Половцы – великие воины и создатели каменных “баб”

Народы

Половцы, которых также называют кыпчаками или куманами, представляли собой народ, проживавший в непосредственной близости к Руси. Но если с другими соседями русским удавалось вполне мирно сосуществовать, то с половцами договориться “по-хорошему” удавалось крайне редко. Взаимоотношения этих племён с Русью были весьма неспокойными и нестабильными.

Порой половцы становились союзниками русских в борьбе против общих недругов, а иногда и вовсе превращались в лютых врагов. Нередко князья использовали их в качестве поддержки в междоусобных войнах. И этот аспект явно указывает, что к половцам на Руси относились крайне серьёзно, считая их грозной военной силой. Как же появился этот народ? Как жили суровые степные воины?

Появление народа

Чтобы лучше понять историю и суть любого народа, стоит отправиться к его истокам. К сожалению, сами половцы не оставили о себе письменных источников (их попросту не было), однако многое в их происхождении нам открывают русские и болгарские летописцы, византийские авторы.

Предположительно сформировались половецкие племена в VIII веке, однако первое упоминание о них можно встретить лишь в связи с 1055 годом. Тогда переяславский князь Всеволод Ярославич столкнулся с этим народом. Встреча прошла достаточно мирно, а новый этнос получил именование половцев.

Половецкий воин ХIII века, реконструкция Михаила Горелика
Половецкий воин ХIII века, реконструкция Михаила Горелика

Особенности этнонима

Но почему русские решили называть половцев именно так? По мнению большинства исследователей, слово “половец” связано с существительным “полова” – “солома”. Вероятно, такое именование половцы получили из-за цвета волос, который в сравнении с обликом других кочевников действительно казался светлым, “соломенным”.

Другой вариант названия, кыпчаки, часто использовался тюркскими народностями. Если перевести это слово с татарского языка, получим – “колесница”. Именно этот аспект позволяет предположить, что половцы могли использовать боевые колесницы, что говорит о высочайшем уровне в военном деле, которого они сумели достичь. Кстати, есть и ещё одна версия, согласно которой “кыпчак” – это “удачливый” (в переводе с древнетюркского наречия).

Николай Константинович Рерих «Половцы», 1943 год Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Николай Константинович Рерих «Половцы», 1943 год
Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Исторический путь

История половецких племён наполнена войнами и весьма успешными завоеваниями. Достаточно быстро кочевникам удалось занять территорию современного Казахстана.

К южнорусским землям половцы выдвигаются в XI веке, активно опустошая занимаемые территории и набирая тысячи пленников. Долгое время переяславские князья старались поддерживать мирные отношения с кочевниками, но это равновесие сил оставалось весьма хрупким. Половцы всё равно оставались независимыми воинами, что в любой момент могли ринуться на выбранные земли – независимо от того, кто властвовал на них.

Андрей Семёнов «Бой русичей», 2014 год Местонахождение: Частная коллекция
Андрей Семёнов «Бой русичей», 2014 год
Местонахождение: Частная коллекция

Нарушив договорённости, половцы направляются к переяславским территориям. После первой успешной попытки они продолжают наступление. Особенных успехов добился хан Искал, при котором половецкие земли значительно увеличились.

Русские князья нередко терпели поражения в схватках с воинственными соседями. Почему? Причина была вполне очевидна и банальна – они не могли оказать полноценный отпор половцам из-за раздробленности и разрозненности княжеств.

Осознавая причину своих ошибок, русские войска начали объединяться. В XII веке половцы всё чаще оказываются проигравшей стороной. Их оттесняют к Кавказским горам. Некоторая часть кочевников была принята в войско грузинского царя Давида.

А вот стычки с русскими половцам пришлось прекратить, поскольку с востока надвигалась серьёзная угроза для каждого из народов. Это было монголо-татарское нашествие. Оказывая сопротивление завоевателям, половцы выступили в качестве союзников Руси, но, к сожалению, потерпели поражение – их территории, как и земли русских, оказались под властью Орды.

Половцы, миниатюра из Радзивилловской летописи, XVвек Местонахождение: Библиотека РАН, Санкт-Петербург, Россия
Половцы, миниатюра из Радзивилловской летописи, XVвек
Местонахождение: Библиотека РАН, Санкт-Петербург, Россия

Половецкие “бабы”

О культуре половцев мы знаем не слишком много – в большинстве своём сведения исследователям “предоставляют” курганы. Над захоронениями представителей кочевых племён нередко можно было увидеть каменных “баб”. Какую функцию они выполняли? Существует версия, что такие изваяния помогали защитить могилы от злых духов и разбойников.

Несмотря на общую схожесть половецких “баб”, они значительно различаются по своему типажу. Археологи отмечают, что было несколько типов таких скульптур. Среди каменных “баб” выделялись мужчины (они часто усаты и с оружием), женщины с детьми, воины, женщины с кубками.

Парк-музей половецких баб, Луганск, ЛНР / © romka_lommy / romka-lommy.livejournal.com
Парк-музей половецких баб, Луганск, ЛНР / © romka_lommy / romka-lommy.livejournal.com

Религия половцев

Половцы исповедовали тенгрианство. Верховным богом считался Тенгри, великий дух неба. Помимо этого, у кочевников были развиты тотемические верования. Священным животным считался волк, что воплощал свободу и гордость. Многие половецкие роды считали, что ведут своё происхождение именно от волков.

Женским божеством считалась богиня Умай, которая отождествлялась с плодородием и изобилием. Она являлась защитницей девушек и женщин, помогала при родах, исцеляла от бесплодия.

Важную роль в половецком обществе играли шаманы, которых называли “кам”. Их люди воспринимали как посредников между миром людей и духов. Шаманы могли вступать в контакт с божествами, предсказывали события будущего, гадали на костях, камнях и прочих предметах.

Николай Константинович Рерих «Половецкий стан», 1909 год Местонахождение: Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва, Россия
Николай Константинович Рерих «Половецкий стан», 1909 год
Местонахождение: Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Москва, Россия

Половцы – один из самых ярких кочевых народов, который вобрал в себя черты предшествующих племён и развил собственную культуру. Они были превосходными воинами, но даже половцы не могли властвовать вечно. С приходом более могущественных завоевателей народу пришлось раствориться среди прочих этносов.

На обложке: Олег Фёдоров «Половецкий хан»

МУСАГЕТ
Добавить комментарий