Князь-преступник, князь-святой: что открывает нам картина «Владимир и Рогнеда»?

Искусство

Надменная красавица считала его сыном рабыни, предпочтя ему старшего брата Ярополка. Такого унижения молодой князь Владимир простить гордой княжеской дочери не мог. А потом он совершил то, о чём будет каяться всю жизнь, то, что оставит грязный след в жизни человека, которого уже после его смерти назовут святым. Драма князя Владимира, которому суждено было крестить Русь, нашла яркое отражение в картине русского живописца Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда».

При жизни Владимир был далеко не святым. Более того, в молодости он совершил немало преступлений. Одно из них было связано с сердечными чувствами, на которые не ответила избранница князя. Отвергнутый, он впал в ярость и совершил непоправимое. Лосенко показал нам момент уже после содеянного, а оттого картина производит сильное впечатление на зрителя. О какой же драме идёт речь? И как она изображена в произведении Лосенко?

Из певцов – в живописцы

Поразительно, но свою судьбу известный русский живописец Антон Лосенко планировал связать вовсе не с написанием картин, а с совершенно иным видом искусства. В 1744 году он был отправлен в Санкт-Петербург в качестве певчего придворной капеллы. Молодой человек обладал поистине уникальным, чистым и мелодичным голосом. Однако после болезни Лосенко потерял голос, и ему пришлось искать другую работу. Именно тогда способного паренька приметил художник Иван Аргунов. Решив, что из Антона может выйти толк, он стал обучать его тонкостям написания пейзажей и портретов.

Некоторое время Лосенко провёл за границей, в частности, в Париже, где совершенствовал своё мастерство. Вернувшись в Россию, он представил в качестве отчёта картину «Чудесный улов рыбы», которая получила положительные оценки критиков. С этой поры началось становление Антона Павловича как живописца. Одной из самых известных картин мастера стала «Владимир и Рогнеда», о которой я и хочу рассказать.

Антон Павлович Лосенко «Автопортрет», XVIII век Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Челябинск, Россия
Антон Павлович Лосенко «Автопортрет», XVIII век
Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Челябинск, Россия

Преступление Владимира

Прежде, чем познакомиться непосредственно с творением Лосенко, давайте заглянем в историю и узнаем, какая же драма произошла в жизни князя и его возлюбленной. История, вдохновившая Лосенко, связана с событиями времён междоусобной войны на Руси. Когда в 972 году погиб князь Святослав Игоревич, его земли были разделены между тремя сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром. Однако ссора, возникшая между братьями, превратила их в лютых врагов. Владимир решил заручиться поддержкой варягов, с помощью которых рассчитывал разгромить Ярополка.

Тем временем в Полоцке правил князь Рогволод, у которого была красавица-дочь Рогнеда. Девушка считалась невестой Ярополка, однако влюблённый в неё Владимир тоже отправил к княжне сватов. Не исключено, что руководствовался он вовсе не чувствами, а политическими соображениями. Как бы то ни было, но Рогнеда ответила князю решительным отказом. Более того, заявила, что не станет женой «робичича» (сына рабыни – мать Владимира была ключницей), сказав, что в качестве супруга выбрала Ярополка. То, что было далее, ярко описывает в «Древней Российской истории» Ломоносов:

«Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Рогвольду, чтобы ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздражённый, Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Рогвольда с двумя сынами лишив жизни, с высокомысленною Рогнедою неволею сочетался».
Рогволод и Рогнеда дают ответ Владимиру. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1568 год / ru.wikipedia.org
Рогволод и Рогнеда дают ответ Владимиру. Миниатюра из Лицевого летописного свода, 1568 год / ru.wikipedia.org

Раскаяние князя

Обдумывая сюжет картины, Лосенко признавался, что у него имелось немало идей для демонстрации этой истории. Казалось бы, наиболее логичным было бы изобразить Владимира победителем, стоящим рядом со своей возлюбленной, ставшей его пленницей.

Однако от этой идеи автор отказался. Во-первых, она была слишком банальной, во-вторых, Лосенко просто не хотел изображать великого правителя Руси преступником и насильником (даже если тот таковым являлся при жизни). Именно поэтому художник остановил свой выбор на изображении первого свидания князя с несчастной девушкой, которая по его вине потеряла всех своих родных. Как отмечал сам живописец:

«Владимир на Рогнеде женился против воли ее, когда же он на ней женился, то должно чтоб он ее и любил. Почему я его и представил так как любовника, который видя свою невесту обезчещену и лишившуюся всего, должен был ее ласкать и извиняться перед нею».
Антон Павлович Лосенко «Владимир и Рогнеда», 1770 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Антон Павлович Лосенко «Владимир и Рогнеда», 1770 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Образы героев

Действие картины происходит в Полоцке. При этом в обстановке явно чувствуется античный дух, столь близкий Лосенко. Более того, сами фигуры главных героев словно бы повторяют знаменитые античные изображения, что придаёт особой яркости действу. Искусствоведы полагают, что для образа Владимира художнику позировал актёр Иван Дмитриевский. Именно князь играет ведущую роль на полотне. Он, прибывший в палаты Рогнеды, в воинском облачении словно бы извиняется перед девушкой за содеянное зло.

А вот образ несчастной княжны является более абстрактным. Композиционным центром произведения выступают сплетённые руки героев. Как писал Лосенко в своём «Изъяснении»:

«Владимир в чертогах Рогнеды изъявляет ей свои извинения в нанесенном отечеству ея оскорблении и утешая от печали с любовным жаром, и как будто б простертую ея руку страстно желает целовать».
Князь, прибывший в палаты Рогнеды, словно бы извиняется перед девушкой за содеянное зло
Князь, прибывший в палаты Рогнеды, словно бы извиняется перед девушкой за содеянное зло

Полотно «Владимир и Рогнеда» Лосенко сразу после своего появления перед публикой получило массу отзывов и критики. Одни считали его совершенным творением, в котором князь Владимир наконец предстал перед нами не как святой, а как живой человек, которому не чужды слабости и сердечные порывы. Другие же говорили, что здесь немало исторических неточностей, а потому воспринимать картину как изображение событий древности не стоит. В любом случае «Владимир и Рогнеда» стало тем творением, которое ещё раз подчеркнуло уникальность и особенный стиль русского живописца.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий