Призвание – артист. Жизнь Алексея Баталова

Искусство

Алексей Баталов — человек, ставший эталоном идеального мужчины для нескольких поколений СССР и России, благодаря сыгранным ролям. Будучи глубоко порядочным человеком, он не стал обманывать первую жену, когда встретил настоящую любовь всей своей жизни. Путь его не был простым, но Баталов никогда не терял своего благородства и не поступался принципами, как и герои его фильмов.

Алексей Баталов — эталон мужественности, интеллигентности и надёжности. Это не просто амплуа, это образ жизни и его сущность как человека.

“Тётя Аня всегда приходит в гости с конфетами…”

Необычным в его жизни было всё, начиная с детства, проведённого за кулисами театра. Молодой семье Владимира Аталова (таким был актёрский псевдоним отца) и актрисы Нины Ольшевской выделили небольшую комнатку прямо в хозяйственной части МХАТа, когда 20 ноября 1928 года у них родился сын.

Неудивительно, что там просто не могло быть обычных людей, далёких от театральной жизни. В семье Баталовых актёрами были вообще все, именно они окружали маленького мальчика, а ещё декорации, костюмы и сама атмосфера, пропитанная сценической жизнью.

Алексей Владимирович Баталов - советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР
Алексей Владимирович Баталов – советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР

Через 5 лет после рождения ребёнка супруги развелись, а затем у Лёши появился отчим — писатель Виктор Ардов, и они стали жить на Большой Ордынке. Анна Ахматова, которая была частым гостем в семье, просто обожала маленького Лёшу и всячески его баловала. Даже когда он стал взрослым и вернулся из армии, именно Ахматова дала в то непростое время денег парню, чтобы он купил себе хорошую одежду. Однако Алексей купил на эти деньги подержанный «Москвич» и назвал его «Аннушка».

Фаина Раневская, не имевшая собственных детей, тоже никогда не обделяла мальчика вниманием, дарила игрушки и угощала пирожными. Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Михаил Зощенко, Мате Залка, Илья Ильф, Борис Пастернак, Михаил Светлов — вот таких именитых друзей принимала у себя дома семья Баталова. У любого образованного человека, и не только в России, от таких громких имён замирает сердце. Только спустя годы, повзрослев, Баталов стал осознавать, с какими гениальными людьми ему довелось общаться.

Анна Ахматова с Алёшей Баталовым и его мамой Ниной Ольшевской
Анна Ахматова с Алёшей Баталовым и его мамой Ниной Ольшевской

Война, жизнь в эвакуации и театр в Бугульме

Когда началась Великая Отечественная война, Нина Ольшевская с тремя сыновьями была вынуждена эвакуироваться в небольшой городок Бугульма, где сумела организовать театр. Люди, измученные голодом и войной, находили в спектаклях ту радость, которой как раз не хватало, чтобы выживать, работать и растить детей.

Алексей Баталов, на тот момент будучи подростком, от всей души помогал матери, занимаясь как техническими вопросами: истопить печь, расставить лавки, зажечь керосинки; так потом и сам стал принимать участие в постановках. Бугульминскому театру в 2008 году присвоено имя Алексея Баталова.

Драматический театр имени Алексея Баталова в Бугульме / © Олег Манаенков / fotokto.ru
Драматический театр имени Алексея Баталова в Бугульме / © Олег Манаенков / fotokto.ru

“Я сам должен всего добиться, мама”

После окончания войны семья вернулась в Москву. Однажды в класс пришёл режиссёр Лео Арнштам набрать подростков для съёмок в фильме «Зоя» о подвиге Зои Космодемьянской. Главным условием для участия в съёмках, конечно, были хорошие отметки. Алексей быстро подтянулся в учёбе и роль получил.

В Школу-студию МХАТ Алексей поступил только со второго раза, категорически отказавшись от помощи матери:

“Сам и только сам я должен всего добиться”.

Баталов был одним из немногих, кто в то сложное время мог себе позволить не кривить душой, оставаясь самим собой. Удивительно, но дворянское происхождение и неприятие власти не отразились на Баталове — он не подвергался репрессиям и гонениям со стороны органов НКВД. Видимо там, «наверху», кто-то решил, что эта семья в полной мере ответила за чужие ошибки.

