«Голубые танцовщицы» – изящество, нарушившее правила Эдгара Дега

Искусство

Знаменитый художник Эдгар Дега сам признавался, что неравнодушен к красивой одежде, а главное – движению. Вероятно, именно поэтому он так часто изображал балерин, однако кульминацией в этой серии стала картина «Голубые танцовщицы». Живописец внимательно наблюдал за изящными красавицами, вникал в суть каждого их жеста, оценивал настроение и подачу.

Всё это было сделано для того, чтобы в полной мере раскрыть импрессионистическую суть движения, где сочетаются одновременно хаос и порядок. Впрочем, сам Дега нередко спорил со сторонниками импрессионизма, поскольку видел этот стиль по-своему. Чем же уникальны его «Голубые танцовщицы»? И что “рассказывает” нам Дега в той картине?

Тема танцовщиц у Дега

Знаменитый французский художник-импрессионист Эдгар Дега предпочитал создавать свои работы пастелью на бумаге. Известная картина «Голубые танцовщицы» стала одним из произведений позднего периода творчества живописца, она была создана в 1897 году.

В ту пору Дега уже потерял остроту зрения, а потому предпочитал составлять картины из крупных мазков пастели. В этот период большое внимание художник уделяет поверхности картины, применяя технику обширных цветовых пятен.

Эдгар Дега «Автопортрет», 1855 год Местонахождение: Музей д'Орсэ, Париж, Франция
Эдгар Дега «Автопортрет», 1855 год
Местонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция

 

Если вы знакомы с творчеством Дега, то, несомненно, отметите: в его работах танцовщицы появляются достаточно часто. Живописец искренне восхищался красотой и грацией балерин, различными аспектами их жизни.

У него они изображены как в момент триумфа, так и на репетиции или после выступления, когда на смену волнению приходит усталость. Однако сам Дега говорил:

“Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде”.
В работах Дега танцовщицы появляются достаточно часто Эдгар Дега «Две балетные танцовщицы», 1879 год Местонахождение: Музей Шелбурн, Вермут, США
В работах Дега танцовщицы появляются достаточно часто
Эдгар Дега «Две балетные танцовщицы», 1879 год
Местонахождение: Музей Шелбурн, Вермут, США

Тайны материала и техники

Именно «Голубые танцовщицы» признаны лучшим творением в “танцевальной” серии работ художника. Эта картина содержит много поразительных особенностей, и с каждой из них я хочу вас познакомить.

Итак, начнём с материала. Как я уже заметила, Дега отдавал предпочтение пастели – мягким карандашам с мерцающим эффектом. Именно за счёт использования их цвета на картине кажутся такими насыщенными и “живыми”. Но если сравнить работы Дега и других сторонников пастели, можно заметить, что у живописца присутствует особенно яркий эффект мерцания. Как же он достигал этого?

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», 1897 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва, Россия
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы», 1897 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва, Россия

В «Голубых танцовщицах», как и в ряде других творений, Дега придерживался особой техники. Он наносил пастель, после чего обрабатывал её паром и растушёвывал кистью. Если вы любите рисовать, рекомендую попробовать такой способ от знаменитого мастера.

Однако у пастели есть существенный недостаток – она может осыпаться. Чтобы закрепить материал на бумаге, используют специальные растворы или лак для волос. Об этих “секретах” было известно и во времена Дега, однако он не использовал фиксативов. Почему?

Причина та же – художник стремился к яркости тонов и оттенков, а под действием фиксирующих растворов они значительно тускнеют. Рассказывают, что хороший друг Дега, итальянский художник Чиалива, сумел создать секретный состав, с помощью которого можно было закрепить пастель и сохранить её цвет.

Именно этим веществом и пользовался Дега, однако, к сожалению, состав так и не сохранился до наших дней. Благодаря помощи друга картины Дега и сегодня прекрасно выглядят.

Итальянский художник Луиджи Чиалива, который помог Дега закрепить пастель и сохранить её цвет
Итальянский художник Луиджи Чиалива, который помог Дега закрепить пастель и сохранить её цвет

Прекрасные танцовщицы

Но давайте посмотрим на саму картину. При первом взгляде на «Голубых танцовщиц» кажется, что перед нами – четыре танцующих девушки, но это не так. Их не четверо, и они не танцуют. Присмотритесь – и вы заметите, что танцовщицы лишь готовятся выйти на сцену.

Вероятно, это самый волнительный и ответственный момент для любого исполнителя. Можно заметить, что одна из девушек наклонилась к пуантам, другая держится за декорации, оглядывая свой наряд сзади, а вот две другие поправляют платья.

Движения красавиц настолько грациозны, что кажется, будто перед нами – танец. Заметьте: я неспроста использовала слово “движения”. На картинах Дега действительно всё словно движется, не подчиняясь статике полотна. Но относительно образов картины «Голубые танцовщицы» есть и ещё одно интересное предположение. Мы видим четырёх девушек. но так ли то? Есть версия, что Дега запечатлел только одну танцовщицу – однако в разные моменты её движения.

«Голубые танцовщицы» притягивают взгляд в первую очередь, даже находясь рядом с картинами Дега «Танцовщица у фотографа» и «Танцовщицы на репетиции»
«Голубые танцовщицы» притягивают взгляд в первую очередь, даже находясь рядом с картинами Дега «Танцовщица у фотографа» и «Танцовщицы на репетиции»

Наперекор правилам

Глядя на «Голубых танцовщиц», можно подумать, что Дега сумел изобразить девушек в тот миг, когда они и не подозревали чужого присутствия. Согласитесь, для художника, пишущего картину по меньшей мере несколько часов, остаться незамеченным крайне сложно.

Исследователи не исключают, что свою знаменитую картину Дега создал по фотокарточке. На это могут указывать и обрезанные края (у одной из балерин чуть обрезана макушка). Фотографу сделать свою работу исподтишка гораздо проще. А если так, то Дега использует виртуозный приём. Мы словно наблюдаем за действующими лицами картины, причём они нас не видят. Это напоминает подглядывание в замочную скважину. Кстати, подобный приём Дега использует в картинах с купальщицами.

На картинах художника балерины далеко не всегда изящны Эдгар Дега «Танцовщица в своей гримерной», 1880 год Местонахождение: Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария
На картинах художника балерины далеко не всегда изящны
Эдгар Дега «Танцовщица в своей гримерной», 1880 год
Местонахождение: Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария

Хочу отметить, что Дега был равнодушен к женщинам, которых писал. Именно поэтому балерины далеко не всегда изящны на его картинах, а иногда даже предстают в не самом выгодном свете. Художник стремился показать не парадную картинку, какую видит зритель в театрах, а настоящую жизнь, суть работы тех же балерин.

Изящество появляется на сцене, а вот предшествует ему тяжёлый труд. Но почему-то в «Голубых танцовщицах» Эдгар Дега решил отойти от привычных своих принципов. Здесь наперекор всему балерины выглядят крайне грациозными и обворожительными. Но почему так? Это так и останется загадкой живописца.

Композиция «Голубые танцовщицы» в исполнении хореографического коллектива «Кабриоль» / balakirev.arts.mos.ru
Композиция «Голубые танцовщицы» в исполнении хореографического коллектива «Кабриоль» / balakirev.arts.mos.ru

Картина «Голубые танцовщицы» была достойно оценена ещё при жизни автора – её приобрели за 60 тысяч франков. Увы, деньги эти не принесли счастья Эдгару Дега. До конца своих дней он так и оставался отшельником, живущим в одиночестве в своём “странном” доме. Однако именно «Голубые танцовщицы» стали воплощением мастерства и гения этого необыкновенного человека.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий