Когда я училась в школе, для меня было настоящей пыткой читать произведения Н. В. Гоголя. Я жутко боялась его утопленников, ведьм и чертей.
Но Гоголь – не единственный писатель, который любил «припугнуть» читателя паранормальными явлениями. Мистические мотивы встречаются в произведениях многих русских классиков и современных авторов.
Из реальной жизни в книгу
Автор мистических детективов Наталья Солнцева как-то сказала:
«Если в жизни не будет необъяснимых загадок, то она станет намного скучнее».
И если современный человек скептически относится к потусторонним явлениям, то для людей XVIII — начала XX вв. нереальные вещи были (простите за каламбур) частью реальности.
Люди того времени, будучи глубоко верующими, утром усердно молились, а вечером могли пойти к гадалке. Суеверия были настолько сильны в сознании мирян, что даже церковь не могла их искоренить.
Гаданиями и астрологией увлекалась царская семья, русская аристократия зачитывалась произведениями таких мистиков, как Сен-Мартен, Штиллинг, Эккартсгаузен, Сведенборг. Как писал священнослужитель Георгий Флоровский, «то было время мечтаний, грез, видений, провидений и привидений».
Неудивительно, что в классической литературе сверхъестественное не только вплетается в сюжет, но и нередко само становится сюжетом.
- У Булгакова в книге «Мастер и Маргарита» Воланд со своей свитой меняет жизнь советской Москвы.
- «Пиковая дама» Пушкина наполнена мистической многоплановостью, которую запросто считывали современники поэта, но не всегда видят современные читатели.
- По поводу создания «Вия» Гоголь говорил, что ничего не придумывал, а лишь пересказал народное придание.
Герои книг русских писателей гадают на картах и кофейной гуще, читают сонник, верят в приметы и вызывают духов.
Погорельский, Пушкин и Карамзин – основатели «русской готики»
Мрачные готические мотивы двоемирия, существующие в европейской литературе, появляются в произведениях русских писателей на рубеже XVIII — XIX вв. Первопроходцем стал Николай Карамзин. В 1793 и 1795 гг. выходят две его книги: «Остров Борнгольм» о таинственном месте у берегов Дании и «Сиерра-Морена», в котором эксплуатируется популярный на западе образ умершего жениха.
Но по-настоящему мистические мотивы в отечественной литературе раскрылись в произведениях А. А. Погорельского, которого называли русским Гофманом. Таинственные новеллы «Двойник, или мои вечера в Малороссии» предвосхитили творчество Гоголя. А от описания волшебного подземелья в «Черной курице» пришел в восторг сам Пушкин.
Пушкин и его мистические явления
Александр Сергеевич не мог остаться в стороне от нового течения в литературе. Он сам был человеком очень суеверным. В каждом произведении поэта можно найти те или иные мистические явления. Я уже упомянула «Пиковую даму», которую сам Пушкин определял как мифическое произведение.
«Пиковая дама» – это развенчание масонского мировоззрения, ответ поэта масонам, в чьей «гибкой нравственности» он разочаровался. В произведении множество масонских символов и образов. Кроме того, ясно просматривается христианская составляющая произведения.
Семь персонажей – персонификация человеческих страстей, семи смертных грехов. Кроме сакрального числа 7, в «Пиковой даме» встречаются другие важные в контексте христианства цифры. Герман играет (чего не должен делать верующий человек) христианскими символами, за что и наказан.
Мистикой наполнена книга «Гробовщик». В ней Пушкин «прикасается» к миру мертвых и через него ищет смысл существования человека в мире живых. Светский роман «Евгений Онегин» тоже не остался в стороне: гадающие девушки, Татьяна, которая видит вещий сон и толкует его по соннику.
Тургенев и главный мистик Гоголь
Даже в книгах такого писателя-реалиста, как И. С. Тургенев, можно встретить таинственные загадки и фантастические сюжеты. Например, в повестях «Призраки», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич».
Конечно, главным мистиком русской литературы является Николай Гоголь. Писатель так ярко и подробно рассказывает истории о призраках и ведьмах, будто не просто верит в их существование, а наслаждается воспроизведением мифологических представлений украинского простонародья, умело переплетает христианские мотивы с языческими. Иногда, как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», Гоголь с иронией относится к народным поверьям.
Мистика в произведениях писателей и поэтов начала XX века
В начале XX в. мистические мотивы, которые были почти вытеснены реализмом, вновь возвращаются в литературу. Настоящим мастером сюрреалистических ужасов этого периода является Леонид Андреев.
Критики называли его колдуном и садистом. Не каждому придутся по душе его произведения (у меня мурашки начинают бегать уже с первых страниц прочтения), но нельзя не признать, что, например, «Елеазар» или «Он. Рассказ неизвестного» – шедевры “страшной литературы”.
Поэты Серебряного века вновь затронули темы безвременного пространства и возможности сосуществования реального и потустороннего миров. Стихи Зинаиды Гиппиус нередко наполнены настороженным чувством открытия тайн, к которым человеку лучше бы не подступаться.
В поэме «Двенадцать» наиболее сильно отразилась склонность Александра Блока к поискам «знаков судьбы», разгадыванию тайн человеческой души, противопоставлению темного и светлого. В поэме С. А. Есенина «Черный человек» (настоящий хоррор Серебряного века) ирреальное тесно переплетается с естественным.
Самым таинственным романом XX в. является «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Фантасмагория и фантазия вплетены в нарративную ткань произведения, создавая три измерения: мир реальный, мир мистический и мир Ершалаима. Мистикой окружен и сам роман, который будто противится перенесению на сцену и экран.
Сегодня мистические мотивы в литературе представлены целыми жанрами: хоррор, фэнтези, триллер, черный юмор. Современные писатели сделали мистицизм популярным жанром. Они больше не заимствуют сюжеты из фольклора, а создают собственный мир потусторонних существ и явлений.
А какие писатели-мистики вам запали в душу? Пишите о них и их произведениях в комментариях.