Гуру духовного развития – Николай Рерих

Искусство

Николай Константинович Рерих может быть отнесен как к художникам, так и к писателям, а помимо этого, ещё к археологам, мистикам и эзотерикам, смотря кому какое направление ближе. Этого духовного человека периодически цитирует президент России В.В. Путин. Николай Константинович был человеком широких жизненных взглядов и кругозора.

Вся семья Рерихов занималась одним большим делом мира. Представителей этой фамилии знают не только в России, но и далеко за её пределами.

Главным делом Николая Константиновича был поиск таинственной Шамбалы и доказательство того, что она действительно существует и функционирует. Жена и сыновья охотно помогали ему в этом. Со своей супругой он в соавторстве написал главную книгу в своей жизни «Живая Этика».

Цитаты из этого великого труда часто можно услышать цитируемыми известными людьми. И это не случайно, ведь там изложены очень правильные вещи, открывающие человечеству основы мироустройства.

Николай Константинович Рерих
Николай Константинович Рерих

Картины Рерихов тоже очень многозначны. Глядя, на полотна представителей этой фамилии, не стоит оценивать их поверхностно. У каждого изображения есть своя история, своя символичность.

Рерихи оставили для людей огромную и значимую коллекцию литературных, художественных и духовных творений. Существует несколько музеев, посвященных известной семье в разных странах мира.

Рерихи изучали Тибет, Индию, Россию, историю и культуру этих регионов. Николай Константинович совершил значимую поездку в Гималаи для изучения такого мистического явления как Шамбала. Но с чего всё началось?

Николай Константинович Рерих с танкой Шамбалы в руках. Монголия, 1927 год
Николай Константинович Рерих с танкой Шамбалы в руках. Монголия, 1927 год

Семья Николая Константиновича Рериха

Начнем изучение биографии Николая Рериха с его дедушки, от которого и досталась фамилия, ставшая затем столь известной. Звали его Фридрих Иоганн, дворянином по происхождению он не был, состоял на государственной службе в Риге, окончил её он в чине губернского секретаря.

Как известно, в ту пору Латвия была частью Российской Империи. Дед Николая был трижды женат и имел немало детей, лишь от последней жены – шестерых.

До последнего брака у Фридриха Иоганна была внебрачная связь с женщиной, от которой родилось трое сыновей, среди которых оказался и отец Николая Рериха.

Дедушка Рериха прожил 104 года, по тем временам, жизнь достаточно долгую, видел войну 1812 года, хоть сам и не участвовал, так как был слишком юн. Сын Константин, который нам интересен, родился 1 июля 1837 года, он стал нотариусом и работал в Санкт-Петербурге, где стал известным и уважаемым человеком.

Николай Рерих в детстве, 1886 год
Николай Рерих в детстве, 1886 год

В столице Константин стал на русский манер Федоровичем, а не Фридриховичем и отбросил вторые имена Кристоф Трауготт Глауберт.  Он получил гимназическое образование и первое время работал кассиром на фабрике Бюттнера, а затем перешел на службу в Главное общество Российских железных дорог, там он служил рисовальщиком.

По службе Константин оказался в городе Острове, где встретил свою будущую жену. Ею стала дочь купца Мария Васильевна Калашникова. В 1863 году Константин Рерих поменял сословие на купеческое, уплатив необходимый налог. В 1867 году становится нотариусом и служит в Санкт-Петербургском окружном суде. Николай – один из десяти детей Константина Федоровича, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге.

Семья Рерихов, Николай крайний справа, 1886 год
Семья Рерихов, Николай крайний справа, 1886 год

Не такой как все

В семье Николай был особенным ребенком, непохожим на других своих братьев и сестру. Всего детей осталось четверо, остальные из десяти умерли в младенчестве. Николай не был близок со своими родственниками, он отличался особым мировоззрением, его не понимали.

Он хотел всё знать, изучать, был впечатлительным мальчиком. В доме часто бывали известные гости, как, например, Дмитрий Иванович Менделеев. Юный Николай часто присутствовал при интересных разговорах, что ещё больше разжигало в мальчике тягу к знаниям.

Он научился читать в раннем детстве, его увлекали разговоры взрослых о дальних путешествиях, литературе. Большую часть детства Николай проводит в семейном поместье в деревне Извара.

Супруги Рерих Николай Константинович и Елена Ивановна
Супруги Рерих Николай Константинович и Елена Ивановна

Получать образование Николай начал в гимназии Карла Мая, а в 1893 году поступает в Петербургский университет, где учится на юридическом факультете.

Обучался он и в художественном училище, занимаясь в студии уже известного тогда художника Куинджи. С 1892 года Николай Константинович начинается заниматься археологическими раскопками.

Со своей будущей женой он познакомился в гостях у князя Путятина. Шел 1899 год, своими познаниями в истории молодой человек очаровал всех. После того, как знакомство Елены и Николая перешло в чувства, родственники девушки были против её пары из-за неравного социального положения.

Ведь в её родословной по материнской линии были такие знатные фамилии как Голенищевы-Кутузовы, Мусоргские и Шаховские. Это не помешало двум влюбленным создать крепкую семью в будущем. В 1901 году состоялась их свадьба. Хочется привести слова биографа Николая Рериха Л.В. Шапошниковой:

“Рерих с раннего детства вошел в тот круг интересов, который и стал его судьбой. Интересы эти были связаны с историей и археологией, Востоком, особенно с Индией и, конечно, с художеством. Рисовать он начал очень рано. Говорят, что люди делятся на две части. Одни появляются на свет просто для жизни, другие для призвания. Рерих принадлежал к последним… В Рерихе было заложено очень много. Он пришел в этот мир с огромным богатством, которое сумел приумножить и принести в дар человечеству”.
Николай Константинович Рерих «Грядущее» (эскиз для «Красного Всадника»), 1927 год Местонахождение: Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха, Москва, Россия
Николай Константинович Рерих «Грядущее» (эскиз для «Красного Всадника»), 1927 год
Местонахождение: Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха, Москва, Россия

Творчество Николая Рериха

В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.

Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.

В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.

Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.

1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.

Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.

Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.

Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.

Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.

Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.

В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.

Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 год Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия
Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 год
Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия

В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.

В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:

“С самых ранних лет помню, что Николай Константинович и Елена Ивановна интересовались Индией. Индия занимала особое место в их жизни”.

Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.

Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 год Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 год
Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Лондон – место встреч

В 1920 году семья Рерихов переехала в Лондон. Там проходят выставки картин Николая Константиновича, общение с местными деятелями культуры. В Лондоне Рерих знакомится лично с Рабиндранатом Тагором. После отъезда на родину индийский поэт пишет в письме к художнику:

“Дорогой друг! Ваши картины, которые я видел у Вас в мастерской в Лондоне, и репродукции некоторых Ваших картин, появившиеся в журналах по искусству, глубоко захватили меня. Они заставили меня осознать то, что является, конечно, очевидным, но всё же должно быть снова и снова открываемо нами в самих себе: что Истина беспредельна…”.

В Лондоне произошла и другая значимая встреча для семьи Рерихов. Они встретились с Великими учителями – махатмами, связь с которыми почувствовали, ещё будучи в Финляндии. Благодаря этой встречи и незримой духовной связи появилась «Живая Этика» – Великий труд четы Рерихов, главная книга в их жизни и творчестве.

Первую книгу «Живой Этики» записывал Николай Константинович, источником, улавливающим мысли Великого Учителя стала Елена Ивановна. Следующие книги записывала и редактировала супруга, эту работу она продолжала до конца своих дней.

Дальнейшее развитие

В 1920 году Рерихи вступают в Теософское общество, организованное Еленой Петровной Блаватской. В том же году Николаю Константиновичу предлагают организовать турне по 30-ти городам Америки с выставкой его картин.

Семья переезжает в США, там художник занимается ещё и декорированием Чикагской оперы, созданием эскизов для костюмов. Поселилась семья в Нью-Йорке. В 1921 году Рерих открывает «Мастер-Институт объединенных искусств».

Николай Константинович Рерих «Кришна (Весна в Кулу)», 1930 год Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Николай Константинович Рерих «Кришна (Весна в Кулу)», 1930 год
Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Николай Константинович говорит об искусстве так:

“Искусство объединит человечество. Искусство – неделимо. Искусство имеет много граней, но, тем не менее, едино. Искусство – явление грядущего синтеза. Искусство – для всех. Врата “священного источника” должны быть широко открыты для каждого, и свет искусства зажжет множество сердец новой любовью. Сначала это будет бессознательное чувство, но постепенно оно очистит сознание людей. Как много юных сердец ищут нечто реальное и прекрасное! Так дадим им это. Несите искусство людям – оно принадлежит им. Тогда у нас не только музеи, театры, университеты, публичные библиотеки, железнодорожные станции и больницы, но и тюрьмы будут прекрасными. Тогда и тюрьмы не будут нужны”.

В 1921 году свет увидел сборник стихов Николая Рериха «Цветы Мории», в следующем году издается книга «Адамант», в 1924 – «Пути благословения». В 1923 году сбывается давняя мечта семьи Рерихов – они едут в Индию. Там Николай Константинович организует большую экспедицию по Центральной Азии.

Николай Константинович Рерих «Монголия (Поход Чингиз-хана)», 1937 год Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия
Николай Константинович Рерих «Монголия (Поход Чингиз-хана)», 1937 год
Местонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия

Центрально-Азиатская экспедиция

Удивительно талантливым в семье Рерихов был не только сам Николай Константинович, но и его сыновья. Старший – Юрий готовился поехать в экспедицию с отцом.

Он начал своё образование в Лондонском университете, продолжил в Гарварде, а закончил в Сорбонском, то есть он успел поучиться в лучших высших заведениях мира всех времен.

На момент начала экспедиции в 1923 году Юрию был 21 год, к этому времени он овладел уже 12 иностранными языками, на которых мог свободно общаться, ещё он знал 10 языков, на которых мог хорошо изъясняться. При этом, в Европе он уже упрочил свое имя среди ученых, сам он стал востоковедом. Младший сын изучал архитектуру и живопись, Святослав стал художником.

Караван экспедиции Рерихов в пути
Караван экспедиции Рерихов в пути

Центральноазиатская экспедиция проходила в несколько этапов. Рерих мечтал о создании Единой Азии, целью которой было соединение воедино идей коммунизма и буддизма.

Некоторые источники утверждают, что Рерихи отправились изучать не только культуру и этнологию региона, но и найти Шамбалу – мифическую страну, попасть в которую может не каждый. Существует мнение, что Рериху было поручено вернуть в Шамбалу камень, исполняющий желания – чинтамани.

Доподлинные намерения человека, которого уже давно нет с нами предположить сложно и уж тем более невозможно сказать о его помыслах с достоверной уверенностью. Тем не менее, из-под пера Николая Рериха вышла работа, под названием «Шамбала: в поисках новой эры».

Николай Константинович Рерих «Приказ Ригден-Джапо», 1947 год Местонахождение: Государственный музей и художественная галерея, Чандигарх, Индия
Николай Константинович Рерих «Приказ Ригден-Джапо», 1947 год
Местонахождение: Государственный музей и художественная галерея, Чандигарх, Индия

Экспедиция под руководством Николая Рериха была грандиозным событием своего времени, множество научного материала было получено по ходу неё. Новая серия картин вышла из-под кисти художника, не одна книга была написана на материалах экспедиции. Маршрут этой экспедиции был проложен по пути сокровенных странствий Будды.

Затем Рерих участвовал ещё и в Маньчжурской экспедиции, которая также имела большое значение для науки. После завершения первой экспедиции семья Рерихов осталась жить в Индии, в долине Куллу. Рерихи переводили и изучали древние манускрипты, изучали древние языки.

В Индии этой семьей была проведена колоссальная научная работа. Николай Константинович Рерих основал институт научных исследований «Урусвати», директором стал Юрий Николаевич. В дальнейшем с этим институтом сотрудничали многие европейские институты, ученые и исследователи. Например, с «Урусвати» сотрудничал Альберт Эйнштейн. Даже советские научные организации и ученые обращались в институт, созданный Рерихами.

В период Второй Мировой Войны Рерих в творчестве опять обращается к теме родины. Создает такие картины: «Поход Игоря», «Партизаны», «Богатыри проснулись» и другие.

В годы войны Рерих становится инициатором создания культурной ассоциации «АРКА» между культурами России и Америки, в которую, например, входили такие известные люди культуры как Эрнест Хемингуэй и Чарли Чаплин.

Николай Константинович Рерих «Богатыри проснулись», 1940 год Местонахождение: Государственный музей искусств народов Востока, Москва, Россия
Николай Константинович Рерих «Богатыри проснулись», 1940 год
Местонахождение: Государственный музей искусств народов Востока, Москва, Россия

В конце

Ещё в 1936 году Николай Константинович предпринимал попытки вернуться на родину, но Рерихи не получают ответа на посланные в СССР сообщения, хотя они отправляют их не один год подряд. Лично Сталин на обращения Рериха о желании вернуться с семьей в Россию и служить на благо родине ставит резолюцию «НЕ отвечать».

Это не случайно, ведь после смерти Ленина Рерих посещал Советский Союз и предупреждал о том, что не стоит избирать Сталина на столь высокопоставленный пост, но его тогда не послушали, а сам Иосиф Виссарионович явно об этом знал.

Николай Константинович Рерих «Гора пяти сокровищ (Два мира)», 1933 год Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Николай Константинович Рерих «Гора пяти сокровищ (Два мира)», 1933 год
Местонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

После неудачных попыток вернуться в родную страну Рерихи остаются в Индии, а Николай Константинович продолжает свою знаменитую серию картин «Гималаи». Были созданы и другие прекрасные серии картин: «Ашрамы», «Кулу», «Шамбала», «Тибет» и другие.

Обязательно посмотрите картины Николая Рериха – только не поверхностно, их надо прочувствовать душой. На многих их них присутствует Знамя Мира, являясь призывом для человечества к мирному и культурному сосуществованию всех людей на Земле.

Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Николай Рерих, Кулу, 1942 год
Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Николай Рерих, Кулу, 1942 год

13 декабря 1947 года Николай Константинович Рерих ушел из жизни, оставив после себя неоценимое культурное и научное наследие, его дело продолжила семья. Невозможно передать всего того, что открыла для человечества семья Рерихов, для этого нужно написать книгу в тысячу страниц. Закончить это короткое повествование хочется словами Индиры Ганди:

“Мой отец и я имели счастье знать Николая Рериха. Он был одним из наиболее впечатляющих людей, которых я когда-либо встречала. Он сочетал в себе современного ученого и древнего мудреца…”.
МУСАГЕТ
Добавить комментарий