Невысокая худенькая девушка, пошатываясь, вышла во дворик, а затем, как было приказано, завязала свои глаза платком. Всё вокруг погрузилось в черноту, и лишь тогда Джейн поняла, что не знает, в каком направлении идти. «Что же делать? Где плаха?» – пробормотала она. Этот момент был ярко запечатлён на картине Поля Делароша «Казнь Джейн Грей».
Надо признать, что изображения казней считаются одними из самых популярных в мировой живописи. Нет, связано это вовсе не с человеческой жестокостью, но с трагизмом самого момента, который передал живописец. В случае с Деларошем, он сумел использовать историю о несчастной казнённой так, чтобы затронуть сердца зрителей. Правда, на самом деле казнь выглядела совсем иначе. За что же казнили Джейн? И почему Деларош решил несколько отойти от реальности?
История Джейн Грей
Поль Деларош принадлежал к тем живописцам, которые прославились благодаря экспрессивным историческим полотнам. Он живо интересовался историей, а потому нередко изучал документы и старинные записи, чтобы лучше понять дух эпохи, которую намеревался изобразить. Разумеется, как всякого мастера, его привлекали драматические моменты прошлого. Именно таким событием была казнь Джейн Грей.
Прежде, чем мы познакомимся с картиной, я предлагаю немного узнать о самой Джейн. Её называли английской «королевой девяти дней» – да-да, ровно столько правила эта женщина, волею судеб оказавшаяся на престоле. Когда в Англии произошёл династический кризис 1553 года, ближе всех к власти оказались Джейн Грей и её супруг Гилфорд Дадли.
Но на престоле Джейн пробыла совсем недолго – вскоре Мария Тюдор заявила о своих правах на английскую корону. Силы были не на стороне Джейн, а потому она вместе с мужем оказалась под арестом в Тауэре. Разумеется, новая правительница стремилась избавиться от претендентов на власть, а потому и Гилфорд, и Джейн были приговорены к смертной казни.

Местонахождение: Музей Эбера, Париж, Франция
За миг до казни
Последние минуты жизни свергнутой королевы были изложены в протестантских житийных произведениях. Как считают историки, большая часть этих повествований – не более чем вымысел, однако в народе истории о несчастной мученице Грей стали очень популярны. К слову, и Поль Деларош использовал в качестве основы для сюжета своей картины одну из таких легенд.
Согласно преданию, перед казнью Джейн раздала немногим присутствующим своё скромное имущество. Молитвенник и предсмертное письмо, адресованное сёстрам, были переданы коменданту Тауэра Джону Бриджесу. Свои перчатки и платки Грей передала Элизабет Тилни, которая прислуживала ей во время заключения.
В последние минуты перед казнью женщина завязала глаза белым платком, как ей было велено. Палач, согласно традиции, попросил прощения у своей жертвы, и в тот же миг силы покинули приговорённую к смерти. Она растерялась и перестала ориентироваться в пространстве, что немудрено в такой обстановке, да ещё и с завязанными глазами. «Что же делать? Где она?» – растерянно спросили Джейн, имея в виду плаху. Подойти к Джейн, чтобы провести её к месту казни, не решился ни один из спутников. Это сделал случайный человек из толпы.
Конечно, далеко не всё в этой истории соответствует истине. Однако Поль Деларош намеренно взял за основу сюжет легенды, чтобы усилить впечатление от картины. Более того, в его интерпретации казнь происходит не в дворике Тауэра (как было на самом деле), а за его стенами. Здесь прямо-таки ощущается напряжение, которое виртуозно сумел передать художник.

Неожиданный успех
Интересно, что сам Поль Деларош, несмотря на кропотливую работу и детальное изучение исторических документов, большого успеха в связи с появлением нового полотна не ожидал. Впервые оно было представлено публике на открытии Салона в 1834 году.
Ещё до мероприятия многие не сомневались – главным произведением выставки станет долгожданное полотно Энгра «Мученичество святого Симфориона». Однако картина, которая должна была превратиться в «гвоздь программы», получила неоднозначные оценки критиков. Одни Энгра хвалили, другие ругали, обвиняя в отсутствии вкуса и потере былого мастерства.

Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
А вот Деларош произвёл фурор. Его «Казнь Джейн Грей» вызвала небывалый восторг среди критиков и ценителей искусства. Деларош был триумфатором Салона, Энгру же оставалось только злиться и на время покинуть Париж, где он не получил должного признания.
В то же время и Деларошу не удалось уйти от упрёков отдельных критиков. Так, к примеру, некоторые знатоки живописи обвиняли его в излишней «театральности» картины, посвящённой Джейн Грей. Как они считали, изображённый эпизод более подходил для сцены театра, чем для полотна. Генри Джеймс, который в юные годы восхищался картинами Делароша, после появления «Казни Джейн Грей» писал:
«Он [Деларош] был идолом нашей юности, но [сейчас] мы относимся к нему на удивление холодно. В действительности это он, Деларош, смертельно холоден. Его [последние картины] – редкая смесь энергичной композиции и плоского, вульгарного исполнения».

Как бы то ни было, но «Казнь Джейн Грей» Поля Делароша не оставила равнодушным никого из зрителей или критиков. Эта картина и сегодня привлекает к себе внимание. В ней чувствуется некая смесь горечи, обречённости, хрупкости и напряжения, которое пронизывает всех главных героев. Да, быть может, здесь и правда присутствует некая театральность, но она лишь усиливает эффект от увиденного.