Алексей Баталов в роли Бориса Фёдоровича Бороздина в фильме «Летят журавли», 1957 год
Алексей Баталов в роли Бориса Фёдоровича Бороздина в фильме «Летят журавли», 1957 год

Немногим позже Баталов категорически отказался читать книгу Л.И.Брежнева «Малая земля» на радио.

“Я не могу идти против себя”.

Так говорил он как писатель и мастер текстового жанра. Однако и слишком активно отстаивать свои политические взгляды Баталов не считал нужным.

Он просто жил, играл, озвучивал документальные и мультипликационные фильмы. Вряд ли в современной России найдётся человек, который не умилялся, просматривая мультфильм «Ёжик в тумане» или «Приключения пингвинёнка Лоло». А ведь именно Баталов их озвучивал своим волшебным завораживающим голосом, приковывая к экранам не только детей, но и взрослых.

Спокойный и рассудительный голос Алексея Баталова исключительно удачно подошёл для закадрового голоса автора в мультипликационном фильме «Ёжик в тумане», 1975 год
Спокойный и рассудительный голос Алексея Баталова исключительно удачно подошёл для закадрового голоса автора в мультипликационном фильме «Ёжик в тумане», 1975 год

Алексей Баталов не был лишён тонкого юмора, граничащего с некоторым сарказмом. И, возможно, самокритикой.

“Да не был Гоша идеальным! Что-то женщины не додумали. Смотрите сами: от первой жены ушёл, к незнакомой женщине стал приставать с разговорами в электричке, а первая же проблема, которая оказалась ему не по нраву, привела к бегству и запою, причём в одиночестве”.

Так Алексей Владимирович отзывался о своём герое в фильме «Москва слезам не верит». Но ведь именно эта роль сделала его буквально эталоном идеального мужчины. Насколько сильно его любили женщины? Скорее мечтали, чтобы их мужья стали такими, как Гоша, не очень задумываясь, что прикладываться к бутылке в непонятной ситуации – это в принципе ненормально.

В то время так многие жили, вот только интеллигентности и порядочности иным мужьям порой очень не хватало. Видимо, послевоенный период надолго сказался на сознании, ведь мужчин в живых осталось мало, а в одиночестве женщинам выжить очень трудно. “Хоть калека, но мужик в доме. Подумаешь, выпьет иногда”, – такие были понятия, такой менталитет.

Алексей Баталов в роли Гоши в фильме «Москва слезам не верит», 1979 год
Алексей Баталов в роли Гоши в фильме «Москва слезам не верит», 1979 год

“Да, моя жена — циркачка”

Даже сейчас многие женщины в защиту Гоши могут возразить, что идеальных людей не бывает. Однако Баталов в жизни им был.
Единственным спорным вопросом можно назвать, когда он, будучи женатым человеком, влюбился в артистку цирка.

Но и в этом случае врождённая порядочность не позволила лёгкой интрижкой оскорбить ни супругу Ирину Ротову, дочь художника Константина Ротова, ни себя, ни возлюбленную. Баталов развёлся с женой. Видимо недостаточно он любил Ирину, предпочитая семье карьеру. Да, они были друзьями с самого детства, росли в одном дворе, плавно дружба переросла в романтические отношения, молодые люди стали встречаться, а потом поженились. Иначе быть просто и не могло.

Но полюбил по-настоящему он лишь Гитану. Несмотря на то, что в первом браке родилась дочь Надежда, Баталов делает непростой выбор и разводится с женой. Свадьбу не стали делать пышной. Тем более, что циркачка Гитана (цыганка по национальности) не собиралась замуж вообще. Её жизнью был цирк. Но как можно не полюбить Лёшу Баталова? С 1963 года супруги жили вместе до самой смерти Алексея Владимировича.

Алексей Владимирович Баталов с женой Гитаной Аркадьевной Леонтенко и дочерью Гитаной-Марией
Алексей Владимирович Баталов с женой Гитаной Аркадьевной Леонтенко и дочерью Гитаной-Марией

Мастер творческого слова:

Судьба послала супругам нелёгкое испытание: дочь родилась с диагнозом ДЦП. Гитана предпочла цирковой жизни семейную и посвятила себя заботе о дочери. Да и сам Баталов, как бы сильно ни любил театр и кино, но любовь к жене и дочери оказались сильнее. Врождённое чувство ответственности и заботы о семье, которая в нём нуждалась, заставило артиста вместо съёмочной площадки выбрать работу на радио и заняться озвучиванием. Баталов искренне считал свою работу «серьёзным делом».

Алексей Владимирович просто не мог играть подлецов в кино. Да и ни один режиссёр такого бы не позволил. Если он играл учёного, то непременно полностью отдававшегося работе (физик-ядерщик Гусев в фильме «Девять дней одного года»).

В фильме «Большая семья» про династию кораблестроителей Журбиных он играл младшего сына, который полюбил женщину с ребёнком и, несмотря на предрассудки того времени, женился на ней. В сказке «Три Толстяка» киностудии Ленфильм, являясь не только актёром, но также режиссёром и сценаристом, он сыграл Тибула-канатоходца. Причём делал это без подстраховки и каскадёров.

Вообще фильмов с его участием очень много, не везде он задействован в главных ролях, но абсолютно во всех картинах его герои глубоко порядочные и принципиальные люди. Роль Гоши является самым ярким примером. С дочкой Машей занимались и работали, не теряя надежды, что недуг отступит. Мария выросла умной и образованной, благодаря заботе и стараниям родителей. Книги талантливого литератора и музыкального критика Гитаны-Марии Баталовой публикуются по сей день.

Алексей Баталов и польская актриса Барбара Брыльска во время прогулки на Красной площади
Алексей Баталов и польская актриса Барбара Брыльска во время прогулки на Красной площади

“Я стал типичным интеллигентом прошлого века”, или Главный интеллигент СССР

Работа в театре, мультипликационные и документальные фильмы, радиопостановки, режиссёрская работа — этим всем он занимался, параллельно преподавая актёрское ремесло во ВГИКе с 1975 года.
Через год преподавателю и актёру Баталову присвоили звание народного артиста СССР, а через 5 лет он получил профессорскую степень и возглавил кафедру.

На протяжении всей жизни Баталов писал детские сказки, стихи, сценарии, а живопись была его хобби. Трудно переоценить влияние Баталова не только на актерский мир, а также на мировоззрение русских людей в целом.

Алексей Баталов и Олег Табаков
Алексей Баталов и Олег Табаков

Вместе с Дмитрием Лихачёвым они основали фонд помощи одарённым детям, имеющим физические недуги, сиротам и детям из многодетных семей под названием «Мир искусства». В своё время Баталов активно поддержал присоединение Крыма к России, высказывая своё отношение к крымчанам, как к «нашим людям». Ноон ни в коем случае не был за вооружённый конфликт с Украиной, ведь человеку, рождённому в СССР, трудно допустить даже мысль о каких-то междоусобицах национальностей некогда Великой Державы.

Алексей Владимирович не любил жаловаться и, к сожалению, всегда халатно относился к своему здоровью. Мало того, что он всю жизнь курил, он категорически не хотел слышать о каких-то специальных диетах.
От проблем с сосудами часто кружилась голова. Но родным было сложно уговорить его лишний раз посетить доктора, он считал это лишним, настаивая на том, что у него нет болезней, кроме старости. А от старости лекарства нет, а потому не имеет смысла тратить драгоценное время на посещение врачей.

В январе 2017 от очередного головокружения Алексей Владимирович упал прямо дома и сломал на правой ноге шейку бедра. Это был очень непростой перелом, особенно для пожилого человека. Пришлось сделать две операции, опытные хирурги сумели восстановить кость, но требовалась длительная реабилитация.

Ещё 14 июня Алексея Владимировича в стационаре посетил священник. Они долго беседовали, актёр, словно предчувствуя близкую кончину, решил причаститься.

В 6 часов утра 15 июня 2017 года Алексея Владимировича Баталова не стало. Перенесённый наркоз, послеоперационные осложнения и сопутствующие возрастные заболевания стали причиной смерти. Умер он в почтенном возрасте на 89-ом году жизни. Союз кинематографистов РФ полностью взял на себя организацию похорон этого уникального актёра. Похоронен Алексей Баталов на Преображенском кладбище в Москве, там же, где и его мама Нина Ольшевская.

Алексей Баталов со своими учениками на праздновании 80-летия актёра
Алексей Баталов со своими учениками на праздновании 80-летия актёра

Алексей Баталов прожил долгую насыщенную жизнь. По сути, он не играл, а именно жил сыгранными и озвученными героями, семьёй, любимой работой. И в любой ситуации оставался самим собой: честным, спокойным, принципиальным – настоящим человеком.

На обложке: Алексей Владимирович Баталов в роли Саши Румянцева в фильме «Дело Румянцева», 1955 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий