернилами.

«В семинарские годы у Эриха появляются друзья – единомышленники, с ними он посещает кружок мечтаний для начинающих литераторов. Текут долгие беседы в кафе «Мансарда снов». Особенно его привлекало творчество Федора Достоевского, Иоганна Гёте и Марселя Пруста. В 18 лет наш герой дает частные уроки музыки, чтобы иметь карманные деньги для покупки одежды. Он считал, что одеваться нужно красиво и элегантно, и тогда успех в обществе обеспечен. Так он восполняет то, что недополучил в детстве» – рассказывает Марина Жуковская.
Эрих Пауль Ремарк в год поступления в Королевскую семинарию, 1915 год
Эрих Пауль Ремарк в год поступления в Королевскую семинарию, 1915 год

Путь его начался с лишений и потерь

Многие биографы считают, что первой серьезной работой Ремарка, которую можно отнести к началу его творческого пути, является первая его публикация в газете как журналиста. Газета называлась «Друг родины», в ней в июне 1916 года была опубликована статья Эриха. В этом же году Ремарка забрали на фронт, откуда он через год вернулся с тяжелым ранением. До конца войны юноша пробыл в госпитале. Вероятно, это время он использовал для обдумывания и переосмысления того, что происходило с ним и другими людьми на войне.

«Мы едем сюда обычными солдатами, грустными и веселыми, а когда попадаем в зону, где начинается фронт, мы становимся полулюдьми, полуживотными» – писал юный Ремарк, побывав на Западном фронте.
Восемнадцатилетний солдат Эрих Пауль Ремарк, 1917 год
Восемнадцатилетний солдат Эрих Пауль Ремарк, 1917 год

С этими словами я полностью согласна. Почитав мемуары людей, воевавших на обеих мировых, получаешь множество подтверждений этому. Война уродует людей не только физически, в книгах Ремарка очень много правды о войне, о пред- и поствоенной жизни, хоть их и относят к художественным произведениям.

Неудивительно, что все книги писателя пронизаны правдой и трагизмом жизни, ведь он видел войну изнутри – одно из самых страшных событий в человеческой судьбе. Эрих, будучи ещё совсем юным восемнадцатилетним парнем, уже успел испытать на себе все лишения и несправедливости военного времени, потерю друзей на фронте, сам он был на краю пропасти под названием смерть. Воюя на фронтах Первой мировой войны, Ремарк получил пять ранений. В тот период, когда Эрих лежал в госпитале, пришла печальная весть – умерла мать писателя, он еле смог приехать на прощание, а год спустя его покинул и любимый друг Фриц – поэт и художник.

Немецкие солдаты в окопе, 1914 год
Немецкие солдаты в окопе, 1914 год

Начало творческих начал

После выздоровления Эрих вернулся в отчий дом, где обустроил себе рабочий кабинет, намереваясь начать писательскую карьеру. Первым произведением, вышедшим из-под пера писателя, стал роман «Приют грёз», который увидел свет в 1920 году. Его напечатали в издательстве «Красота», что располагалось в Дрездене. Этот роман был написан Эрихом о творческих людях, вдохновляющихся своими музами. Мне кажется, он написал его в память об ушедшем друге. Эта книга была не о войне, она была создана, чтобы забыть войну.

Критики назвали «Приют грёз» посредственным произведением, дебют оказался для Ремарка неудачным. Но почему книгу назвали посредственной? Возможно, потому, что писатель излагал мысли просто, доступным для многих читателей слогом, и его не восприняли серьезно. Эрих остроумно отмечал всевозможные детали, писал незамысловато, но тогда, во время дебюта, наверное, люди хотели забыться после войны и уйти в литературу более сложную, структурированную, тяжелую, в которую необходимо погрузиться полностью, чтобы что-то понять. При этом времени на воспоминания не останется.

Интересно то, что писатель постарался сделать всё, чтобы самостоятельно скупить тираж своего первого произведения. В дальнейшей жизни он не любил вспоминать о творении своей юности. Год спустя после неудавшегося дебюта в литературе, в 1921 году Ремарк решает устроиться на работу по профессии, чтобы заработать денег, ведь дохода его творчество пока не приносит. Учителем он проработал всего лишь год, не выдержав этой работы.

Будущий знаменитый писатель с четвероногим другом, 1919 год
Будущий знаменитый писатель с четвероногим другом, 1919 год

Затем молодой человек работал в гранитной мастерской, играл на органе в психиатрической лечебнице, обкатывал автомобили, сочинял рекламные проспекты, был театральным критиком. В этот период смены разнообразных работ Эрих не перестаёт писать. Он пишет рецензии, путевые заметки и небольшие рассказы, работает журналистом в различных газетах. Поработав всем, кем только можно, Ремарк приезжает в Берлин, где устраивается на должность редактора журнальных иллюстраций.

«Ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным» – говорил писатель.

До переезда в Берлин Ремарк успел поработать в одном из журналов города Ганновер. В 1926 году, уже в берлинском журнале, были опубликованы два романа Эриха. Это были «Из юношеских времен» и «Женщина с золотыми глазами». Произведения эти дали большой толчок к творчеству, теперь уже Ремарк не покладая пера писал новые шедевры.

Первое издание романа «На Западном фронте без перемен», 1929 год
Первое издание романа «На Западном фронте без перемен», 1929 год

В 1928 году вышел новый роман «Остановка на горизонте», а спустя год Ремарк наконец-то решился написать свои воспоминания о войне, которые вылились в одну из знаменитейших книг XX века «На Западном фронте без перемен». Этот роман можно прочесть на 36 языках мира, он издавался новым тиражом 40 раз. На родине Ремарка в первый год продаж раскупили миллион экземпляров, это был фурор и большой успех на литературном поприще. В 1930 году по роману «На Западном фронте без перемен» был снят художественный фильм. Ремарк говорил:

«Война сделала нас никчемными людьми… Мы больше не молодёжь. Мы беглецы. Мы бежим от самих себя. От своей жизни. Нам было 18 лет, и мы только ещё начинали любить мир и жизнь, нам пришлось стрелять по ним. Первый же разорвавшийся снаряд попал в наше сердце. Мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от прогресса. Мы больше не верим в них. Мы верим в войну».

Этим высказыванием писатель точно передал мысли и настроение поколения войны, потерянного юношества. В романе Ремарк описывает переживания юноши, рано познавшего все нелицеприятные стороны войны. Несложно догадаться, что отчасти это автобиографическое произведение.

Молодой человек из книги возненавидел насилие, войну, но в мирной жизни он становится потерянным, никак не адаптируясь к спокойной размеренной жизни. Роман «На Западном фронте без перемен» был близок многим тем, кто побывал на войне. Другой же половине читателей было интересно, что чувствовали и испытывали те, кто попал на театр военных действий мировой войны.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен», 1930 год
Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен», 1930 год

В потоке творчества и жизни

«На Западном фронте без перемен» Ремарк написал очень быстро, всего за 6 недель. Множество положительных рецензий получило произведение. Автор не мог поверить в свой успех, а он был действительно феерическим. Талант писателя признали, он уверился в своих силах, и новые, не менее значимые произведения вышли затем из-под пера Ремарка. Вы, наверняка, их знаете: «Три товарища», «Триумфальная арка», «Жизнь взаймы», «Искра жизни» и многие другие.

А что же происходило в мирной жизни писателя помимо литературных успехов? После переезда в Берлин в 1925 году Ремарк работал в журнале, в котором повстречал симпатичную девушку – дочь издателя. Молодые люди проявили друг к другу симпатию, но родители девушки не дали развиться этим отношениям, они были против необеспеченного провинциального юноши.

Эрих был красивым мужчиной, он не остался без внимания с женской стороны. Через непродолжительное время после разрыва с дочерью издателя он женился на Ильзе Ютте Замбоне. Девушка была танцовщицей, в дальнейшем она стала прообразом некоторых героинь из романов Ремарка. Их брак долго не продлился, они прожили вместе всего 4 года. В ту пору молодой писатель старался выглядеть как можно элегантнее, стильнее, ходил в дорогие рестораны и даже приобрел себе титул барона.

Писатель любил элегантность и красоту в одежде. Эрих Мария Ремарк, 1925 год
Писатель любил элегантность и красоту в одежде. Эрих Мария Ремарк, 1925 год

Череда событий грустных

1933 год стал для Ремарка недружелюбным временем. На родине писателя к власти пришли нацисты во главе с харизматичным лидером. Роман «На Западном фронте без перемен» не просто запретили в Германии, а ещё и сожгли на виду у многочисленной публики. Это не случайно, ведь новая политика предполагала ведение войны, а не её осуждение.

Знакомые Ремарка вовремя подсказали ему уехать из страны до начала этих печальных событий. У Эриха больше не было родины, его лишили германского гражданства. Писатель перебрался в Швейцарию, куда накануне Второй мировой войны помог уехать и своей бывшей жене, вновь заключив с ней брак.

Сожжение книг на Бебельплатц в Берлине, 1933 год. Книги Ремарка были уничтожены одними из первых
Сожжение книг на Бебельплатц в Берлине, 1933 год. Книги Ремарка были уничтожены одними из первых

Несмотря на повторный фиктивный брак с Юттой Замбоне, на данном этапе жизни Ремарка главной и любимой женщиной для него была известная германская кинозвезда Марлен Дитрих. Она также уехала из Германии с приходом к власти Гитлера, обосновавшись в США.

Писатель искренне любил актрису, но она была довольно любвеобильна и не отвечала Ремарку постоянством. Роман с Дитрих был мучителен для литератора, его итогом стал окончательный разрыв отношений. Ремарк переехал в Нью-Йорк, где закончил свой роман «Триумфальная арка».

Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк
Марлен Дитрих и Эрих Мария Ремарк

Жизнь после второй войны

Жизнь в новом городе, стране и, можно сказать, эпохе принесла в жизнь Ремарка новые события и людей. Под впечатлением от событий войны, особенно от тех ужасов, что творились в концлагерях, писатель начал новый роман «Искра жизни».

В 1951 году произошла счастливая встреча Ремарка с Полетт Годдар – бывшей супругой Чарли Чаплина, которая стала женой писателя в 1958 году. С этой женщиной писатель счастливо прожил до конца своей жизни. Они встретились, будучи уже немолодыми людьми, но смогли стать друг для друга верными друзьями и супругами.

Эрих Мария Ремарк и Полетт Годдар поженились в 1958 году
Эрих Мария Ремарк и Полетт Годдар поженились в 1958 году

В 1970 году, находясь с женой в Италии, Ремарк попал в больницу с сердечным приступом. Осенью 1970 года писателя не стало, он ушёл из жизни 25 сентября. Похоронен Эрих Мария Ремарк в Швейцарии на кладбище Ронко. Полетт Годдар пережила супруга на 20 лет, занимаясь продолжением дел Ремарка, постановкой его пьес, публикацией произведений, пока сама не заболела и больше не смогла самостоятельно вести дела. Супругу Ремарка похоронили рядом с мужем в Швейцарии. Марина Жуковская говорила про Ремарка в своей телепередаче:

«Человечность и нежность он противопоставлял власти денег. Автор, лишившийся гражданства и своей родины, чьи произведения сжигали. Писатель, который не умел лукавить и не мог молчать».
МУСАГЕТ
Добавить комментарий