«Казнь Джейн Грей» – что случилось с несчастной королевой?

Искусство

Невысокая худенькая девушка, пошатываясь, вышла во дворик, а затем, как было приказано, завязала свои глаза платком. Всё вокруг погрузилось в черноту, и лишь тогда Джейн поняла, что не знает, в каком направлении идти. «Что же делать? Где плаха?» – пробормотала она. Этот момент был ярко запечатлён на картине Поля Делароша «Казнь Джейн Грей».

Надо признать, что изображения казней считаются одними из самых популярных в мировой живописи. Нет, связано это вовсе не с человеческой жестокостью, но с трагизмом самого момента, который передал живописец. В случае с Деларошем, он сумел использовать историю о несчастной казнённой так, чтобы затронуть сердца зрителей. Правда, на самом деле казнь выглядела совсем иначе. За что же казнили Джейн? И почему Деларош решил несколько отойти от реальности?

История Джейн Грей

Поль Деларош принадлежал к тем живописцам, которые прославились благодаря экспрессивным историческим полотнам. Он живо интересовался историей, а потому нередко изучал документы и старинные записи, чтобы лучше понять дух эпохи, которую намеревался изобразить. Разумеется, как всякого мастера, его привлекали драматические моменты прошлого. Именно таким событием была казнь Джейн Грей.

Прежде, чем мы познакомимся с картиной, я предлагаю немного узнать о самой Джейн. Её называли английской «королевой девяти дней» – да-да, ровно столько правила эта женщина, волею судеб оказавшаяся на престоле. Когда в Англии произошёл династический кризис 1553 года, ближе всех к власти оказались Джейн Грей и её супруг Гилфорд Дадли. 

Но на престоле Джейн пробыла совсем недолго – вскоре Мария Тюдор заявила о своих правах на английскую корону. Силы были не на стороне Джейн, а потому она вместе с мужем оказалась под арестом в Тауэре. Разумеется, новая правительница стремилась избавиться от претендентов на власть, а потому и Гилфорд, и Джейн были приговорены к смертной казни.

Поль Деларош «Автопортрет», до 1848 года Местонахождение: Музей Эбера, Париж, Франция
Поль Деларош «Автопортрет», до 1848 года
Местонахождение: Музей Эбера, Париж, Франция

За миг до казни

Последние минуты жизни свергнутой королевы были изложены в протестантских житийных произведениях. Как считают историки, большая часть этих повествований – не более чем вымысел, однако в народе истории о несчастной мученице Грей стали очень популярны. К слову, и Поль Деларош использовал в качестве основы для сюжета своей картины одну из таких легенд.

Согласно преданию, перед казнью Джейн раздала немногим присутствующим своё скромное имущество. Молитвенник и предсмертное письмо, адресованное сёстрам, были переданы коменданту Тауэра Джону Бриджесу. Свои перчатки и платки Грей передала Элизабет Тилни, которая прислуживала ей во время заключения.

В последние минуты перед казнью женщина завязала глаза белым платком, как ей было велено. Палач, согласно традиции, попросил прощения у своей жертвы, и в тот же миг силы покинули приговорённую к смерти. Она растерялась и перестала ориентироваться в пространстве, что немудрено в такой обстановке, да ещё и с завязанными глазами. «Что же делать? Где она?» – растерянно спросили Джейн, имея в виду плаху. Подойти к Джейн, чтобы провести её к месту казни, не решился ни один из спутников. Это сделал случайный человек из толпы.

Конечно, далеко не всё в этой истории соответствует истине. Однако Поль Деларош намеренно взял за основу сюжет легенды, чтобы усилить впечатление от картины. Более того, в его интерпретации казнь происходит не в дворике Тауэра (как было на самом деле), а за его стенами. Здесь прямо-таки ощущается напряжение, которое виртуозно сумел передать художник.

Место казни Джейн Грей / © Chris Nyborg / ru.wikipedia.org
Место казни Джейн Грей / © Chris Nyborg / ru.wikipedia.org

Неожиданный успех

Интересно, что сам Поль Деларош, несмотря на кропотливую работу и детальное изучение исторических документов, большого успеха в связи с появлением нового полотна не ожидал. Впервые оно было представлено публике на открытии Салона в 1834 году. 

Ещё до мероприятия многие не сомневались – главным произведением выставки станет долгожданное полотно Энгра «Мученичество святого Симфориона». Однако картина, которая должна была превратиться в «гвоздь программы», получила неоднозначные оценки критиков. Одни Энгра хвалили, другие ругали, обвиняя в отсутствии вкуса и потере былого мастерства.

Поль Деларош «Казнь Джейн Грей», 1833 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Поль Деларош «Казнь Джейн Грей», 1833 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

А вот Деларош произвёл фурор. Его «Казнь Джейн Грей» вызвала небывалый восторг среди критиков и ценителей искусства. Деларош был триумфатором Салона, Энгру же оставалось только злиться и на время покинуть Париж, где он не получил должного признания.

В то же время и Деларошу не удалось уйти от упрёков отдельных критиков. Так, к примеру, некоторые знатоки живописи обвиняли его в излишней «театральности» картины, посвящённой Джейн Грей. Как они считали, изображённый эпизод более подходил для сцены театра, чем для полотна. Генри Джеймс, который в юные годы восхищался картинами Делароша, после появления «Казни Джейн Грей» писал:

«Он [Деларош] был идолом нашей юности, но [сейчас] мы относимся к нему на удивление холодно. В действительности это он, Деларош, смертельно холоден. Его [последние картины] – редкая смесь энергичной композиции и плоского, вульгарного исполнения».
Образ Джейн Грей на картине Поля Делароша тронул сердца зрителей, работа живописца произвела фурор на Салоне 1834 года
Образ Джейн Грей на картине Поля Делароша тронул сердца зрителей, работа живописца произвела фурор на Салоне 1834 года

Как бы то ни было, но «Казнь Джейн Грей» Поля Делароша не оставила равнодушным никого из зрителей или критиков. Эта картина и сегодня привлекает к себе внимание. В ней чувствуется некая смесь горечи, обречённости, хрупкости и напряжения, которое пронизывает всех главных героев. Да, быть может, здесь и правда присутствует некая театральность, но она лишь усиливает эффект от увиденного.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий