Мало спал, гулял с муравьедом, боялся людей и пел – какие странности были у великих живописцев

Искусство

Говорят, что все гении немного сумасшедшие. Конечно, утверждение спорное, однако некоторые причуды знаменитых деятелей искусства (в частности, художников) подтверждают, что сочетание «гениальность – безумие» не так уж далеко от истины. Богатая фантазия известных живописцев нередко толкала их на самые сумасбродные поступки. У них имелись странные привычки, а некоторые выходки художников казались обывателям совершенно ненормальными.

Наверное, действительно, гении могут позволить себе то, что не понятно другим людям, и даже то, что может вызвать осуждение. Но, согласитесь, всё компенсируется невероятным талантом человека, который делится им со своими почитателями. Итак, какими же странностями отличались знаменитые художники? Что за причуды были у великих живописцев прошлого? И отчего эти чудачества лучше не повторять «простым смертным»?

Сон и шифры

Когда речь заходит о поистине великих живописцах, гениальных деятелях искусства, многие из нас в числе первых вспоминают Леонардо да Винчи. Да, его гениальность не вызывает сомнения, однако и у этого разносторонне одарённого человека имелись свои причуды. Так, например, Леонардо считал, что не стоит тратить время на сон, а потому старался спать минимальное количество времени. Сну он уделял всего лишь четыре часа в сутки. Кстати, такая же привычка была и у других известных деятелей и исторических персон.

А ещё да Винчи очень любил зашифрованные послания. Своим знакомым он отправлял записки, написанные задом наперёд или же в соответствии с определённым шифром. Ничего секретного в этих посланиях не было, просто гению нравилось так развлекаться. Хорошо, если получателем письма оказывался опытный «дешифровщик», в ином случае человек попросту не понимал содержимого записки.

Франческо Мельци «Портрет Леонардо да Винчи», около 1515-1517 годовМестонахождение: Королевская коллекция, Великобритания
Франческо Мельци «Портрет Леонардо да Винчи», около 1515-1517 годов
Местонахождение: Королевская коллекция, Великобритания

Муравьед и мухи

Интересные «эксперименты» со сном проводил и знаменитый мастер сюрреалистических картин Сальвадор Дали. Великий испанец любил погружаться в сон прямо во время работы, но всего на пару минут. Он считал, что такое кратковременное сновидение способно рождать в воображении человека необыкновенные образы, которые явно не пришли бы на «свежую» голову. Надо признать, картины Дали в полной мере подтверждают эту теорию.

Но на кратковременном сне причуды знаменитого испанца не заканчивались. Порой он выходил на улицы с муравьедом, которого вёл на поводке. Однажды он попросил, чтобы в отель вместе с ним впустили отару овец, по которым потом начал стрелять холостыми патронами. А в другой раз Дали просил, чтобы в саду для него ловили мух. За каждую муху он платил пять франков. Впрочем, последнее могло быть необходимо для некой инсталляции, которую задумал мастер.

Сальвадор Дали на прогулке с муравьедом
Сальвадор Дали на прогулке с муравьедом

Кстати, некоторые современники считали, что причуды Дали – всего лишь часть его коммерческого образа. Быть может, так оно и было, причём врождённые странности превращать в фирменные «фишки» виртуозно умела супруга и муза Дали Гала.

Мания преследования

Если вам кажется, что странные выходки и привычки себе позволяли исключительно зарубежные живописцы, то вы сильно ошибаетесь. У русских художников было не меньше причуд, понять которые могли лишь немногие. Так, например, у знаменитого живописца Александра Иванова, автора картины «Явление Христа народу», была мания преследования. Кроме того, он боялся всякого нового человека, с которым знакомился. Как вспоминал о нём писатель Павел Ковалевский:

«Это был человек одичалый, вздрагивающий при появлении всякого нового лица, раскланивавшийся очень усердно с прислугой, которую принимал за хозяев, – человек с движениями живыми и глазами бегавшими, хотя постоянно потупленными в землю».
Сергей Петрович Постников «Портрет Александра Андреевича Иванова», около 1873 годаМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Сергей Петрович Постников «Портрет Александра Андреевича Иванова», около 1873 года
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Бескорыстие Крамского

Имел свои странности и Иван Крамской. Правда, его причуды были совершенно безобидными и даже в некотором роде благородными. Крамской был известен своей бережливостью, но при этом картины, которые делал на заказ, передавал в богатых рамах, за которые не брал отдельной платы. Один из заказчиков удивился: рамы такие стоили немалых денег, и на них одних художник терял несколько тысяч рублей.

Крамской заявил, что считает невежливым отдавать портрет неокантованным. Но его собеседник не унимался: «Но ведь портрет вы сами делаете, и его отдаёте. А рамы делают для вас. И за них вы платите деньги». В ответ на это Крамской ответил:

«Я и за краски плачу деньги, я их тоже не делаю, и за кисти, за полотно… Выходит, что и за это отвечать заказчику?»
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Ивана Николаевича Крамского», 1882 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Илья Ефимович Репин «Портрет художника Ивана Николаевича Крамского», 1882 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Когда лучше не петь

Виктор Васнецов, автор знаменитых «Алёнушки» и «Богатырей», обожал во время работы петь. Сначала он выводил песню тихо, едва слышно, но потом, распевшись, начинал громогласно производить вокальные упражнения. «Что же здесь плохого?» – спросите вы. А ничего, однако таланта к вокалу у живописца не было от слова совсем.

Так и получалось, что порой человек, оказавшийся в мастерской Васнецова, слышал настолько скверное пение, что бывал обескуражен им. Сам художник относился к этому с юмором. Как он рассказывал однажды:

«Работаю я, работаю и незаметно для самого себя распелся, а маленький Миша (шести лет) подходит ко мне и совершенно серьезно говорит: «Папа, не пой. Когда ты поешь – мне делается страшно».
Виктор Михайлович Васнецов «Автопортрет», 1873 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Виктор Михайлович Васнецов «Автопортрет», 1873 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Как видите, у многих живописцев были странные, шокирующие, а порой и весьма забавные причуды. Повторять их опыт не советую – поскольку и 4-часовой сон, и появление на публике с муравьедом едва ли принесут вам такой же успех, какой был у гениев. Однако все выходки мастеров явно показывают, что талантливые творческие люди действительно способны видеть мир под несколько иным ракурсом, убирая границы и разрушая стереотипы.

На обложке: Сальвадор Дали известен не только как художник, но и как мастер эпатажа

МУСАГЕТ
Добавить комментарий