«Гротеск» – приём, которым пользуются избранные

Гротеск. Роспись потолка Сиенского собора XVI век Что это?

Приём гротеска необычен своим применением: положила начало ему живопись. Гротеск полюбился многим мастерам-литераторам, архитекторам, просто людям, влюблённым в искусство.

У данного средства выразительности речи есть несколько разновидностей. Главным для этого художественного приёма остаётся преувеличение и противопоставление.

Раскрытие понятия слова гротеск в словаре

В толковых словарях можно найти точное значение понятия «гротеск». Например, в Энциклопедическом словаре сказано, что гротеск – это

«художественный приём в искусстве, как чрезмерное преувеличение и сочетание неожиданных контрастов».

Литературная энциклопедия даёт объяснение термину, как понятию, пришедшему в литературу из живописи:

«Так называлась древняя стенная роспись, которую Рафаэль использовал как образец для украшения лож Ватикана».

В словаре синонимов гротеск представлен в виде шаржа, карикатуры и пародии.

«Произведение искусства, исполненное в причудливом и фантастическом, уродливом и комическом стиле», – так повествует нам Толковый словарь.

Подробнее художественный приём гротеска рассмотрен в художественной литературе, как приём, который унаследовал свои черты не только из живописи, но и из музыки и архитектуры.

Гротеск в литературе

Этот приём считается комическим, он необходим в литературе для подчёркивания абсурдности происходящего. Необходимо было обратить внимание читателя на то, что считалось важным, но было скрыто за смешным явлением.

Гротеск был призван сделать сюжет абсурдным, доведя ситуацию до крайности. В литературе, как в живописи и архитектуре, нельзя многое увидеть, можно только представить. Гротеск помогает воздействовать на воображение читателя, он его будит и заставляет мыслить в том направлении, которое ему предлагает автор.

Основа гротеска

Гротеск основывается на контрасте, на конфликте. Что такое «конфликт»? Это способ разрешения столкновения, ссоры, разногласия и противостояния. Конфликты возникают на почве несоответствия целей и интересов, мнений и взглядов на многие аспекты.

В связи с чем, в гротеске заключено противоборство двух или нескольких субъектов. Это сопровождается негативными эмоциями и действиями, выходящими за рамки норм и правил поведения.

Квентин Массейс «Безобразная герцогиня» , около 1513 года  Местонахождение: Национальная галерея Лондон, Великобритания
Квентин Массейс «Безобразная герцогиня» , около 1513 года 
Местонахождение: Национальная галерея Лондон, Великобритания

Образы гротескного искусства

Типичными образами гротескного искусства стали интересные животные: дракон и виноградная лоза, грифон, у которого в лапах было зажато яблоко и двуглавый лев, обвитый плющом. Эти персонажи родились в XV столетии из пещер и подземелий.

Слово «гротовый» относилось к живописи и архитектуре. А само слово «grotta» в переводе означало «пещеру», пришедшую из эмоционального языка итальянцев.

По утверждению Этимологического словаря М. Фасмера, «гротеск» произошёл от французских слов «причудливый и смешной»: «grotesque».

Примеры гротеска в литературе

Самые яркие примеры данного приёма представлены у Н. В. Гоголя в его повести «Нос», в которой нос, отделяясь от своего хозяина, живёт самостоятельно. Главное для окружающего общества, какого чина объявившийся нос. Образ гуляющего по проспекту носа является гротескным персонажем.

Любителем этого необычного литературного приёма был Салтыков-Щедрин. Его сказки – яркий этому пример. Его герои вызывают смех, а вот образы М. А. Булгакова призваны предостеречь человека от экспериментов над природой.

Обложка повести Гоголя - «Нос»
Обложка повести Гоголя «Нос»

Таким образом, гротеск насыщает произведения литературы глубиной художественности образов. Он разрушает все литературные нормы и является меняющейся безвкусицей в искусстве.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий