«Неприличный» шедевр – как создавалась «Венера Урбинская»?

Искусство

Увидев «Венеру Урбинскую» Тициана, многие современники автора говорили: «Да, именно таким должно быть произведение искусства». Однако через несколько лет мнение стало меняться, а через пару веков полотно вовсе стало вызывать возмущение.

Так, например, Марк Твен называл «Венеру Урбинскую» одним из самых «неприличных» полотен в истории живописи. Сегодня творение Тициана является признанным шедевром, однако искусствоведы признают, что мнения о ней могут быть самыми разными. Что же так смущает людей в этой работе мастера? Ведь, согласитесь, картин с обнажённой натурой есть немало, но почему именно вокруг «Венеры» пылают такие страсти?

Работа мастера

Как и многие другие работы Тициана, «Венера Урбинская» была написана мастером по заказу. В качестве заказчика выступил герцог Урбинский Гвидобальдо Второй. Он попросил написать полотно, на котором бы прекрасная богиня Венера предстала перед публикой во всей свой очаровательной наготе. В ту пору картины с изображениями обнажённых или полуобнажённых богинь были особенно популярны, поэтому Тициана заказ не удивил.

Но в качестве натурщицы позировать живописцу должна была вовсе не богиня, а земная женщина. С кого же Тициан написал свою «Венеру»? Существует предположение, что в качестве прототипа красавицы-богини художник использовал образ Джулии Варано, юной невесты герцога. Но, согласитесь, вряд ли Гвидобальдо позволил бы, чтобы его избранница позировала обнажённой.

Поэтому другая версия более вероятна. Согласно ей, на этом и ещё паре полотен Тициана можно увидеть возлюбленную самого мастера. Известная аристократка Элеонора Гонзага очень напоминает эту Венеру. Кроме того, некий «намёк» от автора может быть заключён в облике собачки. И на «одетом», и на обнажённом изображениях герцогини животное одно и то же.

Тициан Вечеллио «Автопортрет», около 1562 года Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Тициан Вечеллио «Автопортрет», около 1562 года
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Не женщина – богиня

Как вы уже поняли, Тициан прекрасно справился с заказом, и вскоре герцог получил своё полотно. Картина в ту пору считалась образцом совершенства. Что интересно, некоторые живописцы тоже писали обнажённых женщин, однако в свой адрес получали целый шквал критики.

Проблема заключалась в том, что изображать следовало именно богиню (о чём должно было говорить и название полотна). Если же картина демонстрировала публике обыкновенную, так сказать, «смертную» женщину, то автора осуждали и вообще считали аморальной личностью.

В случае с «Венерой Урбинской» Тициану удалось избежать критики – по крайней мере, от своих современников. На переднем плане картины мы видим молодую обнажённую женщину, которая олицетворяет саму богиню любви и красоты.

Рядом с богиней можно заметить маленькую собачку, которую некоторые искусствоведы считают символом страсти и плотских утех. Правда, на мой взгляд, животное здесь добавлено для колорита и подчёркивания богатой обстановки, в которой находится богиня. Если посмотреть на комнаты, то не возникает сомнений, что перед нами – женщина, обладающая немалыми богатствами. Кроме того, позади красавицы можно заметить двух служанок, которые возятся с нарядами хозяйки.

Тициан «Венера Урбинская», 1538 год Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Тициан «Венера Урбинская», 1538 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Образ Венеры

Уж как только исследователи не трактуют «Венеру Урбинскую»! Самое интересное мнение, пожалуй, говорит, что здесь продемонстрированы одновоременно и эротика, и добродетель. Венера напоминает куртизанку, которая смело предлагает себя зрителю, однако раскрытые сундуки могут говорить о приданом девушки. Не исключено, что Тициан хотел изобразить некую порочность, которая, раскаявшись, превращается в образцовую добродетель и благопристойность.

С другой стороны, Тициан может указывать на честность богини любви. Поскольку она отождествляется с чувством прекрасным и возвышенным, то стоит сказать и о честности. Здесь живописец словно демонстрирует нам, какова может быть совершенная «обнажённая» правда. В этом случае Венера – символ искренности и чистоты.

Весь облик богини демонстрирует свежесть, полноту силы, расцвет и красоту. Для своей Венеры Тициан использует особенные светлые краски, отчего кажется, будто сияние окутывает светлую кожу женщины. При этом на картине имеют место и контрасты. Исследователь М.Ю.Тавьев писал:

«В то же время за Венерой поднимается черный абстрактный цвет стены, из глухого неподвижного сумрака перерастая в чистый звук напряженной, восходящей из ниоткуда в никуда вертикали. Рядом с этой черной фигурой, подобной силуэту арфы, внешне предметная глубина окна преображается в…образ трансцендентного, духовного пространства».
Собачка на двух картинах одна и та же Тициан «Элеонора Гонзага», 1538 год Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Собачка на двух картинах одна и та же
Тициан «Элеонора Гонзага», 1538 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Критика

Но если современники с восторгом отзывались о «Венере Урбинской», то через некоторое время к картине стали относиться скептически. Сегодня, разумеется, творение Тициана признано одним из шедевров мировой живописи, но далеко не все известные люди разделяли восторги публики. Так, например, уже упомянутый мной Марк Твен писал:

«Я наблюдал, как молоденькие девушки украдкой на нее поглядывают; наблюдал, как юноши в самозабвении не сводят с нее глаз; наблюдал, как немощные старики липнут к ней с жадным волнением. Немало есть изображений женской наготы, ни в ком не вызывающих нечистых мыслей, но «Венера» Тициана к ним не принадлежит».
Венера напоминает куртизанку, однако раскрытые сундуки могут говорить о приданом девушки
Венера напоминает куртизанку, однако раскрытые сундуки могут говорить о приданом девушки

Да уж, мнений о «Венере Урбинской» очень много. Одни считают картину чудесным вдохновляющим творением, другие – просто непристойным рисунком, созданным великим мастером. Но, что интересно, именно критический отзыв Твена позволяет понять, в чём заключался замысел Тициана. Он хотел создать картину, которая бы у каждого человека вызывала определённые эмоции. И это ему удалось.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий