Разбивали сердца и вдохновляли поэтов – кем были музы русских классиков?

Искусство

Неизвестно, какой была бы мировая литература, если бы великих писателей не вдохновляли женщины, сыгравшую особенную роль в их судьбе. Что и говорить – многие бессмертные творения вовсе не появились бы на свет, если бы авторы не были знакомы со своими музами. Эти дамы могли быть роковыми красавицами или жертвами собственной любви к гению, очаровательными и милыми или же склочными и стервозными.

Однако все они были яркими и неординарными натурами – не менее интересными, нежели мастера, которых эти женщины вдохновляли на создание великих произведений. Кто же сумел покорить сердцееда Пушкина? Кто заставлял страдать Маяковского? Кому посвятил сорок лет своей жизни Тургенев? И кто они – удивительные музы знаменитых писателей?

«Чудное мгновенье» Пушкина

Когда речь заходит о великих классиках и дамах, вдохновлявших их на творчество, многие, конечно же, вспоминают Александра Сергеевича Пушкина. Русский поэт и правда отличался любвеобильностью и едва ли не в каждой женщине видел объект восхищения. При этом особенное место в его жизни заняла Анна Керн, с которой он повстречался на одном из приёмов в Петербурге.

Женщина была очаровательна и мила, однако состояла в браке. Впрочем, это едва ли могло остановить Пушкина. Он без памяти влюбился в Анну Петровну, а после её приезда в Тригорское, где нередко бывал и Александр Сергеевич, между ними вспыхнул роман. К слову, сама Анна далеко не сразу ответила взаимностью великому поэту – ему пришлось приложить немало усилий, чтобы получить благосклонность возлюбленной. Но история завершилась печально – мечтая о встрече с Керн, Пушкин узнал, что она снова приехала в Петербург.

Окрылённый, он решил тут же навестить женщину, но узнал, что она живёт с неким Сомовым. Вероятно, для неё роман с Пушкиными был всего лишь интрижкой – поэт в списке кавалеров Анны был не первым и далеко не последним. Александру Сергеевичу пришлось залечивать сердечные раны, а бессмертной памятью о его чувствах стало стихотворение, некогда посвящённое Анне Керн:

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты».

Александр Арефьев-Богаев. Предположительно портрет Анны Петровны Керн, 1840 год
Александр Арефьев-Богаев. Предположительно портрет Анны Петровны Керн, 1840 год

«Треугольная» жизнь Маяковского

Другому нашему поэту, Владимиру Маяковскому, тоже пришлось познать всю силу любви к роковой даме. Ею стала его возлюбленная Лиля Брик. Женщину нельзя было назвать красавицей, но управлять мужчинами она умела.

Лиля на протяжении многих лет поддерживала отношения и с мужем Осипом, и с Маяковским. Герои этого «любовного треугольника» жили одной семьёй, причём Владимир Владимирович очень страдал от неверности Брик. Сама Лиля к его мукам относилась своеобразно:

«Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

Надо признать, здесь Лиля Брик была права – именно страдания нередко порождали удивительные стихотворения Маяковского, которые не могли оставить равнодушными читателей или слушателей. Увы, сам поэт не мог ни минуты находиться в покое, и творчество давалось ему очень дорогой ценой.

Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский
Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский

Любовь длиною в жизнь

Ивану Тургеневу тоже довелось любить замужнюю даму, которая стала не только его музой, но и самой большой любовью. С оперной певицей Полиной Виардо он познакомился в Петербурге, куда та приезжала со своим мужем. Очень быстро с супругами Виардо у Ивана Сергеевича завязались дружеские отношения, вот только писатель понимал, что к Полине он испытывает далеко не братскую приязнь.

Женщина не сразу ответила взаимностью. Тургенева за его страсть к певице осуждала мать, с которой он серьёзно поссорился. В конце концов писатель переехал к Виардо и долгое время жил с ней. Поразительно, что супруг Полины, всё прекрасно понимавший, не возражал против присутствия Тургенева в своём доме. Иван Сергеевич ушёл из жизни так, как и мечтал – в последние минуты рядом с ним была его возлюбленная, женщина, которую он любил более сорока лет.

Тимофей Андреевич Нефф «Портрет Полины Виардо», 1842 год Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия
Тимофей Андреевич Нефф «Портрет Полины Виардо», 1842 год
Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва, Россия

Ради неё Есенин мог бы измениться

А вот музой Сергея Есенина часто называют Айседору Дункан. Несомненно, балерина сыграла в жизни великого поэта значительную роль, однако была и другая женщина, поразившая Сергея Александровича не меньше Дункан. Это была Августа Миклашевская. С ней Есенин повстречался, когда находился в крайне тяжёлом состоянии. Измученный и уставший от брака с Дункан, он вернулся на родину, где и встретил чуткую женщину. Она умела слушать, понимала его – это было именно то, чего так не хватало поэту.

Вот только сама Августа так и не ответила взаимностью своему великому почитателю. Её занимали совсем иные вещи – нужно было как-то выживать, работать в театре и воспитывать сына. Кроме того, Миклашевская признавалась, что ей кажется, будто она вовсе не способна на любовь. Есенин же, несмотря на печальную историю любви, увековечил образ любимой в своих стихах:

«Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень».

Августа Леонидовна Миклашевская, 1920-е годы
Августа Леонидовна Миклашевская, 1920-е годы

Как видите, музы великих писателей могли быть совершенно разными – и красавицами, и дурнушками, и роковыми дамами, и добрыми хранительницами очага. Увы, далеко не все мастера слова нашли счастье с теми, кого любили. Впрочем, может быть, это и необходимо творческим людям – чувствовать, как страдания и волнения «высекают» новые искры идей и заставляют сердце биться болезненно и часто? Ведь нередко именно так, в душевных муках и терзаниях, в боли и отчаянии, рождались бессмертные творения наших классиков.

На обложке: Муза Владимира Маяковского Лиля Брик

МУСАГЕТ
Добавить комментарий