Почему Франсиско Гойя расписал стены своего дома?

Искусство

Франсиско Гойя считается уникальным художником, сумевшим воплотить в своих картинах страдания и мучения испанского народа в борьбе за свободу, а также собственное безумие и страхи.

Неудивительно, что в основном это мрачные и даже страшные полотна. Особенно в этом плане художнику удалась «черная живопись» – цикл фресок, выполненных на стенах его дома.

«Дом глухого»

В 1814 г. изгнанный король Фердинанд VII триумфально возвратился в Испанию, восстановив монархию и власть Бурбонов. Он жестоко расправился с предводителями освободительных движений. Многие из либералов и контрреволюционеров были повешены.

Франсиско Гойе тогда было глубоко за 60, он дружил со многими либералами, а потому тоже попал в поле зрения новой власти. Его принадлежность к контрреволюционным кругам не была доказана, однако король Фердинанд художника не жаловал. Чтобы не привлекать к себе внимания, Гойя решил удалиться подальше от двора и спрятать все свои картины.

В 1819 г. он купил в пригороде Мадрида (не далеко все-таки уехал) небольшой дом. Существует версия, что прежний хозяин жилища был глухим, а потому место так и прозвали – «дом глухого».

Висенте Лопес Портанья «Портрет Франсиско Гойи», 1826 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Висенте Лопес Портанья «Портрет Франсиско Гойи», 1826 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Гойя жил отшельником. Во-первых, он не хотел, как бы сейчас сказали, «светиться» перед новой властью. Во-вторых, с ним жила молодая замужняя экономка, и художник боялся обвинений в аморальном поведении. Поэтому гости были редким явлением в «доме глухого».

Однако по воспоминаниям некоторых очевидцев, на стенах дома уже имелись фрески. Возможно, их написал сам Гойя. Фрески изображали преимущественно пейзажи. Однако времена тогда были настолько темными, да и расшатанное душевное состояние художника не располагало к романтическим пасторальным мотивам. Поэтому вскоре настроение картин кардинально поменялось.

Дом глухого, 1907 год
Дом глухого, 1907 год

«Черная живопись»

Первые фрески предположительно стали появляться в 1823 г. Художник заштукатурил стены, уничтожив прежние пейзажи. За 3 года до этого в Испании вновь произошли революционные события. Монархию удалось свергнуть, но ненадолго. Революцию подавили и по стране снова прокатилась волна страшных казней.

Скорее всего, мрачные события и стали той причиной, по которой Гойя решил удариться в такую же мрачную живопись. О сочувствии художника революционерам, естественно, знали в высших кругах. В это же время умирают сразу два высокопоставленных покровителя Гойи. Любовница художника просит его уехать, но Гойя боится конфискации имущества в случае бегства.

В доме художника совсем перестали бывать даже друзья и родные. А между тем в это время он создавал свою «черную живопись», как он сам назвал цикл фресок с изображением людей за их мрачный сюжет и колорит.

Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына», между 1820 и 1823 годами Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Сатурн, пожирающий своего сына», между 1820 и 1823 годами
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Роспись была на первом и втором этажах. Фрески первого этажа изображали экономку художника, облокотившуюся на могильную ограду. Возможно, она ждет смерти мужа, чтобы свободно жить с хозяином. Дальше – изображения стариков и несколько мифологических сюжетов. Некоторые искусствоведы считают, что на этих фресках Гойя изобразил себя.

На втором этаже фрески чуть менее пугающие, но с еще более запутанной интерпретацией. Неизвестно, что это – проекция ночных кошмаров, фантазия больного рассудка или зашифрованное предсказание грядущих бед. Художник не оставил никаких подсказок.

Как только удалось оформить дарственную на дом внуку Марио и избежать тем самым конфискации, Гойя уехал на лечение во Францию. Он поселился в Бордо, где скрывались многие его знакомые. По воспоминаниям его друзей, Гойя прибыл «совершенно глухим, слабым, старым и неуклюжим». 

В Мадрид он ненадолго вернулся только через 3 года, в 1826 г. А в 1828 г. скончался в своем поместье в Бордо. Роспись была обнаружена после смерти художника. Фрески отображали напасти человечества, вечное безумие, невежество, жестокость и смерть. Названий под ними не было. Видимо, Гойя вообще не собирался их кому-либо демонстрировать.

Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», между 1821 и 1823 годами Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Франсиско Гойя «Шабаш ведьм», между 1821 и 1823 годами
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

А через 50 лет после кончины Гойи с его фресок были сделаны копии, так как дом приходил в упадок и сохранить изображения не представлялось возможным. Тогда-то картинам и дали названия. Хотя искусствоведы до сих пор спорят, что именно пытался изобразить Гойя на стенах своего дома.

На обложке: Фрагмент картины Франсиско Гойи «Атропос», между 1819 и 1823 годами. Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

МУСАГЕТ
Добавить комментарий