В работе над фильмом «Александр Невский» сошлись поистине выдающихся человека. Музыку к легендарному фильму Сергея Эйзенштейна написал Сергей Сергеевич Прокофьев. Причем его настолько увлекло это занятие, что позже он соединил все части в одно музыкальное произведение – кантату «Александр Невский».
Приглашение от Эйзенштейна и зарубежный опыт
Сочинить музыку к фильму «Александр Невский» Прокофьева пригласил сам Сергей Эйзенштейн. Причем он поставил перед композитором достаточно масштабную задачу – отобразить в музыке подвиг русского народа и самого князя. Для Прокофьева это была не первая работа в кино, до этого он уже работал над кинолентой «Поручик Киже».
За «Александра Невского» Прокофьев взялся с большим энтузиазмом. Тем более композитор признавался, что всегда был большим поклонником таланта Эйзенштейна. Серьезно взяться за работу для Прокофьева означало отправиться в Голливуд, где он хотел лично познакомиться с приемами и техникой музыкальной записи. Ведь это были 30-е гг., о создании саундтреков и вообще хоть сколько-то качественного музыкального оформления фильмов в СССР знали мало.
Сергей Сергеевич буквально схватывал все на лету. В Америке он набрался необходимого опыта не только в музыкальном плане, но и узнал многое о технических приемах и вообще возможностях звукового кино. Правда, злые языки поговаривали, что Прокофьев отправился за океан вовсе не ради «командировки», а чтобы навсегда покинуть Советский Союз. Ходили слухи, что ему даже поступило очень выгодное предложение – жалование в размере 10000 долларов в месяц за работу в американской киноиндустрии. Так это было или нет, уже никто точно не скажет. Но Прокофьев вернулся на родину и спокойно продолжил работать над фильмом.
Кино для музыки
Прокофьев не просто был композитором фильма, но даже в какой-то степени звукорежиссером. Он обращал внимание на самые незначительные детали и пробовал оригинальные звуковые эффекты: как будет окрашен темброво тот или иной звук, будет ли он направлен точно в микрофон, какова сила его звучания на пленке и т.п. Так, например, довольно резкий тембр давал звук, который записывали очень близко к микрофону. Эту особенность Прокофьев использовал для изображения врагов-крестоносцев.
Прокофьев работал в студии практически целыми днями. И результат не заставил себя ждать. Он создал не просто, как сейчас бы сказали, трек к фильму, а написал полноценное произведение искусства. Для киноленты он выбрал две темы. Патриотическая передавала героизм и готовность к самопожертвованию князя, его войска и всего народа. Эта тема светлая и более чувственная. Местами даже эпичная и пафосная, как, например, хоровая песня «Вставайте, люди русские!».
Другая тема повествовала об интервентах. В ней чувствовалось «неприятие для русского уха». Она передавала ощущение угрозы и лживости. Иногда в одном произведении пересекались обе темы. Например, грандиозная музыкальная часть «Ледовое побоище» начинается с неприятного чужеродного звука, символизирующего появление тевтонских рыцарей. При появлении войска Александра Невского музыка приобретает нежное звучание.
Композитор советовался с режиссером буквально по каждому музыкальному «кусочку». Иногда Эйзенштейн показывал Прокофьеву отснятый фрагмент фильма, чтобы композитор его озвучил. Но чаще бывало так, что Прокофьев, переполненный вдохновением, писал какой-нибудь фрагмент, а Эйзенштейн уже под музыку создавал зрительный ряд.
Кантата «Александр Невский»
Музыкальные фрагменты, написанные Сергеем Прокофьевым к фильму, были настолько грандиозными, что стали самостоятельными произведениями. Композитор и не думал подстраиваться под исторический сюжет фильма. Да, он активно сотрудничал с историками и литераторами, чтобы узнать о реалиях той эпохи. Изучал древнерусскую музыку и средневековые католические гимны. Но, как сам говорил, не хотел писать нечто похожее на времена Ледового побоища.
Поэтому музыка в фильме, хоть и перекликается с историческими событиями XIII в., все же достаточно осовременена. Кроме того, Сергей Сергеевич добавил фирменные нотки своего «прокофьевского» авангардизма.
Фильм и музыка имели грандиозный успех, что еще сильнее подтолкнуло Прокофьева к созданию отдельного музыкального произведения. Семь фрагментов были объединены в кантату «Александр Невский». Правда, Прокофьеву пришлось еще изрядно потрудиться над своим сочинением, изменить или вовсе убрать некоторые части, так как оригинальный вариант не подходил для исполнения в концертном зале.
На обложке: Кадр из фильма «Александр Невский», 1938 год