Он писал Россию, от нищих до императрицы – творческий путь Владимира Маковского

Искусство

Полотна Владимира Маковского – не просто картины, которые без преувеличения можно назвать шедеврами. На них – история России, быт людей самых разных социальных групп. Здесь можно увидеть знатных красавиц и измученных трудом крестьянок, влиятельных князей и обездоленных путников. Маковский не просто писал картины, он писал саму жизнь.

С ранних лет человек, которому суждено было стать выдающимся русским живописцем, вместе со своими братьями и сёстрами увлекался различными искусствами. Впрочем, сам Володя долгое время не мог понять, что ему ближе – музыка или живопись. А ведь выбери он первое, судьба его сложилась бы совершенно иначе. Так каким же был путь Владимира Маковского? Кому он считал себя обязанным в освоении тонкостей мастерства? И как он превратился в одного из самых известных художников России?

Семья Маковских

В 1846 году в семействе Егора Маковского родился мальчик. Его назвали Владимиром. Надо сказать, что маленькому Володе очень повезло появиться на свет в такой семье. Его родители были людьми творческими и яркими. Мать, Любовь Молленгауэр, преподавала в консерватории. У неё был прекрасный голос, и в ту пору она считалась одной из лучших певиц. Отец же посвятил свою жизнь иному искусству – живописи. Он был членом Московского художественного общества и одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Словом, с ранних лет Володю окружала атмосфера созидания, творчества и красоты. Кроме того, уже тогда маленький Маковский понял, как много сил требуется вложить в своё творение, чтобы оно стало по-настоящему достойным и прекрасным. В семье, где росло пятеро детей, нередко бывали известные гости. Коллеги отца часто посещали семью Маковских, и Владимир с удовольствием общался с ними, брал уроки живописи.

Владимир Егорович Маковский «Автопортрет», 1905 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Егорович Маковский «Автопортрет», 1905 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ученик своего отца

Егор Маковский учил рисовать всех своих отпрысков. Спустя много лет Владимир будет с признательностью говорить об отце. Он отмечал, что именно тот научил его азам живописи и всем тонкостям этого сложного искусства. Сравниться с отцовской наукой не могли даже навыки, полученные в более поздние годы во время обучения. Как мне кажется, именно Маковский-старший повлиял на дальнейший выбор сына.

«Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку. Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя…».

Так говорил сам Владимир Егорович. Конечно, музыка у него неизменно отождествлялась с матерью, живопись – с отцом. Разве можно было определить, кто из родителей более дорог? Однако со временем именно живопись стала особенно привлекать молодого мастера. Тем не менее любовь к музыке прошла с Маковским через всю его жизнь. А ведь несложно догадаться, что, сложись всё иначе, наша страна получила бы прекрасного композитора или музыканта-виртуоза, но не художника Маковского.

Свою первую картину юный Володя написал уже в семилетнем возрасте. На этом раннем полотне был изображён один из гостей семейства. Отец похвалил мальчика и в дальнейшем начал заниматься с ним копированием гравюр. Эти занятия помогли Володе «набить руку». Уже тогда юноша знал, что непременно свяжет свою жизнь с рисованием. А впереди был долгий и непростой путь.

Константин Егорович Маковский. Портрет отца знаменитых художников Маковских Егора Ивановича Маковского, 1856 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Константин Егорович Маковский. Портрет отца знаменитых художников Маковских Егора Ивановича Маковского, 1856 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Обучение

В 1861 году жизнь Владимира круто меняется. Он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Маковский оказался в классе живописцев Сергея Зорянко и Евграфа Сорокина, которые помогли молодому человеку раскрыть свой талант. Благодаря своим наставникам Маковский стал экспериментировать с техниками. Это был творческий поиск молодого живописца, однако уже тогда, в ранних работах, заметен особенный стиль мастера.

Спустя год обучения на студенческой выставке было продемонстрировано полотно Владимира Маковского «Квасник». На нём живописец изобразил мальчика, продававшего квас. Работа эта создавалась под чутким присмотром отца и друга семьи Василия Тропинина.

Владимир Егорович Маковский «Квасник», 1861 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Егорович Маковский «Квасник», 1861 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

К слову, Егор Маковский был очень требователен к сыновьям, а потому настаивал, чтобы Владимир доводил до совершенства каждую деталь своего произведения. Он считал, что на картинах не существует незначительных мелочей.

Даже дополнительные и мелкие детали могли немало рассказать об изображённом персонаже. Маковский-старший требовал от сына вкладывать душу в каждое своё творение, и тот всегда следовал этому принципу.

Константин Егорович Маковский «Портрет Владимира Егоровича Маковского в детстве», 1854 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Константин Егорович Маковский «Портрет Владимира Егоровича Маковского в детстве», 1854 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Первый успех

Во время окончания обучения Маковский, как и другие выпускники, представил на выставке свою картину «Литературное чтение». В числе прочих персонажей на ней были изображены невеста Владимира Анна Герасимова и его отец. За это произведение молодой мастер был награждён Большой серебряной медалью.

Потом, уже после окончания училища, Маковский увлёкся произведениями Ивана Тургенева. Многие из них настолько впечатлили художника, что он даже решил изобразить фрагмент прочитанной истории. Так на свет появились картины «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», «Охотники».

«Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» была создана по мотивам рассказа Тургенева «Бежин луг». За эту картину Владимир Егорович получил в награду золотую медаль и значительное денежное вознаграждение, которое помогло ему осуществить свою давнюю мечту, а именно – побывать в Европе, где можно было познакомиться с работами местных мастеров. Благодаря поддержке Академии художеств эта затея живописца была реализована. Несколько лет он обучался в европейских странах, перенимал опыт, любовался картинами великих художников прошлого.

Владимир Егорович Маковский «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», 1869 год Местонахождение: Частная коллекция
Владимир Егорович Маковский «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», 1869 год
Местонахождение: Частная коллекция

Весёлый художник

В 1869 году Маковский женился на своей избраннице Анне Герасимовой. Вскоре у пары родился сын, что вдохновило Владимира Егоровича на создание ряда картин, изображающих детей. Одну из них, «Игру в бабки», приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. Это было первое полотно Маковского, купленное знаменитым меценатом и коллекционером. Оценка Третьякова немало значила в мире живописцев, и уже один факт приобретения картины говорил, что Маковский вышел на совершенно новый уровень в своём творчестве и в общественном признании.

Среди работ Маковского было немало и сатирических произведений. Одним из них стала картина «У доктора». Это полотно изображает юмористическую сценку, которые так нравились Маковскому. С помощью подобных картин он ловко высмеивал нравы купцов, мещан, чиновников. Как отмечал критик Владимир Стасов:

«Владимир Маковский – один из тех художников, которые на моих глазах в короткое время сделали самые большие успехи… Нынешняя его «Приемная у доктора»… одна из примечательнейших… картинок современной русской школы».
Владимир Егорович Маковский «Игра в бабки», 1870 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Егорович Маковский «Игра в бабки», 1870 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Мастер «русских картин»

Вскоре картины Маковского стали появляться на заграничных выставках. При этом иностранная пресса нередко утверждала, что этот живописец пишет «чисто русские картины». И это было действительно так. Одной из таких «русских картин» стала работа «Любители соловьиного пения».

Она была высоко оценена современниками мастера, а также предстала перед публикой на выставке в Вене. Правда, за рубежом многие попросту не поняли сюжета этого произведения. Как очень точно о «Любителях соловьёв» писал Фёдор Достоевский:

«Ну что, спрашивается, поймет в этой картине немец… Мы же смотрим на картинку и улыбаемся; вспоминаем про нее потом, и нам опять почему-то смешно и приятно».
Владимир Егорович Маковский «Любители соловьёв», 1873 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Егорович Маковский «Любители соловьёв», 1873 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Живописец-новеллист

В 1870-1880-е годы были созданы самые известные картины Владимира Егоровича. Этот период считается «золотой порой» его творчества. При этом большая часть картин так или иначе была связана с жизнью бедняков. Маковский как признанный мастер жанровых сцен, стремился рассказать через свои произведения целую историю, которая непременно затронула бы душу зрителя.

Уже тогда его стали называть художником-новеллистом. И правда, в каждом полотне Маковского скрыт сюжет, который мы, глядя на картину, «считываем» с неё. Мы рассматриваем героев, стараясь понять, что произошло с ними и даже пытаясь предугадать, что случится с ними в дальнейшем. В этом – весь Маковский. Он не просто раскрывает перед нами сцену из жизни, но и заставляет задуматься, рассмотреть и прочувствовать всё увиденное.

Владимир Егорович Маковский «На бульваре», 1886-1887 годы Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Егорович Маковский «На бульваре», 1886-1887 годы
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Свой» среди низов

Что касается изображений бедняков, то здесь подход к написанию картин заметно разнится с принципами брата живописца, Константина Маковского. Если у того бедняки, переодевшись в богатые наряды, могли показаться завсегдатаями аристократических салонов и представителями старинных дворянских родов, то Владимир, напротив, стремился максимально реалистично показать самые низы общества.

Для этого сам мастер нередко прохаживался по ночлежкам и подворотням, где знакомился с бедняками. Для многих из них он был «своим» человеком. Как писал один из его современников:

«Он посещает все богадельни…Он знает все захолустья Москвы, все трущобы, его встретите на рынках, на народных гуляниях, на всех толкучках и тут же на балах, в театрах, концертах, в маскарадах, на бульваре».

Картины Маковского отличаются особенной теплотой и человечностью. Он старался написать каждого из своих героев правдиво, искренне, со свойственной ему тонкой иронией и умением показать крайне важные «мелочи», рассказывающие о человеке.

Владимир Егорович Маковский «Ночлежники», 1889 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Владимир Егорович Маковский «Ночлежники», 1889 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Картины о войне

В 1872 году на выставке Общества любителей естествознания, антропологии и географии был представлен ряд работ Владимира Маковского, которые посвящались событиям Крымской войны 1853-1856 годов.

«Севастопольский альбом», созданный живописцем вместе с его коллегой Илларионом Прянишниковым, стал особенным событием для русской живописи. Ещё никогда события той войны не преподносились столь ярко и живо. Многие великие сражения и драматические события противостояния были отражены на полотнах Владимира Егоровича. Это была истинная дань памяти, обессмертившая великих героев тех лет.

Владимир Егорович Маковский «Смертельное ранение адмирала П.С. Нахимова на Малаховом кургане в Севастополе 28 июня 1855 года», 1872 год Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия
Владимир Егорович Маковский «Смертельное ранение адмирала П.С. Нахимова на Малаховом кургане в Севастополе 28 июня 1855 года», 1872 год
Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия

Среди передвижников

Владимир Егорович принадлежал к пятнадцати мастерам, которые в 1870 году подписали устав Товарищества передвижных художественных выставок. В выставках передвижников принимали участие и братья живописца.

Как отмечалось в уставе, такой вариант работы художников помогал сбыту их картин, а также прививал зрителям любовь к искусству. Кроме того, большинство передвижников стремились показать в своих картинах жанровые сцены, быт русских людей, что особенно ценила публика. В 1873 году Маковский уже вошёл в правление Общества. К каждой своей работе живописец относился с большой серьёзностью. Он считал, что несёт ответственность перед публикой за изображённое на полотнах. Как отмечал сам художник:

«Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд!»

В те годы картины Маковского не имели той баснословной стоимости, что произведения его брата Константина. Чтобы получить дополнительный заработок, он создавал иллюстрации для журналов и книг. В семье Маковского уже подрастало двое детей, а потому нужно было всё больше средств. Нередко по заказу дворян он создавал иконы для домашних иконостасов. Словом, Владимир Егорович искал все возможности для заработка.

Что интересно, персонажами картин Владимира Маковского нередко становились случайные прохожие. Прогуливаясь по московским улочкам, он рассматривал лица, после чего делал наброски. Порой, создавая очередную картину, он понимал, что в его наработках уже есть нужный ему типаж, после чего отыскивал эскиз и переносил его на холст.

Владимир Егорович Маковский «Девочка-сиротка», 1913 год Местонахождение: Башкирский государственный художественный музей имени М. Нестерова, Уфа, Россия
Владимир Егорович Маковский «Девочка-сиротка», 1913 год
Местонахождение: Башкирский государственный художественный музей имени М. Нестерова, Уфа, Россия

Дерзкий Маковский

А в конце 1870-х годов Маковского стали называть «дерзким нарушителем покоя». Слова эти появились в прессе неспроста. В ту пору начались процессы против народников, однако живописец с сочувствием относился к революционерам. Нельзя сказать, что он полностью разделял их взгляды, однако мастер понимал, что и они по-своему правы – просто так против власти никто не идёт.

Благодаря таким настроениям и размышлениям была создана целая серия работ, в которой особенно выделялись «Осуждённый» и «Ожидание». Вот только гуманистический подход живописца был воспринят как некая попытка бунта и поддержки революционеров. В официальной прессе Маковского ругали, называя бунтарём, пытающимся с помощью искусства нарушить покой в стране. А вот в революционных изданиях живописец получал исключительно похвалы. Но истинную оценку его творчеству давали простые люди.

Как писал Крамской, у картин Маковского нередко собирались люди, которые стояли, молча глядя на полотно, и тихо плакали. Эти произведения касались самой души, того, что жило в сердцах людей, в их чаяниях и надеждах. Порой на картинах люди «узнавали» своих родных или же себя – подобные ситуации были им хорошо знакомы.

Владимир Егорович Маковский «Ожидание», 1875 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Егорович Маковский «Ожидание», 1875 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Каким был сам Маковский?

Маковского по праву можно назвать одним из самых плодовитых русских живописцев. За свою жизнь он создал около полутора тысяч картин. При этом некоторые искусствоведы считают, что так много работал Владимир Егорович для того, чтобы обеспечить своей семье достойную и безбедную жизнь. Отчасти это верно. Хотя финансовое положение Владимира не было таким безоблачным, как у его брата Константина, но и финансовых трудностей, подобно Ивану Крамскому, он тоже не испытывал.

Самому Маковскому очень нравилось всё время быть в движении, работать, а главное – постоянно чему-то учиться и совершенствоваться в своём творчестве. При этом на протяжении всей жизни Владимир Егорович оставался большим поклонником не только живописи, но и музыки. Он даже приобрёл весьма дорогую вещь – скрипку работы Гварнери.

Многие современники восхищались талантом Маковского, но были и те, которые считали, что его музыкальные способности оставляют желать лучшего, а сам живописец – напыщенный и высокомерный человек. Одним из таких злопыхателей стал Яков Минченков. Если судить по его воспоминаниям, Маковский был человеком равнодушным, холодным, ценящим исключительно выгоду. Согласитесь, сложно сопоставить такую характеристику с тем, что мы видим на полотнах художника.

Впрочем, зная обстоятельства знакомства Маковского и Минченкова несложно понять, почему Яков так не любил Владимира Егоровича. Провалив экзамены при поступлении в училище живописи, Минченков искал протекции Маковского, однако тот заявил, что не станет помогать ему. По всей видимости, работы Минченкова не впечатлили мастера. Училище он сумел окончить позже, но своё скверное отношение к Владимиру Егоровичу сохранил. Интересно, что другой коллега Маковского, Поленов, вспоминал, что с наслаждением слушал музицирование своего приятеля.

Яков Данилович Минченков был одним из самых яростных критиков Владимира Егоровича Маковского
Яков Данилович Минченков был одним из самых яростных критиков Владимира Егоровича Маковского

Сторонник реализма

Кроме того, Минченков ругал и преподавательскую деятельность живописца, но при этом среди учеников Маковского было немало известных мастеров, которые спустя годы с теплотой отзывались о своём наставнике. Владимир Маковский был сторонником устоявшихся принципов в искусстве – всевозможные новые веяния он воспринимал в штыки.

И вот в такие моменты он и правда становился резким и порой грубым. Так, например, однажды он узнал, что Павел Третьяков приобрёл для своей галереи картину Серова «Девушка, освещённая солнцем». После этого, встретив коллекционера, Маковский поинтересовался у того:

«С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис?».
Эта картину Владимир Маковский резко раскритиковал. Валентин Александрович Серов «Девушка, освещённая солнцем», 1888 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Эта картину Владимир Маковский резко раскритиковал.
Валентин Александрович Серов «Девушка, освещённая солнцем», 1888 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картина с душой

Даже став преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Маковский не стал меньше писать. В эту пору он продолжает освещать социальные темы и злободневные сюжеты.

Особенно трогательной стала картина «Свидание», где автор изобразил встречу матери и сына. Мальчик был отдан в училище городских ремесленников, а мать приехала его навестить. Казалось бы, столь простой сюжет вызвал настоящий восторг публики. Понятные и искренние картины Маковского пользовались большой популярностью. Искусствовед Елена Журавлёва писала о «Свидании»:

«Созданный Маковским образ русской крестьянки глубоко правдив и национален… Изображая рядовые случаи… художник заставлял зрителя задуматься над жизнью, пробуждал сочувствие к участи многих простых людей».
Владимир Егорович Маковский «Свидание», 1883 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Владимир Егорович Маковский «Свидание», 1883 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Принцип творчества

К Маковскому нередко присылали агентов, которые договаривались о покупке его произведений ещё до появления картин на публике – многие известные коллекционеры и ценители живописи стремились заполучить работу Владимира Егоровича. Художник очень много работал, причём картины свои он создавал достаточно быстро – он не трудился над ними годами. Секрет такого успеха у публики и скорости в работе объяснялся просто – сам Маковский писал об этом:

«Я понял… что надо писать сразу. Только таким порядком и можно воспроизводить натуру жизненно и верно… Надо писать сразу; но необходимо вперёд понять натуру, изучить ее; необходимо вперёд поработать мозгами, а затем уже писать».
Владимир Егорович Маковский «Крестьянка с детьми», 1883 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Екатеринбург, Россия
Владимир Егорович Маковский «Крестьянка с детьми», 1883 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Екатеринбург, Россия

Портрет императрицы

Среди работ Маковского немало не только жанровых сцен, но и портретов его родственников, друзей, петербургских чиновников, даже членов императорской семьи. В 1912 году живописец получил заказ написать портрет вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, матери императора Николая Второго. На тот момент женщине уже было за шестьдесят, однако она хотела предстать на полотне молодой. Именно поэтому создавать портрет Маковскому пришлось со старой фотографии.

После Февральской революции Маковскому предложили возглавить Академию художеств, однако вскоре грянула Октябрьская революция, которая нарушила эти планы. Художник был уволен из Академии, однако новая власть назначила ему достойную пенсию. А в 1918 году на выставке передвижников Маковский представил свои картины на революционную тематику.

Владимир Егорович Маковский «Портрет императрицы Марии Фёдоровны», 1912 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Владимир Егорович Маковский «Портрет императрицы Марии Фёдоровны», 1912 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Владимир Егорович умер в 1920 году, оставив нам бесценное наследие. И в родной Москве, и в искушённом Петербурге он сумел реализовать свои таланты и стать признанным живописцем. Интересно, что после его смерти тот самый недоброжелатель Яков Минченков писал, что именно Маковский «предсказал» дальнейший путь развития искусства:

«Умный, практический старик предвидел возврат к идейному реализму в искусстве, к жизненной правде, которую и он искал своим пронизывающим взором».

На обложке:Фрагмент картины Владимира Егоровича Маковского «Автопортрет», 1905 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий