Гениальный и забытый – почему Ян Ливенс умер в нищете?

Искусство

Яна Ливенса можно смело отнести к «художникам, которым не повезло». Он учился живописи у лучшего мастера Амстердама, делил с Рембрандтом одну мастерскую, дружил с Рубенсом и Ван Дейком, работал при дворе английского короля. Однако умер Ян Ливенс в забвении и нищете. 

Лейденский вундеркинд 

Ян Ливенс родился в голландском городе Лейден. Его отец занимался производством гобеленов, которые продавались по всей Европе. Так что семейство Ливенсов точно не бедствовало. Как бы сейчас сказали, у будущего художника были отличные стартовые возможности. 

Когда у маленького Яна проявились художественные способности, отец отправил его в Амстердам. И не просто в какую-нибудь художественную школу, а в мастерскую самого Питера Ластмана, на тот момент лучшего художника Голландии. Там он учился два года и как губка впитывал все, что видел. 

После Ливенс отправился в Утрехт – город, который славился художниками, работавшими в стиле итальянских живописцев. Особенно близок им был Караваджо. Художников в городе так и называли – «утрехтские караваджисты». Там-то талант Ливенса проявился в полной мере. Он писал картины не хуже взрослых коллег и даже не боялся браться за самые сложные работы. 

В Утрехте Ливенс получил прозвище «лейденский вундеркинд». Конечно, молодой художник обладал талантом. Однако немалую поддержку получил от отца и его друзей-меценатов, спонсировавших юношу.

Ян Ливенс «Автопортрет», около 1629-1630 годов Местонахождение: Лейденская коллекция, Нью-Йорк, США
Ян Ливенс «Автопортрет», около 1629-1630 годов
Местонахождение: Лейденская коллекция, Нью-Йорк, США

Придворный художник 

Вернувшись в Амстердам, Ливенс познакомился со своим земляком Рембрандтом. Молодые люди были одного возраста. Однако Ливенс был хорош собой, весел, общителен и весьма самоуверен. Рембрандт же находился в постоянном поиске своего стиля, как человек был замкнутым и необщительным. Даже картины у Ливенса полны света, тогда как у Рембрандта в основном присутствуют темные тона. 

Разница в характере и художественных вкусах не помешали молодым людям подружиться. Они делили общую мастерскую, которую Рембрандт обустроил в сарае рядом с отцовским домом, писали портреты друг друга и даже соревновались в многофигурных картинах на одни и те же сюжеты. 

Однажды к ним в мастерскую заглянул посланник самого английского короля Карла I. Как оказалось, давным-давно знаменитый полководец и правитель части Нидерландов Мориц Оранский приобрел картину Ливенса «Портрет юноши, читающего при свете свечи». Ливенсу было всего лишь 14 лет, когда он написал этот портрет. После картина была презентована английскому послу и «переехала» в Англию к королю Иакову I. Через десять лет преемник Иакова король Карл I оценил полотно и пригласил художника к английскому двору. 

Так Ян Ливенс стал придворным художником. Однако вместо живописи он был занят успехом в светском обществе. В воспоминания современников Ливенса сохранились записи о его картинах, написанных в Англии. Вроде бы их было много и, наверное, они были хороши, т.к. художнику хватало средств на роскошную жизнь. Вот только ни одного английского полотна Яна Ливенса не сохранилось.

Ян Ливенс «Игроки в карты», около 1625 года Местонахождение: Лейденская коллекция, Нью-Йорк, США
Ян Ливенс «Игроки в карты», около 1625 года
Местонахождение: Лейденская коллекция, Нью-Йорк, США

От роскоши к нищете 

Через несколько лет художник переехал в Антверпен. Несмотря на то, что во фламандском городе «царствовал» Рубенс, Ливенс быстро нашел поклонников своего таланта. К нему выстроилась очередь не только из частных заказчиков, но и из представителей государственных учреждений. 

Однако за десять лет сытой жизни в Антверпене Ливенс умудрился чуть было не обанкротиться. Вероятно, он уж слишком широко жил и не ограничивал себя в роскоши. Ему пришлось вернуться в Амстердам, где его дела снова пошли в гору. 

Пожалуй, в Амстердаме он оказался слишком востребованным, что в итоге сыграло с ним злую шутку. Среди его заказчиков были высокопоставленные лица, аристократы и даже европейские правители. Почему они выбирали именно Ливенса? Не только из-за его таланта. Просто он умел угодить заказчику и порой писал картины, которые были далеки от настоящего искусства и стиля самого художника. 

Ян Ливенс постепенно терял индивидуальность. Его полотна все меньше интересовали ценителей живописи, а в спину дышали молодые талантливые художники. Заказов становилось меньше, и однажды настал тот момент, когда доходы художника уже не покрывали его расходов.

Ян Ливенс «Портрет Рембрандта», 1628 год Местонахождение: Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды
Ян Ливенс «Портрет Рембрандта», 1628 год
Местонахождение: Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды

К концу жизни Ливенс, который привык ни в чем себе не отказывать, окончательно разорился. Как и его друг Рембрандт, он умер в нищете. Но слава Рембрандта после смерти непрерывно возрастала, тогда как о Ливенсе постепенно забыли. Сегодня в музеях и галереях можно увидеть только его ранние работы, которые, без сомнения, великолепны. Но, как говорится, искусство не терпит предательства…

МУСАГЕТ
Добавить комментарий