Каким был мусульманский «Иван-дурак» – легенды о приключениях Абу-Нуваса

Сказания

Вы знаете, кто такой Иван-дурак? Наверняка после этого вопроса вы бы с недоумением посмотрели на того, кто решил подобное спросить. Как же не знать самого известного героя народных сказок, о приключениях которого мы наслышаны с раннего детства.

Но я хочу познакомить вас с другим «Иваном-дураком», а именно – с известным персонажем преданий народа суахили Абу-Нувасом. Честно признаться, он мне очень напоминает нашего отечественного находчивого и ловкого «дурака». Среди представителей суахили сложно найти человека, не слыхавшего о сложностях, с которыми сталкивался Абу-Нувас, о его странствиях и проделках. Что же известно о герое старинных легенд?

Настоящий Абу-Нувас

Абу-Нувас был не только персонажем преданий суахили. Этот вполне реальный человек оставил заметный след в мусульманской культуре. Талантливый придворный поэт, Абу-Нувас появился на свет в далёкой провинции. В молодые годы он сумел прибиться к одному из поэтических обществ, где и начал изучать основы стихосложения.

Одарённый от природы, любознательный и трудолюбивый, поэт вскоре стал появляться в домах знати, а через некоторое время и вовсе был приглашён ко двору Гаруна ар-Рашида, одного из самых известных аббасидских халифов (кстати, о нём нередко упоминается в сказках «1000 и 1 ночи»). Сам Абу-Нувас оставил после себя огромное творческое наследие, однако и о нём самом сложено немало историй.

Халиль Джебран «Портрет Абу-Нуваса», журнал «Аль-Фунун», 1916 год
Халиль Джебран «Портрет Абу-Нуваса», журнал «Аль-Фунун», 1916 год

Всё поровну

Первая из них рассказывает, что однажды поэт решил приобрести осла, чтобы перевозить свои вещи и тяжёлые книги. Вот только денег у него для покупки не имелось. Поразмыслив, Абу-Нувас решил отправиться к ар-Рашиду, чтобы попросить у того взаймы. «Что стоит халифу занять мне пару золотых на осла?» – подумал поэт и двинулся ко дворцу.

Вот только день для визита Абу-Нувас выбрал совсем неудачный. У ворот стояли стражники, которые сообщили поэту, что сегодня ар-Рашид не принимает гостей. Тот стал убеждать привратников, что ему срочно требуется попасть к халифу. «У тебя есть деньги?» – прямо спросил начальник стражи.

«Нет, – ответил Абу-Нувас. – Я как раз за этим и иду к правителю». «Тогда ты должен будешь отдать нам половину того, что получить от ар-Рашида». Поэт согласно кивнул и прошёл за ворота. Правда, перед этим он не поленился взять с привратника расписку.

Оказавшись во дворце, Абу-Нувас молча опустился на колени перед халифом. «Что случилось, мой друг?» – удивился ар-Рашид. «Мне кое-что нужно, – промолвил поэт. Прошу тебя дать мне сто палочных ударов». Изумлению правителя не было предела. Он хорошо относился к своему подданному и не хотел его бить, но Абу-Нувас настаивал.

Тогда ар-Рашид вынужден был исполнить странную просьбу поэта. Он взял палку и начал едва ощутимо бить Абу Нуваса. На пятидесятом ударе поэт заявил: «Достаточно. Остальные пятьдесят ударов я отдаю своему другу-привратнику». А потом извлёк из-под полы халата расписку, где указывалось, что всё полученное Абу-Нувас обязуется разделить со стражником. Разъярённый халиф приказал всыпать привратнику пятьдесят ударов. Ну а находчивый Абу-Нувас, конечно, получил деньги на осла.

Обложка книги Камеля Аль-Шеннави «Исповедь Абу-Нуваса о приключениях находчивого поэта», 1968 год
Обложка книги Камеля Аль-Шеннави «Исповедь Абу-Нуваса о приключениях находчивого поэта», 1968 год

«Живой» горшок

Не менее забавная история произошла с Абу-Нувасом и горшком. Когда осёл нашего героя захотел пить, поэт отправился к соседу, чтобы взять у того горшок. Целых четыре дня сосуд находился дома у Абу-Нуваса, который черпал им воду и наливал её в большую ёмкость, откуда пил осёл.

На четвёртый день Абу-Нувас принёс горшок соседу. Тот, заглянув вовнутрь, увидел маленький горшочек. «Возьми», – протянул сосед Абу-Нувасу миниатюрный сосуд. «Мне не нужно чужого», – ответил поэт. «Но это не мой горшок», – воспротивился мужчина. «Твой, – заявил Абу-Нувас. – Находясь в моём доме, твой горшок родил этого малыша. Всё в мире способно рождаться и умирать». Соседу оставалось лишь подивиться, какой счастливый у Абу-Нуваса дом, если там даже горшок способен породить себе подобного.

А через пару дней наш герой вновь пришёл за горшком. Сосед с радостью дал его ему. Но вскоре поэт явился к нему с пустыми руками. «Я не могу вернуть тебе горшок, – сказал Абу-Нувас соседу – Он умер». «Не может быть!» – воскликнул мужчина. «Может, – возразил Абу-Нувас. – Всё в этом мире может рождаться и умирать». Так и остался полезный горшок у Абу-Нуваса.

Статуя Абу-Нуваса в Багдаде / ar.wikipedia.org
Статуя Абу-Нуваса в Багдаде / ar.wikipedia.org

Справедливость Абу-Нуваса

Однажды Абу-Нувас и вовсе выступил защитником обездоленного человека. Когда один купец зарезал козла и принялся готовить себе ужин, к его дому подошёл бедняк. Он сел неподалёку и, достав свою скудную пищу, принялся её поедать, наслаждаясь запахом жареного мяса.

«Спасибо тебе, добрый человек, – сказал бедняк купцу.  Благодаря тебе моя пища была вкусной. У неё был аромат мяса». Но тогда купец вдруг набросился на несчастного человека: «Так вот почему моё мясо было без запаха! Ты обокрал меня, и должен уплатить двенадцать рупий!».

Плача, бедняк пошёл по дороге, не представляя, где возьмёт такие деньги. Ему встретился Абу-Нувас. Человек рассказал ему, как всё было, и вместе они отправились к купцу. «Мы пришли уплатить долг этого человека», – произнёс Абу-Нувас. Купец позвал их в дом, а поэт вынул из кармана двенадцать рупий и бросил их на пол. «Ты слышишь звон этих монет? – произнёс он. – Можешь забрать его себе! Это плата за взятый запах мяса». Купец ничего не мог возразить, а те самые двенадцать рупий Абу-Нувас отдал бедняку.

Свои ум и находчивость Абу-Нувас часто использовал для помощи несправедливо обиженным людям Омар Фаррух «Абу-Нувас», 1960 год
Свои ум и находчивость Абу-Нувас часто использовал для помощи несправедливо обиженным людям
Омар Фаррух «Абу-Нувас», 1960 год

Вот такой интересный и находчивый герой народа суахили Абу-Нувас. Он был «списан» с реальной исторической личности, однако некоторые черты персонажа были явно сложены уже в процессе пересказа легенд (я думаю, у придворного поэта хватило бы денег на осла, а по пыльным улицам он вряд ли стал бы расхаживать). Однако такие истории показывают, насколько неординарной личностью был настоящий Абу-Нувас.

На обложке: Поэт за работой / islam.plus

МУСАГЕТ
Добавить комментарий