У многих народов есть свои великие баснописцы, но особенное место в мировой литературе занимает творчество Ивана Андреевича Крылова. Ещё в школе мы начинаем знакомиться с произведениями знаменитого литератора, а потом, уже во взрослом возрасте, нередко вспоминаем крылатые фразы из его творений. Они как нельзя лучше отражают нашу жизнь, раскрывая слабости и пороки людей.
Сегодня нам часто приходится слышать о людях, которые являются достойными примерами для подражания – известных бизнесменах, общественных деятелях, учёных, которые сделали себя сами. Но почему-то среди них почти никогда нет имени Ивана Крылова. А ведь именно он, наш русский баснописец, был особенным человеком. Он не имел возможности получить образование. С раннего возраста Иван вынужден был тяжко трудиться, однако сумел достичь вершин, о которых мало кто мог даже мечтать. Какой же была жизнь известного литератора? И что пришлось пройти Ивану Андреевичу на пути к славе?
Страшные события
Иван Крылов появился на свет в Москве в 1769 году в семье армейского офицера. Отец будущего классика, Андрей Крылов, ранние годы провёл в крепости Яик. Именно в этих местах вспыхнуло Пугачёвское восстание, в подавлении которого участвовал и родитель героя моего рассказа. В боях с восставшими Крылов-старший показал себя как бесстрашный и отчаянный воин, но, увы, эти качества ему заслуженных наград не принесли.
В пору Пугачёвского бунта мать Крылова вместе с сыном находилась в Москве, отец же оборонялся в Яицкой крепости. Спасаясь от разгневанных повстанцев, вместе с маленьким Иваном мать вынуждена была бежать из города. Воспоминаниями об этом уже в зрелые годы Крылов делился с Пушкиным. Александр Сергеевич так пересказывал те страшные события:
«На их двор упало несколько ядер, он помнит голод и то, что за куль муки заплачено было его матерью (и то тихонько) 25 р.! Так как чин капитана в Яицкой крепости был заметен, то найдено было в бумагах Пугачева в расписании, кого на какой улице повесить, и имя Крыловой с ее сыном».

Станислав Семёнович Молодых «Пугачёвщина», 1980 год
Местонахождение: Государственный художественный музей, Белгород, Россия
Наследство – книги
Некоторое время семья Крыловых жила в Твери, но и здесь служба не помогла офицеру скопить состояние. Как вспоминал Иван Андреевич, его отец не имел образования, однако был человеком грамотным и очень любил читать. Не сумев собрать денег, к концу жизни он оставил своим сыновьям своё главное богатство – большой сундук с книгами. Несомненно, именно благодаря отцу маленький Ваня тоже стал интересоваться чтением и полюбил литературу.
После смерти отца семья оказалась в плачевном положении – жить было не на что. Неизвестно, что стало бы с Иваном и его братом, если бы не поддержка благодетелей Крыловых – помещиков Николая и Петра Львовых. Благодаря им юный Ваня получил возможность присутствовать на уроках, которые вели для детей Львовых приглашённые учителя. Вследствие таких занятий смышлёный мальчик вскоре хорошо знал французский язык, освоил естественные науки.

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Рутинная работа
Когда Иван стал старше, он решил подыскать работу. Несмотря на то, что Крылов был ещё подростком, он понимал, насколько тяжело приходится его семье. Уже с четырнадцати лет мальчик начал трудиться. Первым местом работы стал губернский магистрат, где некогда работал Крылов-старший. Иван получал мизерное жалование, трудился едва ли не сутки напролёт, но, по крайней мере, приносил какие-то гроши своей семье.
А потом мать Ивана решила, что нельзя оставаться на месте. Собрав вещи, она отправилась вместе с сыновьями в Петербург, где собиралась добиться пенсии за умершего кормильца. Кроме того, женщина понимала, что в столице для её сына больше возможностей найти достойное место службы. Через некоторое время Иван смог получить должность мелкого чиновника в казённой палате.
Способный молодой человек, Иван Андреевич понимал, какие возможности могут открыться в столице перед образованным человеком. И хотя его собственные знания, полученные в детстве, не имели какой-либо системы, на протяжении всей своей жизни Крылов стремился учиться новому и постоянно совершенствоваться. Он активно занимался самообразованием. Известно, что Иван Андреевич превосходно играл на нескольких музыкальных инструментах, легко разговаривал на четырёх иностранных языках, хорошо знал математику. Критик и издатель Пётр Плетнёв писал:
«Счастливые способности помогли ему выучиться рисовать и играть на скрипке. Лучшие наши живописцы впоследствии выслушивали суждения его о своих работах с доверенностью и уважением. Как музыкант он в молодые лета славился в столице игрою своею на скрипке и обыкновенно участвовал в дружеских квартетах первых виртуозов».

Начало литературной деятельности
Первые пробы пера Иван Крылов совершил в пятнадцать лет. Началось всё совсем не с басен, однако уже тогда молодой человек интересовался сатирическими произведениями и комедийным жанром. Не стоит считать, будто Крылову нравилось насмехаться над людьми. Напротив, он верил, что с помощью комедий, где высмеиваются пороки общества, человек способен стать лучше, понять и исправить допущенные ошибки.
Первым творением Крылова стала комедийная опера «Кофейница». Стоит признать, что яркостью, которую приобретут известные поздние произведения автора, оно не отличалось. Здесь не было выразительности, однако даже в столь раннем творении уже заметна образность и живость языка писателя.
Добрую службу будущему классику сослужила его любовь к народному говору. Бывая на ярмарках вместе с семьёй, он уже в детстве любил прислушиваться к тому, как разговаривают между собой крестьяне, помещики, чиновники. У каждого сословия были свои отличительные черты говора, которые в дальнейшем мастер виртуозно преобразует в ярчайшие образы, запомнившиеся нам уже по басням.

Работа по призванию
Крылову очень повезло оказаться в Петербурге как раз в ту пору, когда там открылся общедоступный театр. Иван Андреевич, всегда питавший страсть к искусству, не мог пройти мимо нового театра. Он завёл знакомства со многими актёрами, а театр, по сути, стал его вторым домом. Именно тогда молодой человек понял, насколько скучна жизнь канцелярского служащего. Однообразие и рутина казались ему неким наказанием, выносить которое он не был согласен.
Вскоре Крылов подал в отставку и решил посвятить себя литературной деятельности. Учитывая то, сколько уже пережил будущий баснописец, может сложиться впечатление, что ему к моменту судьбоносного решения уже исполнилось лет тридцать-сорок. Но нет, на тот момент Крылову было всего восемнадцать лет. Он осознавал, что «авантюра» может завершиться ничем, однако готов был рискнуть – этого требовал его великий талант.

Злободневные творения
Первым произведением для театра стала трагедия «Филомела». В ней Крылов подражает знаменитым классикам, однако при этом чувствуется полёт мысли и свобода самовыражения автора. Опыт написания драматического произведения оказался не слишком удачным, однако это не остановило литератора. Он продолжает творить, создавая всё больше произведений. Так появляются «Проказники» и «Сочинитель в прихожей». Тот самый узнаваемый крыловский стиль здесь был едва заметен, однако по мере написания нового творения чувствуется прогресс в становлении автора.
Постепенно отшлифовывая свой талант и отыскивая наиболее подходящую для себя нишу в литературе, Иван Андреевич приходит к жанру басни. Едкие и насмешливые произведения вызывали у него немалый интерес. Он считал, что именно так можно «вскрыть» проблемы, ясно указав на них обществу. И именно так, разумеется, можно их исправить. Когда автору исполнилось девятнадцать лет, его первые басни были напечатаны в журнале «Утренние часы». Правда, имя автора произведений там не было указано.

Никому не известный молодой писатель решает пойти на большее. Вместе с Рахманиновым он открывает собственный журнал «Почта духов». Вскоре появляются и новые издания, учреждённые Крыловым. Публику не могли оставить равнодушной остроумные и саркастические заметки, памфлеты, басни, статьи, в которых люди легко распознавали описание проблем современности.
Так, например, в статье «Похвальная речь моему дедушке» Крылов высмеивает самодуров-помещиков. Главный герой произведения «дедушка» отличался столь ценным для помещика талантом, как умение высечь две тысячи крепостных, а также любил устраивать богатые пиршества. При этом, как отмечает Крылов:
«На сто вёрст вокруг его деревень нет ни корки хлеба, ни чахотной курицы»
А в комедии «Бешеная семья», как говорили, жертвой насмешек оказалось само семейство императрицы Екатерины Второй. Говорили, что государыня, прочитав произведение, узнала своих родных в главных героях, а потому на некоторое время автор оказался в немилости у властей.

Скромный Крылов
Неизвестно, чем занимался писатель в период с 1794 по 1796 годы. Несомненно, он писал новые произведения, однако о них было мало что известно. Быть может, Крылов занимался самообразованием, а может, просто играл в карты. Да-да, он принадлежал к азартным игрокам, которые готовы были заложить последнее, только бы отыграться. Не исключено, что именно любовь к картам стала причиной опалы литератора. Известно, что на некоторое время ему даже запретили бывать в Петербурге и Москве.
В ту пору Иван Андреевич служил в имении Зубриловка у князя Голицына. Там появилась на свет шуточная трагедия «Подщипа», которая впервые была опубликована за границей, а уж через несколько лет «дошла» до России. Филипп Вигель писал об этом периоде в жизни Крылова:
«Он находился у нас в качестве приятного собеседника и весьма умного человека, а о сочинениях его никто, даже он сам, никогда не говорил. Мне это доселе еще непонятно… Как бы то ни было, но я не подозревал, что каждый день вижу человека, коего творения печатаются, играются на сцене и читаются всеми просвещенными людьми в России…»

Патриотизм и успех
После нескольких лет отшельничества Крылов вернулся в столицу и продолжил писательство. Именно здесь появляются на свет талантливейшие переводы басен Лафонтена. Среди них – известные творения «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых», «Дуб и Трость».
Здесь речь шла не только о человеческих взаимоотношениях, но и косвенно автор касался политики. В ту пору Россия вела войну с Францией, а потому в стране присутствовал дух подъёма патриотизма. Яркие, смелые басни Крылова нашли отклик в сердцах многих людей. Как уверенно и символично звучит финальный аккорд басни «Дуб и Трость»:
«Бушует ветер, удвоил силы он,
Взревел – и вырвал с корнем вон
Того, кто небесам главой своей касался
И в области теней пятою упирался».

Согласитесь, здесь можно увидеть «намёк» на противопоставление Дуба, который в понимании французов олицетворял их «непобедимую» страну, и Тростинки, которой Наполеон считал Россию. Видимая мощь большого дерева оказывается иллюзорной, а Трость показывает, что способна выдержать любой ураган.
Поиск творческого пути
Во время пребывания в Москве Крылов подружился с баснописцем И.И.Дмитриевым. Как рассказывали приятели Ивана Андреевича, после прочтения его басен Дмитриев был впечатлён. Он заявил, что наконец Крылов нашёл своё призвание:
«Это истинный ваш род; наконец, вы нашли его».

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Поговаривали, что ещё в юности Крылов пробовал свои силы в написании басен. Они представляли идеальный жанр для этого человека, склонного к пессимизму, любящего сатиру и Лафонтена.
Однако свой выбор на данном творческом направлении Иван Андреевич сделал далеко не сразу. Как мне кажется, ему просто требовалось время, чтобы осмыслить всё своё творчество и найти «то самое», где он бы мог в полной мере проявить свои таланты.
Неряха Крылов
В 1807 году появляется несколько пьес Крылова. Одно из самых примечательных его произведений этого периода – комедия в стихах «Лентяй». Она не была окончена, однако именно на её основе появились великие творения более поздних авторов. Только вчитайтесь в эти строки:
«Герой Лентул
любит лежебочить;
Зато ни в чём другом нельзя его порочить:
Не зол, не сварлив он, отдать последне рад
И если бы не лень, в мужьях он был бы клад;
Приветлив и учтив, при том и не невежа,
Рад сделать всё добро, да только бы лишь лежа».
В дальнейшем образ вот такого Лентяя, созданный Крыловым, продолжили другие классики – уже в Тентетникове и Обломове. Поразительно, но сам Иван Андреевич признавался, что в некоторой степени считает себя подобным «Лентулом». Современники и правда не раз говорили, что баснописец не любил уделять большое значение внешнему виду и предпочитал отдыхать, нежели заботиться о своём облике.
Именно поэтому в свете нередко Крылов казался самым неряшливым и «запущенным» человеком. Однако всецело сравнивать писателя с героем его комедии не стоит. Как бы то ни было, но Иван Андреевич был человеком энергичным и сильным духом, чего нельзя сказать о вышеописанном лентяе.

Признание и слава
Лишь после тридцати Крылов пережил настоящий творческий взлёт. В ту пору был напечатан первый сборник его басен, куда вошли знаменитые произведения, которые и сегодня прекрасно нам знакомы (например, «Слон и Моська»). Книга приобрела невероятную популярность. Её читали не только дворяне. Простой язык Крылова был понятен каждому, а потому вскоре к нему приходит слава истинно всенародного писателя.
В пору своего творческого подъёма Иван Андреевич написал более двух сотен басен. Их темы были самыми разными – высмеивание человеческих пороков, описание забавных ситуаций или же просто литературные анекдоты.
Басни Крылова читали в каждой семье. Было издано более 80 тысяч экземпляров сборника басен ещё при жизни их автора. Это был тот редкий случай, когда литератор ещё при жизни стал признанным классиком. Ваня Крылов, мальчик из бедной семьи, чудом переживший времена Пугачёвщины, за счёт самообразования и неустанного труда стал в один ряд с Пушкиным и Гоголем, внеся бесценный вклад в русскую литературу.

Несостоявшийся жених
Но какой же была частная жизнь Ивана Андреевича? Современники нередко подшучивали над его неряшливостью и рассеянностью. Человек, полностью погружённый в творчество, он мог не замечать собственных оплошностей. Так, порой Крылов пользовался ночным чепцом вместо носового платка.
Он никогда не был франтом. Порой Крылов вовсе появлялся в светском обществе в мятых вещах, совершенно не замечая «несовершенства» собственного внешнего вида. Несмотря на эти недостатки, многие дамы интересовались остроумным и интересным собеседником. Увы, жениться Крылов так и не смог.
В возрасте двадцати двух лет Иван Андреевич страстно влюбился в Анну, дочь священнослужителя, жившего в Брянском уезде. Девушка ответила молодому литератору взаимностью, однако о счастье мечтать не приходилось. Родители Анны были категорически против брака с бедным писателем. Но потом, видя, что дочь не находит себе места, всё же с тяжёлой душой согласились.
Чтобы встретиться с возлюбленной и обручиться, Крылову требовалось отправиться в Брянский уезд, а вот денег на это у него совсем не было. Он попросил Анну приехать к нему. Девушка была не против, но счастью снова помешали её родные, которые посчитали такое предложение Крылова оскорбительным. «Он же совсем голодранец», – заявил отец несостоявшейся невесте Крылова.

Балерина и императрица
Многие знатные дамы оказывали знаки внимания Крылову. Так, например, одно время в романтических отношениях с Крыловым состояла балерина, находившаяся на содержании у великого князя Константина Павловича.
Женщина даже могла бы стать его супругой, но в ту пору Крылов уже не считал себя человеком, пригодным для брака. Он понимал, что ради семьи ему, вероятно, придётся поступиться временем для творчества. Пойти на такое он попросту не мог.
Поразительно, но к литератору с особенной теплотой относилась сама императрица Мария Фёдоровна. Лишь ему позволялось появляться перед ней в мятом сюртуке и дырявых сапогах. Целуя руку императрицы, Крылов умудрялся при этом чихнуть, что приводило Марию Фёдоровну в восторг. Конечно, он был совершенно не похож на остальных мужчин, появлявшихся при дворе. А главное – в нём не было наигранности, надменности и подобострастия, которые порядком наскучили государыне.

Иван Николаевич Крамской «Портрет императрицы Марии Фёдоровны», 1881 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Последние годы
В Петербурге ходили слухи, что у Крылова имелась сожительница, служанка Феня. Её дочь Александру даже считали рождённой от Ивана Андреевича. Так ли это, неизвестно. Однако после смерти матери девушки он собрал для неё большое приданое. Александра вышла замуж за достойного человека, а через некоторое время родила двоих детей. Именно это семейство было рядом с Крыловым в его последние годы и даже минуты его жизни.
21 ноября 1844 года в доме Александры знаменитый баснописец умер от воспаления лёгких. В день похорон классика многие его друзья и знакомые получили в подарок книгу в траурной чёрной обложке, на которой виднелась надпись: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию». Таким было последнее желание великого литератора, который и после смерти продолжил дарить свой талант людям. В своём «Насмешливом мудреце» А.Румянцев очень точно отметил достижения Крылова:
«Он не просто изменил язык русской поэзии, он дал ей широту, вывел её из литературных салонов, обществ любителей словесности, университетских кружков на российский простор, вместивший скудные крестьянские поля, курные избы, тележные просёлки, почтовые и ямщицкие тракты, губернские и уездные города…».

Жизнь Ивана Андреевича Крылова – яркий пример того, как человек, борясь с трудностями и неустанно совершенствуя свой талант, может добиться заоблачных высот, о которых мало кто мог даже мечтать. Его произведения и сегодня не теряют актуальности, показывая нам проблемы обществ и заставляя улыбнуться, восхищаясь остроумием и ярким слогом автора. «Он останется любимейшим нашим поэтом», – когда-то сказал Филипп Вигель и был совершенно прав.
На обложке: Фрагмент картины Ивана Егоровича Эггинка «Портрет И.А. Крылова», 1834 год. Местонахождение: Государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов, Россия