Эта мелодия завораживает, а её звучание кажется трогательным и нежным. Создавая свою «Лунную сонату», Людвиг ван Бетховен едва ли мог предположить, насколько известным станет это произведение. Сегодня оно входит в обязательную программу музыкальных школ всего мира. Но даже самые старательные ученики подчас не догадываются, кому же посвящена прекрасная композиция.
Поразительный талант и неуживчивый характер – таков был Бетховен. Он писал гениальную музыку, но не мог найти общего языка с самыми близкими людьми. Порой он напоминал печального отшельника, но мало кто знал, что в сердце этого человека жила большая любовь. Безответное, но очень сильное чувство осталось бессмертным воспоминанием в той самой «Лунной сонате». Так какой же была печальная история любви Бетховена? И кто она – его муза, вдохновившая на создание нежной сонаты?
Мрачный гений
Многим своим знакомым он казался мрачным типом, неуживчивым и суровым человеком, который едва ли мог искренне любить или радоваться жизни. Из-за своего, мягко говоря, не слишком позитивного характера Людвиг ван Бетховен нередко попадал в неприятности и переделки. Он был замкнутым, малообщительным и к тому же прямолинейным. Как понимаете, такие качества мало кому могли нравиться, а потому друзей у композитора было очень мало.
Не был счастливцем Бетховен и в личной жизни. Нередко женщины воспринимали его как скучного угрюмого человека – многие из них не догадывались, какие бури чувств переживает Бетховен внутри себя, какое богатство этот человек скрывает в своей душе от посторонних.
Мучительная болезнь
Современники едва ли могли понять натуру этого человека. Даже к его музыке относились скептически. Например, Гайдн заявлял, что композиции Бетховена настолько мрачны, что от них становится «страшно и тревожно». Однако среди его работ было немало нежных и проникновенных произведений. Особенно выделяется «Лунная соната», о которой пойдёт речь.
Предыстория создания этой великой композиции начинается с печального события. В 1796 году Бетховен начал терять слух. Воспаление в ушах привело к тому, что композитор постоянно слышал навязчивый звон и переставал воспринимать звуки внешнего мира. Став ещё более угрюмым, он поселился в небольшом городке. Но тишина и покой не способствовали замедлению прогрессирующей болезни. Как ни странно, именно в этот драматический период жизни он создал свои самые известные произведения.
Любовь Бетховена
Однако ужас, постоянно преследующий глохнущего композитора, несколько отступил, когда он повстречал юную итальянскую аристократку Джульетту Гвиччарди. Впервые они пересеклись в Вене. Ей было 17, ему – 30. Но, видя внимательный взгляд Джульетты, Бетховен верил, что девушка любит его. Она сама едва ли не с первой встречи покорила его сердце. В одном из писем 1801 года он признавался другу:
«Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною».
Он давал ей уроки игры на фортепиано, невольно влюбляясь всё больше и больше в свою старательную ученицу. Он восхищался каждым её жестом, каждым движением, её улыбка стала украшением его жизни. В ту пору знакомые говорили, что даже сам Бетховен перестал казаться таким мрачным и нелюдимым, как прежде. Нет, он не превратился в общительного и весёлого человека (это было бы фантастикой), однако что-то в нём и правда переменилось.
Когда разбиваются мечты
А потом Бетховен узнал правду. Занимаясь с ним музыкой, Гвиччарди воспринимала его исключительно как своего преподавателя фортепиано. Девушка завела роман с молодым композитором Венцелем Галленбергом. Тот был обычной посредственностью, он писал ничем не примечательную музыку и, конечно, не мог сравниться с Бетховеном. Но Джульетта выбрала его. Вскоре девушка вышла замуж за своего избранника и уехала с ним в Италию.
А что же Людвиг? Его пусть и безответная, но бесконечно сильная любовь породила прекрасное произведение. В марте 1802 года на свет появилась «Соната №14». Называть её «лунной» стали уже после кончины композитора – с лёгкой руки музыкального критика Людвига Рельштаба, который писал:
«Это произведение сравнимо с лунным светом над Фирвальдштетским озером».
Последняя встреча
Но история Джульетты и Бетховена написанием сонаты не закончилась. Через несколько лет после замужества Гвиччарди приехала в Австрию. Она отправилась к Бетховену. Нет, не с признаниями, но с просьбой о помощи. Семья Джульетты лишилась своих средств, женщина остро нуждалась в деньгах.
Бетховен принял гостью и даже выделил для неё необходимые средства – ту, кого он любил, он не мог оставить в беде. А потом, уже покидая его дом, Джульетта негромко спросила: «Когда я смогу вас снова увидеть?». Людвиг некоторое время молчал, глядя на неё, а потом произнёс:
«Я прошу вас более никогда меня не беспокоить».
Он так и остался одиноким гением, тоска и боль неразделённой любви которого заключены в прекрасной «Лунной сонате».
О «Лунной сонате» Бетховена можно говорить очень много. Можно разбирать её «по атомам» и рассматривать структуру композиции. Но я советую этого не делать, а просто послушать великое произведение. Русский композитор и музыкальный критик Александр Серов дал исчерпывающую характеристику этому творению:
«Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей. Для такого человека, как Бетховен, любовь не могла быть ничем другим, как надеждою загробною и скорбью, душевным трауром здесь на земле».
На обложке: Бетховен пишет музыку / mungfali.com