Когда сошлись два гения – как создавали музыку к фильму «Александр Невский»?

Искусство

В работе над фильмом «Александр Невский» сошлись поистине выдающихся человека. Музыку к легендарному фильму Сергея Эйзенштейна написал Сергей Сергеевич Прокофьев. Причем его настолько увлекло это занятие, что позже он соединил все части в одно музыкальное произведение – кантату «Александр Невский».

Приглашение от Эйзенштейна и зарубежный опыт

Сочинить музыку к фильму «Александр Невский» Прокофьева пригласил сам Сергей Эйзенштейн. Причем он поставил перед композитором достаточно масштабную задачу – отобразить в музыке подвиг русского народа и самого князя. Для Прокофьева это была не первая работа в кино, до этого он уже работал над кинолентой «Поручик Киже».

За «Александра Невского» Прокофьев взялся с большим энтузиазмом. Тем более композитор признавался, что всегда был большим поклонником таланта Эйзенштейна. Серьезно взяться за работу для Прокофьева означало отправиться в Голливуд, где он хотел лично познакомиться с приемами и техникой музыкальной записи. Ведь это были 30-е гг., о создании саундтреков и вообще хоть сколько-то качественного музыкального оформления фильмов в СССР знали мало.

Сергей Сергеевич буквально схватывал все на лету. В Америке он набрался необходимого опыта не только в музыкальном плане, но и узнал многое о технических приемах и вообще возможностях звукового кино. Правда, злые языки поговаривали, что Прокофьев отправился за океан вовсе не ради «командировки», а чтобы навсегда покинуть Советский Союз. Ходили слухи, что ему даже поступило очень выгодное предложение – жалование в размере 10000 долларов в месяц за работу в американской киноиндустрии. Так это было или нет, уже никто точно не скажет. Но Прокофьев вернулся на родину и спокойно продолжил работать над фильмом.

Написать музыку для своего фильма Сергей Михайлович Эйзенштейн пригласил гениального композитора
Написать музыку для своего фильма Сергей Михайлович Эйзенштейн пригласил гениального композитора

Кино для музыки

Прокофьев не просто был композитором фильма, но даже в какой-то степени звукорежиссером. Он обращал внимание на самые незначительные детали и пробовал оригинальные звуковые эффекты: как будет окрашен темброво тот или иной звук, будет ли он направлен точно в микрофон, какова сила его звучания на пленке и т.п. Так, например, довольно резкий тембр давал звук, который записывали очень близко к микрофону. Эту особенность Прокофьев использовал для изображения врагов-крестоносцев.

Прокофьев работал в студии практически целыми днями. И результат не заставил себя ждать. Он создал не просто, как сейчас бы сказали, трек к фильму, а написал полноценное произведение искусства. Для киноленты он выбрал две темы. Патриотическая передавала героизм и готовность к самопожертвованию князя, его войска и всего народа. Эта тема светлая и более чувственная. Местами даже эпичная и пафосная, как, например, хоровая песня «Вставайте, люди русские!».

Другая тема повествовала об интервентах. В ней чувствовалось «неприятие для русского уха». Она передавала ощущение угрозы и лживости. Иногда в одном произведении пересекались обе темы. Например, грандиозная музыкальная часть «Ледовое побоище» начинается с неприятного чужеродного звука, символизирующего появление тевтонских рыцарей. При появлении войска Александра Невского музыка приобретает нежное звучание.

Композитор советовался с режиссером буквально по каждому музыкальному «кусочку». Иногда Эйзенштейн показывал Прокофьеву отснятый фрагмент фильма, чтобы композитор его озвучил. Но чаще бывало так, что Прокофьев, переполненный вдохновением, писал какой-нибудь фрагмент, а Эйзенштейн уже под музыку создавал зрительный ряд.

Сергей Сергеевич Прокофьев с энтузиазмом взялся за работу над музыкой к фильму «Александр Невский»
Сергей Сергеевич Прокофьев с энтузиазмом взялся за работу над музыкой к фильму «Александр Невский»

Кантата «Александр Невский»

Музыкальные фрагменты, написанные Сергеем Прокофьевым к фильму, были настолько грандиозными, что стали самостоятельными произведениями. Композитор и не думал подстраиваться под исторический сюжет фильма. Да, он активно сотрудничал с историками и литераторами, чтобы узнать о реалиях той эпохи. Изучал древнерусскую музыку и средневековые католические гимны.  Но, как сам говорил, не хотел писать нечто похожее на времена Ледового побоища.

Поэтому музыка в фильме, хоть и перекликается с историческими событиями XII в., все же достаточно осовременена. Кроме того, Сергей Сергеевич добавил фирменные нотки своего «прокофьевского» авангардизма.

Патриотическая тема в музыке передавала героизм и готовность к самопожертвованию князя, его войска и всего народа Кадр из фильма «Александр Невский», 1938 год
Патриотическая тема в музыке передавала героизм и готовность к самопожертвованию князя, его войска и всего народа
Кадр из фильма «Александр Невский», 1938 год

Фильм и музыка имели грандиозный успех, что еще сильнее подтолкнуло Прокофьева к созданию отдельного музыкального произведения. Семь фрагментов были объединены в кантату «Александр Невский». Правда, Прокофьеву пришлось еще изрядно потрудиться над своим сочинением, изменить или вовсе убрать некоторые части, так как оригинальный вариант не подходил для исполнения в концертном зале.

На обложке: Кадр из фильма «Александр Невский», 1938 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий