«Пан и Сиринга» – почему нимфа на картине Рубенса убегает от бога?

Искусство

Питер Пауль Рубенс был истинным мастером изображения мифических сюжетов. Одной из самых известных его работ стала картина «Пан и Сиринга», посвящённая древнегреческой легенде.

Это предание было одним из самых популярных в Элладе, причём нередко о нём упоминается в других мифах, например, о Гермесе, который сумел усыпить Аргоса историей о любви Пана к Сиринге. На мой взгляд, сказание это очень увлекательное, а вот в исполнении Рубенса оно получило визуальное воплощение. Живописец показал нам, какими он видит главных персонажей мифов и по-своему «рассказал» историю их отношений. Что же известно о мифе? И как Рубенсу удалось передать особенности характеров персонажей?

Известная картина

Не секрет, что Питер Пауль Рубенс часто изображал сюжеты из мифов или библейских преданий. На мой взгляд, именно в его творческом наследии можно увидеть наибольшее количество оживших на холсте преданий, так сказать, иллюстраций к рассказам древности. Несомненно, старинные предания и произведения античных авторов вдохновляли Рубенса. Благодаря его творениям мы можем переместиться в удивительный мир, где встречаются крайне необычные существа. Пример тому – картина «Пан и Сиринга».

Итак, давайте же посмотрим на это произведение. Известная картина Рубенса открывает нам сложное взаимодействие двух персонажей – Пана и Сиринги. Известно, что в Древней Греции Паном называли лесного бога, покровителя веселья и танцев. Сиринга же была прекрасной нимфой. Глядя на картину Рубенса, не возникает сомнений, какие цели преследует лесной покровитель. Конечно, он хочет поймать красавицу. Однако сама Сиринга явно не желает этого. Мы видим, как Сиринга бежит, стараясь скрыться от Пана. Особенную динамику этому образу придаёт развевающаяся накидка, которой девушка пытается прикрыться.

Питер Пауль Рубенс «Автопортрет», 1628-1630 годы Местонахождение: Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия
Питер Пауль Рубенс «Автопортрет», 1628-1630 годы
Местонахождение: Дом-музей Рубенса, Антверпен, Бельгия

Символы Рубенса

Рубенс неспроста изобразил сцену действия в тростниковых зарослях. Казалось бы, это место не слишком подходящее для любовной игры и преследования возлюбленной, но Пан размещён именно здесь неспроста. Однако об этом я расскажу чуть позже. Кроме того, обратите внимание на руки лесного бога.

Правой рукой он пытается сорвать накидку Сиринги, а вот левая прямо-таки любовно обнимает тростник. Что же это значит? Оказывается, Рубенс использовал особенный символ. Чтобы лучше понять суть картины, нам стоит познакомиться с мифом о Пане и Сиринге.

Питер Пауль Рубенс «Пан и Сиринга» 1617-1619 годы Местонахождение: Государственный музей Гессена, Кассель, Германия
Питер Пауль Рубенс «Пан и Сиринга» 1617-1619 годы
Местонахождение: Государственный музей Гессена, Кассель, Германия

Бог Пан

Как я уже сказала, история Пана и Сиринги наиболее известна как повествование Гермеса, бога торговли и красноречия. Он рассказывал её жуткому многоглазому чудовищу, Аргусу, которого требовалось усыпить. Вы, наверное, спросите: «Неужели миф был настолько скучным, что Аргус уснул?». Но нет. Напротив, сам рассказ был необыкновенно интересным, однако в финале Гермес сыграл на свирели, мелодия которой усыпила множество глаз чудовища.

Правой рукой Пан пытается сорвать накидку Сиринги, а вот левая прямо-таки любовно обнимает тростник
Правой рукой Пан пытается сорвать накидку Сиринги, а вот левая прямо-таки любовно обнимает тростник

Согласно преданию, Пан был сыном Гермеса. Несмотря на то, что он принадлежал к богам, Пану не нравилась размеренная и роскошная жизнь на Олимпе. Гораздо ближе ему были поля и луга, шум рек и шелест камыша у озёр. Именно поэтому он покинул обитель богов и отправился на землю. Пан стал любимцем лесных нимф, ведь он был весёлым и часто устраивал гуляния, которые, к слову, далеко не всегда были целомудренными.

Страсть и погоня

Любимым занятием Пана был отдых на лесной поляне. Во время одного из таких спокойных дней Пан, проснувшийся после приятной дрёмы, вдруг увидел за деревьями девушку необыкновенной красоты. Это была Сиринга, дочь речного бога. Овидий так описывает её в своих «Метаморфозах»:

“Часто спасалась она от сатиров, за нею бегущих,

И от различных богов, что в тенистом лесу обитают

И в плодородных полях.

Ортигийскую чтила богиню

Делом и девством она”.

Как показал нам Рубенс, красавица была вовсе не в восторге от вида Пана. А вот лесной бог просто обезумел от любви к ней. Он помчался за Сирингой, однако та, поняв его устремления, бросилась наутёк. Пан долго гнался за своей возлюбленной.

Когда же Сиринга почувствовала, что скоро не сможет продолжать бег и попадёт в руки преследователя, она бросилась к реке. Там её ожидали сёстры и отец. Взмолившись к ним, нимфа попросила её спасти. Когда Пан уже настиг Сирингу, бог крепко обнял её, но тут же изумился – вместо девушки в объятиях он держал лишь речной тростник. Овидий так об этом пишет:

“Как он вздыхает и как, по тростинкам задвигавшись, ветер

Тоненький звук издает, похожий на жалобный голос;

Как он, новым пленен искусством и сладостью звука,

«В этом согласьи, – сказал, – навсегда мы останемся вместе!»

Так повелось с той поры, что тростинки неровные, воском

Слеплены между собой, сохраняют той девушки имя”.

Сиринга превратилась в тростник, из которого Пан сделал флейту. Её тоже называли именем нимфы – «сиринга». В память о возлюбленной лесной бог стал наигрывать чудесные мелодии – они помогали ему снова услышать нежный голос красавицы, из-за которой он потерял голову. Кстати, с той поры пастухи, покровителем которых был Пан, тоже стали играть на флейтах, чтобы задобрить лесного бога.

Окончание сюжета картины Рубенса - Арнольд Бёклин «Пан в тростнике», 1856-1857 годы Местонахождение: Кунстмузей, Винтертур, Швейцария
Окончание сюжета картины Рубенса – Арнольд Бёклин «Пан в тростнике», 1856-1857 годы
Местонахождение: Кунстмузей, Винтертур, Швейцария

Вот такая легенда, сюжет которой наиболее ярко отразил Питер Пауль Рубенс. «Пан и Сиринга» – картина живописца, которая стала одним из самых известных его творений. Здесь есть и контраст образов, и динамика, и своеобразная трактовка мифа. Надо признать, Рубенс очень ярко сумел отразить своё видение образов главных героев. И если он хотел продемонстрировать экспрессивный и крайне интересный взгляд на миф, то ему это точно удалось.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий