«Покидающая маскарад» – почему на картине Брюллова графиня уходит с бала?

Искусство

Эту картину часто называют «Покидающая маскарад», однако официальное название указывает нам имя главной героини. Картина «Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией)» считается совершенным творением Карла Брюллова, вершиной творчества знаменитого мастера.

Она позволяет нам не только оценить превосходно переданные образы и идею полотна, но и напоминает о чувствах, которые связывали Брюллова и его музу – красавицу Юлию Самойлову. Она действительно была необыкновенной женщиной. Что же известно о ней? И почему Брюллов решил изобразить графиню не среди блеска бала, а наоборот – удаляющейся с шумного праздника?

Кто такая Самойлова?

Юлия Самойлова принадлежала к старинному роду Скавронских (тому самому, из которого происходила супруга Петра I Екатерина Алексеевна). Она любила окружать себя творческими людьми, а в имении Самойловой нередко собирался «цвет общества».

Она знала многих представителей мира искусства, была покровительницей их творчества. Однако наиболее тёплые отношения связывали Юлию с Карлом Брюлловым. Она была вдохновительницей известного живописца, причём на протяжении многих лет пара поддерживала романтические отношения.

Карл Павлович Брюллов «Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», около 1842 года Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Карл Павлович Брюллов «Портрет графини Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», около 1842 года
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Соединение парадного и жанрового стилей

Графиню можно увидеть на многих картинах Брюллова. Однако вершиной мастерства художника считается «Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала…». Почему именно это произведение искусства было столь высоко оценено критиками? На мой взгляд, причина кроется в особенностях изображённого образа. Здесь, как и в знаменитой «Всаднице» Брюллова, заметно соединение парадного и жанрового портретов. Юлия Самойлова здесь словно бы предстаёт в двух ипостасях.

С одной стороны, она заботливая мать, ласково обнимающая дочь (пусть и приёмную – девочку Юлия искренне любила). С другой же стороны, живописец демонстрирует нам женщину знатнейшего происхождения, представительницу рода, близкого правящей династии.

Графиня ласково обнимает Амацилию, словно желая её защитить, уберечь от того чужого и обманчивого мира, который только что оставила
Графиня ласково обнимает Амацилию, словно желая её защитить, уберечь от того чужого и обманчивого мира, который только что оставила

Поразительным кажется также контраст образов, который нам виртуозно продемонстрировал художник. Обратите внимание на лица и взгляды героинь полотна. Сразу заметно, насколько они различаются. И если девочка смотрит прямо на зрителя, кажется чуть неуверенной и робкой, то графиня, напротив, демонстрирует некую лирическую мечтательность. Её взгляд устремлён в сторону. О чём она думает? О неких таинственных событиях или же о будущем?

Долой маски!

Чтобы лучше понять смысл картины, стоит ещё раз вернуться к личности самой графини. Она нередко вызывала недовольство двора. Вероятно, Юлия Самойлова была искренним и непосредственным человеком, что, несомненно, удивляло и шокировало представителей знати. Карл Брюллов, искренне восхищавшийся этой женщиной, стремился показать, насколько сильно она отличается от того мира лжи и лицемерия, в котором ей приходится жить.

Посмотрите на произведение мастера. Картина словно бы разделена на некие «до» и «после». За спиной Юлии остался шумный зал с людьми в масках. Конечно, Брюллов демонстрирует нам бал-маскарад, однако эта реальность является аллегорией жизни. Художник словно бы указывает зрителю, что в нашем мире многие носят «маски», люди вынуждены надевать чужие личины, казаться лучше или солиднее, играть некие роли. Графиня, которой было чуждо такое поведение, чувствует себя лишней на этом «празднике». На картине её героиня оставляет веселящуюся толпу и покидает маскарад.

На картине «Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала…» Брюллов сумел отразить различие между Юлией и остальным миром. Кажется, что суета чужда этой женщине. Только всмотритесь в её позу, лицо – ей глубоко безразличен праздник обмана, оставшийся позади. Весьма ярким символом является и маска. Графиня ещё держит её в руке, но эта ненужная деталь вот-вот выпадет из пальцев.

Графиня ещё держит маску в руке, но эта ненужная деталь вот-вот выпадет из пальцев
Графиня ещё держит маску в руке, но эта ненужная деталь вот-вот выпадет из пальцев

Тайные символы картины

Кроме того, особенный колорит создают цвета. Мы видим, что толпа людей на маскараде словно бы размыта, её краски не играют важной роли. А вот образы Юлии и её дочери очень яркие и «живые». Они поразительно выглядят на фоне того мира, который только что покинули.

От себя хочу отметить ещё одну интересную деталь, которую критики часто обходят стороной. Посмотрите, как ласково графиня прикасается к своей приёмной дочери. Она словно бы желает её закрыть, защитить, уберечь от того чужого и обманчивого мира, который только что оставила. Он совершенно не подходит Юлии и её близким людям. Она не терпит лживых слов, масок и фальши, которые царят в нём.

Неслучайно искусствоведы отмечают, что из русских живописцев (как мне кажется, вообще из всех художников мира) лишь Брюллову было под силу совместить роскошь и некую бравурную подачу парадного портрета с  передачей сокровенных чувств. А ведь действительно – перед нами парадный портрет графини, который способен рассказать об очень многом, в том числе о личных качествах этой женщины. Уже одно это «сочетание несочетаемого» говорит о том, что это произведение Брюллова является истинным шедевром.

За спиной Юлии остался шумный зал с людьми в масках
За спиной Юлии остался шумный зал с людьми в масках

«Покидающая маскарад», тот самый «Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала…» – картина необыкновенная, содержащая множество символов и тайных элементов. Карл Брюллов сумел передать в ней яркость маскарада и роскошь высшего света, однако не менее красноречиво продемонстрировал, насколько это чуждо главной героине полотна. Юлия Самойлова появляется и на других работах живописца, однако именно этот портрет считается вершиной мастерства художника.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий