Славянский фольклор открывает нам множество фантастических созданий, порождённых воображением наших предков. По нем можно составить целый перечень нечисти, в которой особое место занимали мавки (или навки). Их образ часто напоминает русалочий, но у мавок есть свои отличительные черты.
В славянских легендах рассказывается о том, как появлялись эти существа, как можно было защититься от них или суметь поладить с этим странным “народцем”. Мавок часто называли злыми лесными духами, но так ли это на самом деле? Давайте ближе познакомимся с этими представителями нечисти.
Мавки – создания мира Нави
В славянских преданиях мавки являются достаточно часто встречающимися персонажами. Они напоминают известных всем русалок. Но основное различие в местах обитания. Если русалочья среда – это водная стихия, то обителью мавок всегда остаётся лес.
Кстати, многое о сущности мавок говорит их второй вариант именования – “навки”. Это слово напрямую связано с Навью, а ведь именно так наши предки называли самый тёмный и непознанный из миров, где обитали представители нечисти. В отличие от привычной для людей Яви, мир Нави представлял собой запретную территорию для земных существ (и, что примечательно, для большинства богов тоже).
Истории о мавках более всего были распространены на территории Украины и южнорусских землях. В дальнейшем образ навки превратился в русалочий, а черты “лесной панночки” исчезли. Нередко в легендах звучит утверждение, будто мавки и русалки водят дружбу. В период Зелёных святок эти существа празднуют собственную русалочью или мавскую Пасху.
Появление и облик мавок
Но как же появлялись мавки? В старину народ верил, будто в этих созданий превращаются младенцы, родившиеся мёртвыми или умершие в Русальную неделю, следующую сразу за праздником Троицы.
В некоторых регионах Украины поговаривали, что мавки – это дети, задушенные собственными родителями, для которых были нежеланными. Также ребёнка могла похитить нечисть, после чего его дух обращался в лесную навку. И если молодые девушки после смерти пополняли ряды русалок, то дети присоединялись к мавкам.
Души несчастных малышей, умерших в раннем возрасте, так и не прошедших таинство крещения, не могли найти себе покой. Путнику, оказавшемуся в лесу среди мавок, не стоило ждать пощады от крайне жестоких и злых существ. Выглядели навки как молодые длинноволосые девушки или дети, в белых рубашках. Отличить мавку от обыкновенного человека не составляло труда.
В преданиях рассказывается, что эти созданиями не отбрасывают тени, не оставляют следов на земле. Кроме того, некоторые легенды утверждают, что навки стараются не поворачиваться спиной к людям. Почему? Всё просто – так они сразу же раскроют себя. У мавок совершенно нет спины, а потому сквозь брешь видны все внутренние органы.
Любимые места обитания мавок – леса, однако встретиться с ними можно и в горах, на полях или в долинах.
Звать эту нечисть никто не решался – да и зачем кликать беду. Нередко мавки сами появлялись перед путниками. Часто их жертвами становились молодые мужчины. Перед такими странниками мавки представали в обличье прекрасных юных девушек, что увлекали человека за собой, приводи к реке, где и топили.
Неоднозначный образ
Главным праздником мавок является Русальная неделя. Именно в это время они чувствуют себя истинными властителями лесов. На Русальной неделе мавки могут подойти ближе к человеческому жилью, нередко прогуливаются днём в полях, собирают цветы, поют песни.
Народ верил, что место, где навки устроят свои танцы и хороводы, на следующий год даст лучший урожай. Именно поэтому, чтобы задобрить духов, им оставляли на полях хлеб и различные угощения.
Мавки не были исключительно негативными персонажами сказаний. Люди говорили, что благодаря этим существам весной появляются зелень и цветы. С наступлением тёплых дней мавки радуются солнцу и свету. В зимнее время они, как и русалки, спят в своих лесных жилищах, местонахождение которых человеку неведомо.
Как расколдовать мавку?
Но чем же могла завершиться встреча с лесной мавкой? Конечно, в большинстве случаев легенды рассказывают о печальном исходе для человека. Тем не менее, в некоторых историях отмечается, что от мавок можно было защититься. Единственный метод – расколдовать её, освободив невинную загубленную душу. Если мавка побыла среди нечисти менее семи лет, её достаточно окрестить, после чего существо обретёт покой.
По сути, каждая мавка мечтает получить спокойствие и познать крещение. Отпущение грехов для таких душ не связано с числом загубленных мавками людей. Уже одно это поверье открывает, что народ относился снисходительно, даже с некоторой долей жалости. Мавки не были лесными монстрами, губящими людей. Напротив, они сами оставались пострадавшей стороной, душами, что не познали Царство Небесное.
У южных славян мавки часто отождествлялись с птицами. Вероятно, такие представления связаны с древними верованиями, предполагающими единство душ умерших людей и птиц. В птичьем облике мавки могли посещать мир живых. К примеру, Серы верили, что мавье племя прибывает на землю в крылатом вихре, сулящем несчастья и болезни.
Мавки – необыкновенные создания. Представления о них были весьма неоднозначными. Один из самых ярких образов такого духа описан в поэме украинской поэтессы Леси Украинки «Лесная песня». Мавка там показана не губительницей людей, а искренне любящим созданием, страдающим и прекрасным. Без сомнения, противоречивость портрета мавок, сложившаяся в народном творчестве, не перестаёт интриговать писателей и режиссёров.