Кто послужил моделями для картины Ильи Репина «Не ждали»?

Искусство

Первый вариант картины «Не ждали» Илья Репин начинает в 1883 году. Однако через год берется за второй вариант, который и станет основным. У первого полотна, на мой взгляд, можно остановиться, потому что его автор – Репин. Оно, кстати, не очень большое.

А вот второе полотно более монументальное, эмоциональная составляющая изображенной сцены передается зрителю. Написал Репин вторую картину достаточно быстро, а после лишь вносил правки. Как в первом варианте, так и во втором моделями действующих лиц художнику послужили его родные и знакомые. Интерьер же Репин не менял, на обеих картинах изображены комнаты и мебель дачи в Мартышкине, где семья художника жила летом.

Всеволод Гаршин в образе бывшего арестанта

Поэт, писатель и художественный критик Всеволод Гаршин стал главным героем картины. Именно его персонажа, неуверенно входящего в комнату освобожденного арестанта в потрепанном армяке, «не ждали» другие герои, изображенные на полотне.

Гаршин был большим другом Репина и позировал ему для портрета и двух знаменитых картин – «Не ждали» и «Иван Грозный и сын его Иван» (в образе царевича Иоанна). Репин ценил «глубинную чистоту души» Гаршина. Художник и писатель подолгу беседовали друг с другом. Однако он не сразу разглядел в Гаршине арестанта для своей картины. На эту мысль Репина навел Павел Третьяков, который приобретал полотно для своей коллекции.

Позже Репин признавался, почему писал бывшего арестанта именно с Гаршина.

«В его характере было что-то не от мира сего, в нем чувствовалась обреченность, словно он собирался погибнуть», – говорил художник.

И Репин не ошибся: в 1888 году Гаршин, страдавший психическим расстройством, покончил с собой.

Когда узнаешь этот факт, фигура бывшего арестанта на картине становится психологически еще более тонкой. Меня всегда привлекают глаза этого персонажа, будто в них читается вся его судьба. Репин, кстати, еще несколько раз переписывал выражение лица главного героя. Однажды он наведался с красками прямо в Третьяковскую галерею и в отсутствии владельца внес правки в уже выставленную картину.

Теща художника в образе матери арестанта

Теща художника Евгения Шевцова стала матерью вернувшегося арестанта. Интересно, что сначала Репин задумывал написать фигуру отца, но потом решил добавить в сюжет больше переживаний и главного героя уже встречала его мать.

Художник скрыл от зрителей, как мне кажется, самый напряженный и эмоциональный момент – глаза матери. Их видит только ее вернувшийся сын. Однако мы можем заметить ее ошеломленное лицо и напряженную полусогнутую позу, будто женщина застыла от неожиданного появления.

Женщина у рояля – жена художника

Испуганно-удивленная женщина у рояля – это жена главного персонажа. Репин писал ее со своей супруги Веры Алексеевны. Она долгое время была музой художника. Репин написал множество портретов жены, первый из которых был создан, когда Верочке было всего 9 лет.

Друзья Репина вспоминали, что он всегда писал жену самозабвенно. Вот и на картине «Не ждали» супруге у рояля уделено мало места, ее фигура почти скрыта фигурой матери главного персонажа. Однако ее лицо наполнено эмоциями, а поза не менее выразительна, чем у главных героев. Сам Репин вспоминал, что моделью для этого персонажа была не только его жена, но и племянница критика В. Стасова.

Мать и жена ссыльного. Фрагмент картины «Не ждали»
Мать и жена ссыльного. Фрагмент картины «Не ждали»

Образы детей на картине

Девочка сидит за столом на обоих вариантах картины, чуть меняется только ее поза. Она испуганно и настороженно смотрит на вошедшего «незнакомца», наклоняется над столом, словно пытаясь спрятаться. Вероятно, она была слишком мала, когда отца арестовали, поэтому и не узнала его. Девочку Репин писал со своей старшей дочери Веры. Ее же можно увидеть на таких полотнах, как «Стрекоза» и «Осенний букет».

Мальчик появляется на втором варианте картины. Он вытянул голову, удивленно и радостно смотрит на отца. Очевидно, что он его узнал, поэтому и откликнулся такой живой эмоцией. Репин писал мальчика с Сергея Костычева, будущего знаменитого российского и советского физиолога, члена РАН. В момент написания картины Сереже было 8 лет, его семья жила по соседству с Репиными.

Дети. Фрагмент картины «Не ждали»
Дети. Фрагмент картины «Не ждали»

Прислуга как дополнительные персонажи

Домашняя прислуга появляется на втором варианте полотна. Репин объяснял это тем, что хотел придать картине более значительное содержание. С появлением в дверях горничной, сцена возвращения арестанта перестала быть семейной, она приобрела общественное значение. Ведь слуги, как и хозяева, ошеломлены происходящим. Этих персонажей Репин писал со своих домашних слуг.

Илья Репин, как настоящий художник, тонко чувствовал людей. Для своих картин он выбирал модель, чей облик, характер и эмоции совпадал с задуманным персонажем. Умел он даже в кругу знакомых и родных разглядеть «жемчужины». Не зря герои его картин так притягивают внимание и кажутся вполне реальными.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий