«Княжна Тараканова» – вымысел или правда на картине Флавицкого?

Искусство

Картина «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого – одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. Конечно, зрителей в первую очередь поражают трагизм и натуральность отображения событий, которые происходили в реальности. В пору правления императрицы Екатерины II появилась самозванка, получившая имя «княжна Тараканова». 

Женщина эта была весьма загадочной личностью, а представлялась она дочерью прежней правительницы Елизаветы Петровны (у которой, к слову, детей не было – по крайней мере, признанных). На картине Флавицкого мы видим вовсе не расцвет жизни самозванки, а её печальный финал. Именно поэтому полотно вызывает так много чувств в зрителях. Что же известно о героине картины? Почему это произведение искусства произвело переполох в императорской семье? И какие особенные приёмы использовал Флавицкий?

История «княжны»

Как я уже сказала, о княжне Таракановой в России заговорили во времена правления Екатерины II. Эта женщина, появлявшаяся в разных уголках Европы под различными именами (самое известное – Елизавета Владимирская) заявляла, что она – дочь Елизаветы Петровны и фаворита императрицы Алексея Разумовского. 

Что интересно, ряд историков действительно полагает, будто у императрицы могла появиться дочь в 1744 году, хотя по официальным данным, детей у Елизаветы Петровны не было. 

Как вы понимаете, самозванка (а может, и настоящая дочь прежней императрицы) претендовала на российский престол, из-за чего представляла угрозу для власти Екатерины II. Впрочем, авторитет Таракановой вряд ли мог сравниться с отношением к великой правительнице, но самозванка пользовалась поддержкой иностранцев, а это действительно могло создать неприятности.

Неизвестный автор. Барельеф с изображением княжны Таракановой, около 1774 года
Неизвестный автор. Барельеф с изображением княжны Таракановой, около 1774 года

Долгое время «Елизавета Владимирская» проживала в Европе. Она прекрасно знала несколько языков, причём вполне успешно выдавала себя за русскую княжну. К слову, имя «княжна Тараканова» появилось лишь через несколько лет после смерти героини картины Флавицкого. Алексей Орлов так описывал эту женщину:

Оная женщина росту небольшого, тела очень сухова, лицом ни бела, ни черна, а глаза имеет большие и открытые, цветом тёмнокарие и косы, брови тёмнорусые, а на лице есть и веснушки; говорит хорошо по-французски, по-немецки, немного по-итальянски, разумеет по-английски: думать надобно, что и польский язык знает, только никак не отзывается: уверяет о себе, что она арабским и персидским языком очень хорошо говорит”.

Ловкую авантюристку одни принимали за немку, другие – за француженку, а в 1773 году она и вовсе объявила, что является дочерью покойной Елизаветы Петровны и, конечно, желает получить «законно» принадлежащий ей престол Российской империи. В качестве доказательства самозванка предъявляла фальшивое завещание Елизаветы Петровны, где та якобы говорила, что власть должна перейти к её дочери по достижению совершеннолетия. Как и следовало ожидать, столь дерзкой личностью заинтересовались многие недруги России.

Княжна Тараканова называла себя дочерью Елизаветы Петровны Вигилиус Эриксен «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1757 год Местонахождение: ГМЗ Царское Село, Пушкин, Россия
Княжна Тараканова называла себя дочерью Елизаветы Петровны
Вигилиус Эриксен «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1757 год
Местонахождение: ГМЗ Царское Село, Пушкин, Россия

Финал жизни Таракановой

Княжна Тараканова очень быстро приобрела доверие иностранцев, причём это обстоятельство взволновало Екатерину Великую. Зная о том, что в Европе свою игру против неё начала ловкая авантюристка, императрица отправила к ней Алексея Орлова. Тот сумел прикинуться страстно влюблённым и, заманив Тараканову на корабль «Святой великомученик Исидор», взял её под арест. Именно так, в качестве пленницы, «Елизавета Владимирская» прибыла в Россию. Орлов безупречно исполнил приказ государыни. Екатерина Великая в письме к нему отмечала:

“Если то возможно, приманите её в таком месте, где б вам ловко бы было посадить на наш корабль и отправить за караулом сюда”.
Константин Дмитриевич Флавицкий «Княжна Тараканова», 1864 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Константин Дмитриевич Флавицкий «Княжна Тараканова», 1864 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В мае 1775 года княжна Тараканова была заключена в Петропавловской крепости. Женщина подвергалась пыткам и многочисленным допросам. От неё требовали лишь одного – признать себя самозванкой. Этого авантюристка не сделала, после чего был вынесен приговор – пожизненное заключение в этой же крепости. По одной из версий, «княжна» скончалась в 1775 году от чахотки. По другой же, умерла двумя годами позже, поскольку камера её была затоплена во время разлива Невы.

Особенности картины

Интересно, что предположение о том, будто императрица Екатерина Великая умышленно заключила самозванку в затопляемую камеру, менее всего соответствует действительности. Однако именно этот вариант был выбран Константином Флавицким для его картины. По иронии судьбы именно этот вариант финала судьбы Таракановой закрепился в памяти народа – благодаря столь поразительному полотну. Несмотря на то, что сюжет этот не соответствует действительности, такое восприятие показывает, насколько впечатлена была публика работой Флавицкого. 

Основой сюжета живописец выбрал легенду о смерти княжны Таракановой во время затопления камер Петропавловской крепости в 1777 году. Мы видим тюремные стены, причём на заднем плане заметно, что вода уже проложила себе ход. Несомненно, совсем скоро она затопит и камеру, изображённую на картине. Наибольшее внимание притягивает женщина, стоящая на кровати. Конечно, это княжна Тараканова. Стараясь спастись от прибывающей воды, она взобралась на кровать, но становится ясно – страшной участи ей не избежать. 

Поза пленницы крепости говорит о том, что она близка к обмороку Кажется, будто Тараканова вот-вот потеряет сознание и упадёт в воду, которая уже покрыла весь пол камеры. Дополнительной деталью являются крысы, спасающиеся от воды. Они уже взбираются на кровать, но становится ясно: когда вода покроет перину, крысы станут ползти вверх по платью узницы. Надо признать, это особенно жуткий момент.

Крысы, пытающиеся спастись от воды и приближающиеся к княжне - это особенно жуткая деталь картины
Крысы, пытающиеся спастись от воды и приближающиеся к княжне – это особенно жуткая деталь картины

Картина-скандал

Картина Флавицкого «Княжна Тараканова» была написана в 1864 году. Вскоре она была представлена на выставке Академии художеств. Полотно было принято обществом с восторгом. Критики не переставали восхищаться творением Флавицкого, зрители были потрясены натуралистичностью сюжета и драматизмом изображённых живописцем событий. Конечно, все были поражены историей, «рассказанной» Флавицким. Но, как оказалось, самого мастера могли ожидать серьёзные проблемы.

Дело в том, что в императорской семье эта версия о смерти Таракановой тщательно скрывалась. Почему? Сложно ответить на этот вопрос. Вероятно, представители дома Романовых не хотели бросать тень на своих предшественников. Произведение Флавицкого вызвало настоящий скандал, став провокацией и дерзким вызовом императорскому дому. Вот только сама картина приобрела такой успех, что противостоять любимцу публики никто из правящего семейства не решился. Однако император Александр II приказал во всех справочниках и каталогах рядом с указанием на «Княжну Тараканову» неизменно отмечать:

“В каталоге картин против произведения Флавицкого сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины”.

Под «романом» подразумевалась опубликованная в журнале «Русская беседа» от 1859 года наполовину реальная история Михаила Лонгинова. Правда, именно эта внесённая Александром II поправка, которую было приказано сделать обязательным дополнением к описанию, меня невольно смущает. Действительно ли история, изображённая Флавицким, была просто народным вымыслом, и император всего лишь хотел обелить имя Екатерины Великой?

А может, события эти всё же произошли на самом деле, из-за чего показанный живописцем финал жизни Таракановой прежде так тщательно скрывался? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем ответ на этот вопрос. Надо признать, что Екатерина II не была склонна к жестокости и вряд ли приказала бы заточить «княжну» в камеру, где ту ожидала столь страшная смерть. К тому же, если верны сведения, что Тараканова умерла в 1775 году, то предположение о затоплении её камеры и вовсе является мифом.

Комендантский дом Петропавловской крепости, последнее пристанище княжны Таракановой / ekaterina-ii.ru
Комендантский дом Петропавловской крепости, последнее пристанище княжны Таракановой / ekaterina-ii.ru

Константин Флавицкий сумел сочетать эмоции, историю и реализм изображённого им сюжета в одном произведении. После написания «Княжны Таракановой» живописцу было присуждено звание профессора исторической живописи. Его картина приобрела успех не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве. Знаменитый критик тех времён, В.В.Стасов, отмечал, что работа Флавицкого стала «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Увидев однажды это произведение искусства, его решил приобрести Павел Третьяков для своей знаменитой галереи. Правда, куплена картина была уже после смерти художника.

На обложке: Картина К.Д.Флавицкого «Княжна Тараканова» в Третьяковской галерее 

МУСАГЕТ
Добавить комментарий