Николай Константинович Рерих может быть отнесен как к художникам, так и к писателям, а помимо этого, ещё к археологам, мистикам и эзотерикам, смотря кому какое направление ближе. Этого духовного человека периодически цитирует президент России В.В. Путин. Николай Константинович был человеком широких жизненных взглядов и кругозора.
Вся семья Рерихов занималась одним большим делом мира. Представителей этой фамилии знают не только в России, но и далеко за её пределами.
Главным делом Николая Константиновича был поиск таинственной Шамбалы и доказательство того, что она действительно существует и функционирует. Жена и сыновья охотно помогали ему в этом. Со своей супругой он в соавторстве написал главную книгу в своей жизни «Живая Этика».
Цитаты из этого великого труда часто можно услышать цитируемыми известными людьми. И это не случайно, ведь там изложены очень правильные вещи, открывающие человечеству основы мироустройства.
Картины Рерихов тоже очень многозначны. Глядя, на полотна представителей этой фамилии, не стоит оценивать их поверхностно. У каждого изображения есть своя история, своя символичность.
Рерихи оставили для людей огромную и значимую коллекцию литературных, художественных и духовных творений. Существует несколько музеев, посвященных известной семье в разных странах мира.
Рерихи изучали Тибет, Индию, Россию, историю и культуру этих регионов. Николай Константинович совершил значимую поездку в Гималаи для изучения такого мистического явления как Шамбала. Но с чего всё началось?
Семья Николая Константиновича Рериха
Начнем изучение биографии Николая Рериха с его дедушки, от которого и досталась фамилия, ставшая затем столь известной. Звали его Фридрих Иоганн, дворянином по происхождению он не был, состоял на государственной службе в Риге, окончил её он в чине губернского секретаря.
Как известно, в ту пору Латвия была частью Российской Империи. Дед Николая был трижды женат и имел немало детей, лишь от последней жены – шестерых.
До последнего брака у Фридриха Иоганна была внебрачная связь с женщиной, от которой родилось трое сыновей, среди которых оказался и отец Николая Рериха.
Дедушка Рериха прожил 104 года, по тем временам, жизнь достаточно долгую, видел войну 1812 года, хоть сам и не участвовал, так как был слишком юн. Сын Константин, который нам интересен, родился 1 июля 1837 года, он стал нотариусом и работал в Санкт-Петербурге, где стал известным и уважаемым человеком.
В столице Константин стал на русский манер Федоровичем, а не Фридриховичем и отбросил вторые имена Кристоф Трауготт Глауберт. Он получил гимназическое образование и первое время работал кассиром на фабрике Бюттнера, а затем перешел на службу в Главное общество Российских железных дорог, там он служил рисовальщиком.
По службе Константин оказался в городе Острове, где встретил свою будущую жену. Ею стала дочь купца Мария Васильевна Калашникова. В 1863 году Константин Рерих поменял сословие на купеческое, уплатив необходимый налог. В 1867 году становится нотариусом и служит в Санкт-Петербургском окружном суде. Николай – один из десяти детей Константина Федоровича, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге.
Не такой как все
В семье Николай был особенным ребенком, непохожим на других своих братьев и сестру. Всего детей осталось четверо, остальные из десяти умерли в младенчестве. Николай не был близок со своими родственниками, он отличался особым мировоззрением, его не понимали.
Он хотел всё знать, изучать, был впечатлительным мальчиком. В доме часто бывали известные гости, как, например, Дмитрий Иванович Менделеев. Юный Николай часто присутствовал при интересных разговорах, что ещё больше разжигало в мальчике тягу к знаниям.
Он научился читать в раннем детстве, его увлекали разговоры взрослых о дальних путешествиях, литературе. Большую часть детства Николай проводит в семейном поместье в деревне Извара.
Получать образование Николай начал в гимназии Карла Мая, а в 1893 году поступает в Петербургский университет, где учится на юридическом факультете.
Обучался он и в художественном училище, занимаясь в студии уже известного тогда художника Куинджи. С 1892 года Николай Константинович начинается заниматься археологическими раскопками.
Со своей будущей женой он познакомился в гостях у князя Путятина. Шел 1899 год, своими познаниями в истории молодой человек очаровал всех. После того, как знакомство Елены и Николая перешло в чувства, родственники девушки были против её пары из-за неравного социального положения.
Ведь в её родословной по материнской линии были такие знатные фамилии как Голенищевы-Кутузовы, Мусоргские и Шаховские. Это не помешало двум влюбленным создать крепкую семью в будущем. В 1901 году состоялась их свадьба. Хочется привести слова биографа Николая Рериха Л.В. Шапошниковой:
“Рерих с раннего детства вошел в тот круг интересов, который и стал его судьбой. Интересы эти были связаны с историей и археологией, Востоком, особенно с Индией и, конечно, с художеством. Рисовать он начал очень рано. Говорят, что люди делятся на две части. Одни появляются на свет просто для жизни, другие для призвания. Рерих принадлежал к последним… В Рерихе было заложено очень много. Он пришел в этот мир с огромным богатством, которое сумел приумножить и принести в дар человечеству”.
Творчество Николая Рериха
В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.
Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.
В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.
Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.
1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.
Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.
С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.
Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.
Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.
Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.
В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.
В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.
В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:
“С самых ранних лет помню, что Николай Константинович и Елена Ивановна интересовались Индией. Индия занимала особое место в их жизни”.
Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.
Лондон – место встреч
В 1920 году семья Рерихов переехала в Лондон. Там проходят выставки картин Николая Константиновича, общение с местными деятелями культуры. В Лондоне Рерих знакомится лично с Рабиндранатом Тагором. После отъезда на родину индийский поэт пишет в письме к художнику:
“Дорогой друг! Ваши картины, которые я видел у Вас в мастерской в Лондоне, и репродукции некоторых Ваших картин, появившиеся в журналах по искусству, глубоко захватили меня. Они заставили меня осознать то, что является, конечно, очевидным, но всё же должно быть снова и снова открываемо нами в самих себе: что Истина беспредельна…”.
В Лондоне произошла и другая значимая встреча для семьи Рерихов. Они встретились с Великими учителями – махатмами, связь с которыми почувствовали, ещё будучи в Финляндии. Благодаря этой встречи и незримой духовной связи появилась «Живая Этика» – Великий труд четы Рерихов, главная книга в их жизни и творчестве.
Первую книгу «Живой Этики» записывал Николай Константинович, источником, улавливающим мысли Великого Учителя стала Елена Ивановна. Следующие книги записывала и редактировала супруга, эту работу она продолжала до конца своих дней.
Дальнейшее развитие
В 1920 году Рерихи вступают в Теософское общество, организованное Еленой Петровной Блаватской. В том же году Николаю Константиновичу предлагают организовать турне по 30-ти городам Америки с выставкой его картин.
Семья переезжает в США, там художник занимается ещё и декорированием Чикагской оперы, созданием эскизов для костюмов. Поселилась семья в Нью-Йорке. В 1921 году Рерих открывает «Мастер-Институт объединенных искусств».
Николай Константинович говорит об искусстве так:
“Искусство объединит человечество. Искусство – неделимо. Искусство имеет много граней, но, тем не менее, едино. Искусство – явление грядущего синтеза. Искусство – для всех. Врата “священного источника” должны быть широко открыты для каждого, и свет искусства зажжет множество сердец новой любовью. Сначала это будет бессознательное чувство, но постепенно оно очистит сознание людей. Как много юных сердец ищут нечто реальное и прекрасное! Так дадим им это. Несите искусство людям – оно принадлежит им. Тогда у нас не только музеи, театры, университеты, публичные библиотеки, железнодорожные станции и больницы, но и тюрьмы будут прекрасными. Тогда и тюрьмы не будут нужны”.
В 1921 году свет увидел сборник стихов Николая Рериха «Цветы Мории», в следующем году издается книга «Адамант», в 1924 – «Пути благословения». В 1923 году сбывается давняя мечта семьи Рерихов – они едут в Индию. Там Николай Константинович организует большую экспедицию по Центральной Азии.
Центрально-Азиатская экспедиция
Удивительно талантливым в семье Рерихов был не только сам Николай Константинович, но и его сыновья. Старший – Юрий готовился поехать в экспедицию с отцом.
Он начал своё образование в Лондонском университете, продолжил в Гарварде, а закончил в Сорбонском, то есть он успел поучиться в лучших высших заведениях мира всех времен.
На момент начала экспедиции в 1923 году Юрию был 21 год, к этому времени он овладел уже 12 иностранными языками, на которых мог свободно общаться, ещё он знал 10 языков, на которых мог хорошо изъясняться. При этом, в Европе он уже упрочил свое имя среди ученых, сам он стал востоковедом. Младший сын изучал архитектуру и живопись, Святослав стал художником.
Центральноазиатская экспедиция проходила в несколько этапов. Рерих мечтал о создании Единой Азии, целью которой было соединение воедино идей коммунизма и буддизма.
Некоторые источники утверждают, что Рерихи отправились изучать не только культуру и этнологию региона, но и найти Шамбалу – мифическую страну, попасть в которую может не каждый. Существует мнение, что Рериху было поручено вернуть в Шамбалу камень, исполняющий желания – чинтамани.
Доподлинные намерения человека, которого уже давно нет с нами предположить сложно и уж тем более невозможно сказать о его помыслах с достоверной уверенностью. Тем не менее, из-под пера Николая Рериха вышла работа, под названием «Шамбала: в поисках новой эры».
Экспедиция под руководством Николая Рериха была грандиозным событием своего времени, множество научного материала было получено по ходу неё. Новая серия картин вышла из-под кисти художника, не одна книга была написана на материалах экспедиции. Маршрут этой экспедиции был проложен по пути сокровенных странствий Будды.
Затем Рерих участвовал ещё и в Маньчжурской экспедиции, которая также имела большое значение для науки. После завершения первой экспедиции семья Рерихов осталась жить в Индии, в долине Куллу. Рерихи переводили и изучали древние манускрипты, изучали древние языки.
В Индии этой семьей была проведена колоссальная научная работа. Николай Константинович Рерих основал институт научных исследований «Урусвати», директором стал Юрий Николаевич. В дальнейшем с этим институтом сотрудничали многие европейские институты, ученые и исследователи. Например, с «Урусвати» сотрудничал Альберт Эйнштейн. Даже советские научные организации и ученые обращались в институт, созданный Рерихами.
В период Второй Мировой Войны Рерих в творчестве опять обращается к теме родины. Создает такие картины: «Поход Игоря», «Партизаны», «Богатыри проснулись» и другие.
В годы войны Рерих становится инициатором создания культурной ассоциации «АРКА» между культурами России и Америки, в которую, например, входили такие известные люди культуры как Эрнест Хемингуэй и Чарли Чаплин.
В конце
Ещё в 1936 году Николай Константинович предпринимал попытки вернуться на родину, но Рерихи не получают ответа на посланные в СССР сообщения, хотя они отправляют их не один год подряд. Лично Сталин на обращения Рериха о желании вернуться с семьей в Россию и служить на благо родине ставит резолюцию «НЕ отвечать».
Это не случайно, ведь после смерти Ленина Рерих посещал Советский Союз и предупреждал о том, что не стоит избирать Сталина на столь высокопоставленный пост, но его тогда не послушали, а сам Иосиф Виссарионович явно об этом знал.
После неудачных попыток вернуться в родную страну Рерихи остаются в Индии, а Николай Константинович продолжает свою знаменитую серию картин «Гималаи». Были созданы и другие прекрасные серии картин: «Ашрамы», «Кулу», «Шамбала», «Тибет» и другие.
Обязательно посмотрите картины Николая Рериха – только не поверхностно, их надо прочувствовать душой. На многих их них присутствует Знамя Мира, являясь призывом для человечества к мирному и культурному сосуществованию всех людей на Земле.
13 декабря 1947 года Николай Константинович Рерих ушел из жизни, оставив после себя неоценимое культурное и научное наследие, его дело продолжила семья. Невозможно передать всего того, что открыла для человечества семья Рерихов, для этого нужно написать книгу в тысячу страниц. Закончить это короткое повествование хочется словами Индиры Ганди:
“Мой отец и я имели счастье знать Николая Рериха. Он был одним из наиболее впечатляющих людей, которых я когда-либо встречала. Он сочетал в себе современного ученого и древнего мудреца…”.