Пошутил так, что прославился на весь мир – как Габриэль Гарсиа Маркес стал знаменитым писателем

Искусство

Магический реализм – одно из самых странных и чарующих направлений в мировой литературе. Ярчайшим его представителем был Габриэль Гарсиа Маркес. Слыша имя этого писателя, мы, конечно, сразу вспоминаем его роман «Сто лет одиночества». Удивительное произведение буквально пронизано нотами того самого реализма, смешанного с неким элементом магии. При этом произведения Маркеса нельзя отнести к фантастике. Это – особенный мир, в который погружаешься благодаря удивительному слогу и таланту писателя.

Но, как часто бывает, о жизни самого Габриэля Гарсиа мы мало что знаем. А ведь она нашла отражение во многих его произведениях. Человек, который верил, что любую вещь можно «оживить», вселив в неё частицу души, был крайне интересной личностью. Путь такого человека просто не мог быть скучным и заурядным. Итак, как же жил Маркес? Как общество приняло его романы, написанные в столь необычном стиле? И как Маркес стал первым колумбийцем, удостоившимся Нобелевской премии?

Родная Аракатака

Маленький Габриэль появился на свет в 1927 году в городе Аракатака, расположенном в Колумбии. Вскоре после рождения сына его отец, получивший место фармацевта, перебрался вместе с супругой в крупный портовый город Барранкилья.

Родители оставили маленького Габриэля на попечение бабушки и дедушки. Ранние годы жизни Маркеса прошли в Аракатаке, причём жизнь в этом городе навсегда осталась самым тёплым воспоминанием детства у будущего писателя. Он не раз говорил, что именно Аракатаку считает своей малой родиной – несмотря на то, что поездить по миру пришлось немало, эти места всегда жили в его сердце:

«Я всегда испытывал ностальгию по моей родине – Аракатаке, куда я однажды вернулся и обнаружил, что разница между реальностью и воспоминаниями была исходным материалом для моей работы».
Габриэль Гарсиа Маркес - знаменитый колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии
Габриэль Гарсиа Маркес – знаменитый колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии

Главные люди в жизни Габриэля

После смерти деда мальчик отправился к родителям, потом семейство ещё несколько раз переезжало с места на место. Однако с родителями он не чувствовал той глубокой душевной связи, которая существовала между ним и дедушкой с бабушкой. Дед, которого Маркес называл «Папалело», был ветераном Тысячедневной войны.

Он пользовался уважением соседей и являлся одним из самых уважаемых людей среди либеральных колумбийцев. От деда мальчик нередко слышал истории о войне, о всевозможных передрягах и происшествиях, в которые доводилось попадать отставному полковнику. Порой откровения деда были достаточно жуткими. Например, однажды он заявил внуку, что тот даже представить себе не может, каким тяжёлым является тело мёртвого человека. Именно от деда Габриэль усвоил одну важную истину: жизнь человека – наивысшая ценность, и нет страшнее преступления, чем забрать её.

Не меньшую роль в воспитании будущего писателя сыграла его бабушка. Донья Транквилина Игуаран Котес обожала всё таинственное, мистическое и загадочное. Она любила рассказывать о призраках и странных явлениях, однако в её исполнении это были не страшилки для детей, а скорее истории о чём-то вполне очевидном. Так, Гарсиа вспоминал:

«Она относилась к экстраординарному как к чему-то совершенно естественному… была источником магического, суеверного и сверхъестественного взгляда на реальность».
Габриэль Гарсиа Маркес в годовалом возрасте, 1928 год
Габриэль Гарсиа Маркес в годовалом возрасте, 1928 год

Студенчество

В 1936 году семья Маркесов переехала в Сукре. Вскоре родители решили, что юному Габриэлю пора начинать своё обучение. В школе он проявил себя как робкий мальчик, которому нравилось рисовать юмористические карикатуры и писать сатирические стихи. Ровесники нередко называли Маркеса «стариком», поскольку он был очень серьёзен. Мальчик не интересовался детскими играми, не участвовал в шалостях, да и вообще вёл себя крайне сдержанно.

Уже в юности Габриэль Маркес стал проявлять интерес к литературе. Он много читал, вдохновляясь историями известных авторов. Одним из любимых его писателей был Франц Кафка. Но, окончив школу и колледж, Маркес подчинился воле родителей и решил поступить на юридическое отделение университета. Кстати, уже в колледже с Габриэлем произошли удивительные метаморфозы. Из неприметного молодого человека он превратился в страстного любителя спорта, причём вскоре стал капитаном команд по бегу, футболу и бейсболу.

Студента Маркеса ровесники нередко называли «стариком», поскольку он был очень серьёзен Габриэль Гарсиа Маркес, 1944 год
Студента Маркеса ровесники нередко называли «стариком», поскольку он был очень серьёзен
Габриэль Гарсиа Маркес, 1944 год

Долг и мечта

В годы студенчества Маркесу пришлось столкнуться с противоречиями собственной души. С одной стороны, он стремился быть образцовым сыном и исполнял волю родителей. Отец мечтал видеть его юристом и считал, что именно в юриспруденции сын сумеет добиться успеха.

С другой же, Габриэль чувствовал, что юридические дела ему совершенно неинтересны. Он мечтал писать рассказы и романы, большие и маленькие истории, с помощью которых мог бы поделиться своими мыслями с читателями. Он хотел писать нечто такое, что напоминало бы ему рассказы дедушки и бабушки, столь же необычное и удивительное. Сложно сказать, как сложилась бы судьба Маркеса, если бы сама судьба не вмешалась в ход событий того времени.

Молодой Габриэль Гарсиа Маркес хотел заниматься литературным творчеством, а не юриспруденцией
Молодой Габриэль Гарсиа Маркес хотел заниматься литературным творчеством, а не юриспруденцией

Времена перемен

Начать юридическую практику Маркесу было не суждено. В Колумбии вспыхнуло восстание «Боготасо», после чего университет был закрыт, и Габриэль временно перевёлся в другое учебное заведение. Именно тогда, во времена перемен, он понял, что должен следовать зову сердца и заниматься тем, о чём так страстно мечтает. Молодой человек устроился работать корреспондентом в местную газету. В скором времени он возвращается в город Барранкилью, причём продолжает заниматься литературной деятельностью.

Вскоре освобождается должность корреспондента в достаточно крупном издании «Эль Геральдо», и Маркес сразу же устраивается туда. Он полностью сосредоточился на журналистике. В ту пору будущий знаменитый писатель начал делать первые шаги в своём творчестве. Журналистская деятельность помогла Габриэлю раскрыть свои таланты и понять, что именно писательство является его истинным призванием – пусть даже выбор профессии и противоречил родительским наставлениям.

Журналистская деятельность помогла Габриэлю раскрыть свои таланты и понять, что именно писательство является его истинным призванием
Журналистская деятельность помогла Габриэлю раскрыть свои таланты и понять, что именно писательство является его истинным призванием

Вдохновение

В пору проживания в Барранкилье начинает раскрываться литературный талант Габриэля Гарсиа. Благодаря работе корреспондента он познакомился с большим количеством деятелей искусства, в том числе и с писателями. Знакомства и новые впечатления становились источником вдохновения для его будущих творений. Более того, у Маркеса начал формироваться собственный взгляд на культуру и искусство своей страны.

К слову, одним из тех, кто значительно повлиял на жизненные принципы и творчество Маркеса, стал Эрнест Хемингуэй. Его произведения были очень популярны в то время, и Маркес, как и многие другие читатели, нашёл в авторе своего кумира. Словом, как и всякий писатель, Габриэль изначально был читателем, а литература в его жизни занимала главенствующее место.

Эрнест Хемингуэй значительно повлиял на жизненные принципы и творчество Маркеса
Эрнест Хемингуэй значительно повлиял на жизненные принципы и творчество Маркеса

Первые пробы пера

В 1955 году в свет вышло первое опубликованное произведение Маркеса. Это была повесть «Палая листва». История о жизни пожилого полковника пронизана детскими воспоминаниями Габриэля о собственном дедушке. Это трогательное произведение, в котором что-то своё найдёт каждый человек. Однако отыскать издателя, согласившегося опубликовать повесть начинающего литератора, оказалось не так просто. Целых семь лет понадобилось Маркесу для того, чтобы всё же увидеть напечатанной свою повесть.

Сам автор называл «Палую листву» своим самым любимым произведением. Он говорил, что написал её спонтанно и по наитию, совершенно не напрягаясь и не выискивая нужные слова. Сюжет словно бы сам «вёл» писателя, а ему оставалось лишь следовать за ним.

Иллюстрация к повести Габриэля Гарсиа Маркеса «Палая листва» / © Mikhail Zont / masterkrasok.ru
Иллюстрация к повести Габриэля Гарсиа Маркеса «Палая листва» / © Mikhail Zont / masterkrasok.ru

И снова полковник

А спустя шесть лет после выхода первого произведения Габриэль Маркес опубликовал новую повесть – «Полковнику никто не пишет». Являясь приверженцем реализма, автор решил создать произведение, подобное рассказам столь любимого им Хемингуэя. В этой повести Маркес рассказывает о жизни немолодого полковника и его супруги. Они коротают свой век, вспоминая о прежних временах. Особенное место в их сердцах занимает память о сыне, который не так давно погиб.

При этом в повестях Маркеса можно заметить упоминания о «Ла Виоленсии» – гражданской войне, которая велась между либералами и консерваторами. Героям произведений нередко приходится сталкиваться с жёсткой цензурой военного времени, комендантским часом, подпольными газетами и листовками. Как очень точно отмечал литературовед Белл-Виллада:

«Благодаря своему практическому опыту в журналистике Гарсиа Маркес из всех великих ныне живущих авторов является тем, кто ближе всего к повседневной реальности».
Иллюстрация Владимира Афанасьевича Овчинникова к повести Габриэля Гарсиа Маркеса «Полковнику никто не пишет»
Иллюстрация Владимира Афанасьевича Овчинникова к повести Габриэля Гарсиа Маркеса «Полковнику никто не пишет»

Личная жизнь писателя

Яркой и интересной оказалась и личная жизнь писателя. Ещё в школьные годы он познакомился с девочкой по имени Мерседес Барча. Она была на три года младше Габриэля. Вскоре между ними вспыхнули нежные чувства. Когда Маркеса отправили в Европу в качестве иностранного корреспондента, Мерседес дожидалась его в Барранкилье.

В 1958 году пара наконец поженилась. Вскоре на свет появился их сын Родриго, который через годы станет известным кинорежиссёром. А спустя некоторое время у супругов родился второй сын, Гонсало Гарсиа, который теперь занимается графическим дизайном и работает как художник.

Кстати, внебрачной дочерью Габриэля Маркеса нередко называют Индиру Катон. Писателю приписывали роман с её матерью Сусаной Катон, которая также оставила след в мире литературы. Индира же нашла себя в киноиндустрии, став продюсером документальных фильмов.

Габриэль Гарсиа Маркес с женой и детьми
Габриэль Гарсиа Маркес с женой и детьми

Масштабная работа

Несмотря на то, что изначально творчество Маркеса было связано с реалистическим жанром, постепенно он начал несколько отходить от него. С восемнадцатилетнего возраста Габриэль мечтал написать роман, в котором бы рассказал о доме своих дедушки и бабушки.

Однако идея эта долгое время была исключительно в мечтах писателя. Но однажды, когда он отправился с семьёй в Акапулько, Маркес вдруг понял, с чего стоит начать своё произведение. На полпути он развернул машину и вернулся домой, чтобы писать роман. Именно это произведение сделало его известным на весь мир. Вы догадались, о чём речь? Конечно, это «Сто лет одиночества».

Однако сама работа над романом оказалась крайне непростой. Писатель продал свою машину, чтобы у семьи были средства к существованию, пока он занят писательством. Кроме того, само создание «Ста лет одиночества» заняло гораздо больше времени, нежели предполагал Маркес. Супруге литератора приходилось брать еду и вещи в кредит, а также просить домовладельца, сдававшего квартиру Маркесам, отложить срок уплаты за жильё.

Иллюстрация к роману Сто лет одиночества /© Luisa Rivera / sanatperver.com
Иллюстрация к роману Сто лет одиночества /© Luisa Rivera / sanatperver.com

Мировая слава

Однако поддержка родных и талант писателя сделали своё дело. Несмотря на все трудности, которые пришлось вынести Габриэлю и его семейству, роман стоил того, чтобы пройти все эти испытания. Книга «Сто лет одиночества» была опубликована в 1967 году, причём вскоре была признана самым коммерчески успешным романом. Тираж её превысил 50 миллионов экземпляров.

Роман рассказывает нам о семье Буэндиа, которая основала деревню Макондо (это вымышленное поселение, плод фантазии автора). Представители этого рода переживают горести и радости, проходят через непростые испытания. Перед нами разворачивается целая летопись, повествующая о жизни разных поколений. Кстати, нередко искусствоведы заявляют, что «Сто лет одиночества» – это некий обобщённый вариант истории небольших городков Латинской Америки, подобных родной для Маркеса Аракатаке.

Популярность, свалившаяся на Маркеса после выхода в свет его романа, была поистине огромной. Это удивляло и самого писателя. Кроме того, он стал первым колумбийцем, удостоившимся Нобелевской премии. Как отметил Уильям Кеннеди, роман «Сто лет одиночества» должен быть обязательным к прочтению современными людьми. Но, несмотря на восхищённые отзывы современников и нескончаемый поток похвалы, сам Габриэль Гарсиа Маркес пребывал в недоумении. Он не раз говорил, что этот роман – это его попытка «пошутить», которая обернулась неожиданным признанием и славой. Как писал Маркес:

«Большинство критиков не понимают, что такой роман, как «Сто лет одиночества», – это своего рода шутка, полная сигналов близким друзьям, и поэтому, имея некое предопределенное право разглагольствовать, они берут на себя ответственность за расшифровку книги и рискуют выставить себя ужасными дураками».
Маркес не раз говорил, что «Сто лет одиночества» – это его попытка пошутить, которая обернулась неожиданным признанием и славой
Маркес не раз говорил, что «Сто лет одиночества» – это его попытка пошутить, которая обернулась неожиданным признанием и славой

Маркес и Кастро

После выхода своего знаменитого романа Габриэль Гарсиа отправился вместе с семьёй в Европу. Некоторое время он жил в Барселоне, при этом периодически отправлялся в поездки. Всенародное признание и огромное уважение людей всего мира по отношению к писателю позволило ему стать посредником в переговорах между правительством Колумбии и партизанами.

Известность также способствовала знакомствам с несколькими мировыми лидерами, среди которых был и бывший президент Кубы Фидель Кастро. В одном из своих интервью писатель отметил, что их с Кастро связывает большой интерес к литературе:

«У нас интеллектуальная дружба. Возможно, не всем известно, что Фидель – очень культурный человек. Когда мы вместе, мы много говорим о литературе».
Габриэль Гарсиа Маркес и Фидель Кастро, 1980-е годы
Габриэль Гарсиа Маркес и Фидель Кастро, 1980-е годы

«Подрывник» устоев империализма

Но если в большинстве европейских стран, на Кубе и в Советском Союзе о Маркесе говорили как о выдающемся писателе, то совсем иной позиции придерживались власти США. После резких высказываний в отношении империализма правительство Штатов назвало писателя подрывником устоев страны.

На протяжении долгого времени автор «Ста лет одиночества», несмотря на свою популярность во всём мире, не мог получить визу для въезда в США. Только после того, как президентом Штатов был избран Билл Клинтон, Габриэлю Маркесу наконец дали «зелёный свет». Более того, в одном из своих выступлений новый американский лидер заявил, что очень любит романы Маркеса, а «Сто лет одиночества» считает своей любимой книгой.

После резких высказываний в отношении империализма в США назвали писателя «подрывником» устоев страны
После резких высказываний в отношении империализма в США назвали писателя «подрывником» устоев страны

Роман о диктаторе

Нередко на написание новых произведений Маркеса толкали вовсе не воспоминания, не вымышленные события, а то, что происходило на его глазах. Замысел написать роман «Осень патриарха» появился после того, как Габриэль Гарсиа стал свидетелем падения диктатора Маркоса Переса Хименеса, властвовавшего в Венесуэле. Именно тогда, «переварив» впечатления и всё увиденное, писатель приступил к созданию своего нового произведения.

По словам самого Маркеса, роман «Осень патриарха» рассказывает об «одиночестве власти». В нём описана жизнь диктатора, известного под прозвищем Генерал. Само произведение представляет собой ряд анекдотов, которые повествуют о разных периодах жизни диктатора, причём хронологический порядок не соблюдается автором намеренно – он позволяет нам сначала взглянуть на настоящее, а затем увидеть прошлое, чтобы снова переместиться на много лет вперёд. Литератор так говорил о своём произведении:

«Личность Хуана Висенте Гомеса [из Венесуэлы] была настолько сильной, в дополнение к тому факту, что он оказал на меня особое влияние, что, несомненно, Патриарх унаследовал от него гораздо больше, чем кто-либо другой».
Габриэль Гарсиа Маркес за работой над «Осенью патриарха», 1970-е годы
Габриэль Гарсиа Маркес за работой над «Осенью патриарха», 1970-е годы

Непридуманная история

В 1985 году в свет вышел ещё один знаменитый роман Габриэля Маркеса. Он назывался «Любовь во время чумы». Это произведение стало мировым бестселлером, а на знаменитого колумбийца свалился очередной поток восторженных отзывов и признания читателей. При этом сюжет для романа писатель взял из жизни. В основе его лежала реальная история любви его родителей.

Отца и мать Маркеса звали Габриэлем и Луизой. Избранник девушки был известным ловеласом, а потому её отец (да-да, тот самый любимый дедушка автора) не одобрял выбора дочери. Умилостивить родителей возлюбленной молодой человек смог только благодаря своей находчивости, а также множеству стихов, которые написал для Луизы. В конце концов влюблённые получили родительское благословение.

Примечательно, что «Любовь во время чумы» раскрывает нам самые разные аспекты прекрасного чувства – от идеализации объекта своей симпатии до весьма развратного поведения. И в этом весь Маркес. Он не хочет создавать фантастические образы и сюжеты, но остаётся совершенным реалистом. К слову, в самом произведении заключается немало жизненной мудрости, которой делится с нами автор. Неудивительно, что его романы разобраны на цитаты. Одна только «Любовь во время чумы» раскрывает нам философские истины и глубокие темы для размышлений:

«Единственный способ жить дальше – не давать воспоминаниям терзать себя».
«Знание и мудрость приходят к нам тогда, когда они уже не нужны».
«Легко добытое счастье не может длиться долго».
Иллюстрация к роману Габриэля Гарсиа Маркеса «Любовь во время чумы» / © Luisa Rivera / luisarivera.cl
Иллюстрация к роману Габриэля Гарсиа Маркеса «Любовь во время чумы» / © Luisa Rivera / luisarivera.cl

Последние годы

К сожалению, в 1999 году писателю поставили неутешительный диагноз – у него развивалась лимфома. Недуг мешал творчеству и, конечно, причинял немало волнений самому Маркесу. Он спешно отправился в Лос-Анджелес, где прошёл курс химиотерапии. Однако это помогло лишь на время «заморозить» болезнь. Спустя несколько лет заболевание вновь дало о себе знать.

Понимая, что жить ему осталось совсем немного, писатель отказался от общения с приятелями и соседями, не отвечал на телефонные звонки. Он погрузился в написание мемуаров – только воспоминания помогали ему хотя бы частично мириться с плачевным положением, в котором он оказался из-за болезни. Маркес пересмотрел многие свои взгляды на жизнь, сильно изменился.

В 2012 году в прессе вновь появились сообщения о болезни Маркеса. Его брат заявил, что у писателя началось слабоумие. В скором времени колумбиец был госпитализирован, а через несколько дней скончался от почечной недостаточности и осложнений, которые вызвало воспаление лёгких.

В последние годы жизни Маркес стал почти затворником, погрузившись в написание мемуаров
В последние годы жизни Маркес стал почти затворником, погрузившись в написание мемуаров

Жизнь человека, озарённого сиянием славы, окончилась мрачно и печально. Однако проститься с известным писателем пожелали очень многие. Похоронная процессия прошла через всю Аракатаку. В последний путь Габриэля Гарсиа Маркеса провожали тысячи людей. Человек, который стал легендой мировой литературы, не был забыт. Его обессмертили удивительные произведения, в которых можно увидеть и нечто личное, и немного вымысла, и ту самую «магию», которая очаровывает нас в творчестве Маркеса.

На обложке: Габриэль Гарсиа Маркес / democracynow.org

МУСАГЕТ
Добавить комментарий