Парфяне – куда исчез народ, не покорившийся римлянам?

Народы

Парфяне представляли собой древний народ, составлявший большую часть населения Парфянского царства. Это государство обладало таким могуществом, что не уступало по своей военной мощи даже знаменитому Древнему Риму. Более того, несмотря на попытки покорить парфян, римлянам это так и не удалось.

Но, как часто бывает, со временем народ слился с другими этносами, растворившись в новых культурах и верованиях. Однако именно парфяне создали основу для появления современных иранцев и туркмен. Как же складывалась историческая судьба Парфянского царства и его народа? Что стало причиной ослабления государства и его исчезновения?

Этноним и предки

Название парфян неразрывно связано с другими этнонимами – пуштуны, парси, персы. По мнению исследователей, эти слова имеют общий корень. “парс-”, который в переводе значил “грудастый, крепкий”.

Так обычно именовали людей богатырского телосложения, могучих воинов, что выделялись на фоне соседних племён. Вероятно, так дела обстояли и с парфянами, которые получили именование “богатырского народа”.

Кто же был предками этого народа? Самой распространённой гипотезой стала принадлежность парфян к потомкам массагетов. Это были племена скифского происхождения, что населяли степи Средней Азии. В дальнейшем особую роль сыграло племя парны, вожди которого и заложили основы для появления Парфии.

Парфянский катафрактарий, сражающийся со львом Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания
Парфянский катафрактарий, сражающийся со львом
Местонахождение: Британский музей, Лондон, Великобритания

Становление государства

Основание Парфянского царства и правящей династии принадлежит наместнику Селевкидов в Парфии, Андрагору. Парфянская эпоха начинает отсчёт с 247 года до нашей эры. Именно тогда парфяне приобрели собственное государство, во главе которого стал Аршак Первый.

Между войсками Андрагора и Аршака развернулось ожесточённое противостояние, в котором последний погиб. Власть перешла к младшему брату Аршака, Тиридату, что провозгласил себя правителем Парфии Аршаком Вторым.

Монета с изображением первого царя Парфии Аршака I, III век до н.э.
Монета с изображением первого царя Парфии Аршака I, III век до н.э.

Парфяне и римляне

Парфянское царство взаимодействовало с самыми разными державами. Оно успешно развивало торговые отношения, укрепляло свои политические позиции. Но истории парфяне известны, в первую очередь, как противники римлян.

Многие века шло изнурительное противостояние двух могущественных народов, причём никто из них не желал идти на компромисс. Западные земли Парфии находились под властью римлян, однако сами парфяне не желали подчиняться чужестранцам. Кроме того, власть эта была весьма условной.

Периодически на улицах Рима демонстрировали парфянских воинов, закованных в цепи. Они должны были демонстрировать силу римской армии и уверенность в скорой победе. Однако время шло, а положение вещей на поле боя не менялось.

Более того, в 53 году до нашей эры в битве при Каррах римляне потерпели сокрушительное поражение, а потери их отрядов были поистине огромными. В дальнейшем парфянским войскам удалось оккупировать всю Сирию и даже дойти до Иерусалима. Армия Парфянского царства не переставала демонстрировать, что ни в чём не уступает легендарному Риму.

Битва парфян с римлянами / © Игорь Дзысь / imtw.ru
Битва парфян с римлянами / © Игорь Дзысь / imtw.ru

Культура Парфии

Конечно, любое государство остаётся в истории и как оплот культуры. В случае с парфянами культурные особенности их царства нельзя рассматривать как некую смесь обычаев всех покорённых народов и живущих в нём племён. Парфяне достаточно лояльно относились к иноверцам.

В Парфянском царстве можно было увидеть святилища богов самых разных народностей, причём культы их не смешивались, а существовали параллельно друг другу. Даже в разных регионах Парфии можно было выделить тяготение к определённому стилю, свойственному преобладающему здесь народу.

Парфянское царство не имело определённого языка, на котором бы говорило всё населения. Официально использовались несколько языков, причём особенно популярным был греческий. На нём составляли большинство документов, он же указан и на монетах. Однако со временем парфянский язык начинает занимать доминирующее положение. Он вытесняет греческие надписи с монет, становясь основным наречием в Парфии.

Драконарий (знаменосец) парфянских конных стрелков / © Darius Wielec / imtw.ru
Драконарий (знаменосец) парфянских конных стрелков / © Darius Wielec / imtw.ru

Особенно заметен переход от греческих тенденций к парфянским в Месопотамии, а именно – в архитектуре. Исторически складывается постепенный переход от дворцов эллинского образца к открытым лишь с одной стороны просторным помещениям – айванам.

Дополнялись такие сооружения скульптурами богов Но если в Древней Греции тяготели к реалистичным и лёгким (визуально) изваяниям, то в Парфии стремились продемонстрировать значимость и величие, что придавало некоторую тяжеловесность статуям. Однако о культурном единстве не было речи. Парфянские традиции не имели той силы, что могла бы объединить племена с разными обычаями.

Быть может, через несколько веков Парфия и сумела бы стать единой в культурном плане, однако местные распри и рост сепаратизма положили конец великой державе.

Упадок Парфянского царства привёл к новым атакам римлян. И хотя выйти из противостояния парфяне сумели достойно, остановить распад государства народ уже не мог. К 227 году Парфия была разделена между другими державами, одержавшими победу над некогда великим царством.

Скульптурные изображения парфян Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Скульптурные изображения парфян
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Но что же произошло с самим парфянами? Этому народу пришлось смешаться с другими племенами. Та часть населения Парфии, что издавна проживала в центральных землях Ирана, соединилась с персами, а жители территорий современного Туркменистана в дальнейшем стали основой для появления туркменского этноса. Парфяне не отличались сильной и самобытной культурой, готовой противостоять чужестранному влиянию, что и стало последней точкой в их истории.

На обложке: Вельможа в восточной всаднической одежде, характерной для римско-парфянского пограничья / © Angus McBride / warspot.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий