Не секрет, что Пушкин в своих произведениях часто описывал истории из жизни, а современники поэта узнавали в персонажах самих себя. Причем критерии такого своеобразного «кастинга» персонажей были различные.
Чья-то история потрясла самого поэта, какие-то случаи были у всех на слуху, а иногда прототип просто идеально соответствовал задумке автора. Не стала исключением и повесть «Дубровский».
Основано на реальных событиях
Рассказ о любом произведении Пушкина можно начать с того, что «однажды поэт приехал к своему другу и услышал занимательную историю…». Создание повести о благородном разбойнике тоже началось именно так.
Как-то поэт в Москве гостил у своего друга Павла Нащокина и услышал от него историю, как в окрестностях их имения в Витебске появился разбойник, которого долгое время искали, но так и не смогли найти. Разбойником тем был Павел Островский, мелкопоместный дворянин из Минской губернии. Его предкам принадлежало маленькое имение с двадцатью крестьянами. Во время войны с Наполеоном эти земли были разорены, а дом сгорел.
Когда повзрослевший двадцатидвухлетний Павел Островский (а в романе Владимиру Дубровскому было 23 года) должен был наследовать земли после смерти отца, выяснилось, что документы, подтверждающие право собственности, сгорели вместе с имением.
Молодой помещик остался без родового имения. Тогда он сделался кем-то вроде Робин Гуда: разбойничал в местных лесах, грабил богатых и делился награбленным с нищими. Около 6 лет его никак не могли поймать. Арестовали его в доме помещика Помарнацкого, где Островский скрывался под видом учителя. Разбойника отправили на каторгу, но в Витебской губернии он сбежал. Возможно, мятежнику удалось перепилить кандалы. Больше об Островском ничего не слышали.

Любимая героиня Пушкина
У Маши Троекуровой нет реального прототипа. Вернее, нет конкретного прототипа. Однако это не просто собирательный образ девушки XIX в., а скорее любимый тип героини самого автора.
Во-первых, Мария – любимое женское имя Пушкина. Вспомнить хотя бы его Машу Миронову из «Капитанской дочки» или Марью Гавриловну из повести «Метель». Во-вторых, всех этих пушкинских Марий объединяет одно важное качество, которое поэт очень ценил в женщинах – это чувство долга.
Влюбленная Мария, став против своей воли женой престарелого князя Верейского, не видит возможности жить в грехе и нарушить клятву, которую она дала своему мужу. А потому она приносит в жертву свою любовь и возможное счастье.
В этом плане Маша Троекурова практически списана с «милого идеала» поэта Татьяны Лариной, которая точно так же, будучи замужней женщиной, ответила отказом своему возлюбленному. Именно в этом, по мнению Пушкина, заключалось главная достоинство настоящей женщины.

Открытка с иллюстрацией Дементия Алексеевича Шмаринова к роману А.С.Пушкина «Дубровский», 1982 год
Вопиющая несправедливость
Была еще одна история, которая оставила след в сердце поэта. В Козловском уезде Тамбовской губернии некий полковник Крюков выиграл судебное дело у своего соседа поручика Мартынова. Оба судились из-за имения. Вот только Крюков был достаточно богатым помещиком, а Мартынов совсем не мог похвастаться хоть сколько-то большим состоянием.
Хотя в то время предвзятость суда в отношении небогатых помещиков и непомерные аппетиты беспринципных соседей-аристократов были делом обычным, Пушкина возмущала такая вопиющая несправедливость. Однажды среди жертв подобных дел ему встретилась фамилия Дубровский (по другой версии такую фамилию носил сосед Пушкина по имению). Так или иначе, но именно некий Дубровский стал главным героем повести.

То, что история и с Островским, и с Мартыновым была чистейшей правдой, доказывают документы, которые позже обнаружились в архивах. События эти разворачивались в начале 30-х гг., а значит, Пушкин никак не мог знать, чем они точно закончатся. Поэтому-то, несмотря на крепкий и уверенный сюжет, поэт несколько раз переписывал концовку своей повести.
На обложке: Фрагмент картины Николая Павловича Ульянова «Пушкин за письменным столом», 1936-1937 годы. Местонахождение: Государственный музей А.С.Пушкина, Москва, Россия