Эвенки стали одним из самых многочисленных северных народов. Более того, за свой долгий и сложный исторический путь они сумели сохранить традиционные верования и обычаи. При этом эвенки успешно “вписались” в современность. За их утончённость и образованность эти племена называли “аристократами Сибири”.
В эвенкийских преданиях хранится множество тайн – в том числе и о происхождении земли и того народа. Многие представители этноса по-прежнему считают священным прародителем ворона и исповедуют принципы шаманизма. Да, эвенки – действительно уникальная народность. Что же значит её название? Как же складывалась история этих племён?
Этногенез народа
О происхождении эвенков до сих пор ведутся жаркие споры. По сути, среди учёных бытует две теории появления этого народа. Сторонники первой из них утверждают, что прародиной этноса был земли у Байкала, а в дальнейшем племена расселились на восток и запад. Приверженцы второй теории считают, что эвенки – результат ассимиляции местным населением уваней, проживавших в долинах у Большого Хингана.
Название эвенков
Я не сомневаюсь, что вам приходилось слышать и другое название эвенков – тунгусы. Сегодня этот термин принадлежит к устаревшим, однако до 30-х годов прошлого века он был весьма распространён даже в научной литературе. Происходит оно от якутского “тонг уус”, что служило определением тунгусских племён.
Сами эвенки называют себя “эвенкил”. Если дословно перевести это выражение, получим – “народ, живущий в горных лесах”. По мнению исследователей, такое происхождение названия связано с древними предками эвенков, большинство которых обитало на горных склонах. Отдельные племена эвенков имели собственные именования: солоны, манегры, бирары.
История народа эвенков (тунгусов)
Согласно самой распространённой среди историков версии, древними предками современных эвенков были монголоидные племена, населявшие Приангарье и Прибайкалье. В дальнейшем они смешались со скотоводческими кочевыми племенами, что пришли с юга, образовав протоэвенкийский этнос.
Однако народу не суждено было познать мирную жизнь. Вскоре на их территории вторглись якуты, что разбили эвенков на две группы – восточную и западную. Подробности истории этноса до появления в регионе русских практически неизвестны.
Если верить источникам, к XVII веку у эвенков уже существовала строгая общественная организация. Социальная структура предполагала наличие князцов – старейшин, которыми становились самые сильные и уважаемые воины общин.
Что примечательно, появление русских венками было воспринято наиболее враждебно в сравнении с другими племенами. Они нередко вступали в противостояние с чужеземцами, сопротивлялись власти русских. В одном из отчётов значится: “Ленские Тунгузы в 1640 г. выщипали бороды сборщикам ясака”. Такое неповиновение было явной демонстрацией протеста.
Но эвенки “воевали” и на другом поприще. В период распространения христианства они нехотя принимали новую веру, но при этом не собирались отказываться от традиционного мировоззрения. В итоге сложилось особое “народное православие” северных народов, где христианская традиция сплеталась с языческими обрядами.
Например, эвенки нередко мазали губы изображениям святых на иконах кровью животных, веря, что так совершают жертвоприношения, а значит, молитва будет услышана. Впрочем, исконные верования эвенков живы по сей день, а в отдельных селениях можно увидеть ритуалы, что совершались много столетий тому назад.
Отличительные черты
Внешность эвенков имеет свои отличительные черты. Смешение с соседними народностями, что было обусловлено историческими факторами, стало причиной появления трёх типов эвенкийского этноса:
- байкальского;
- катангского;
- центрально-азиатского.
Несмотря на некоторые различия между представителями этих этногрупп, у эвенков есть и общие черты. Этот народ отличается:
- непропорциональным телосложением;
- округлой формой лица;
- дугообразными бровями;
- выдающимися скулами;
- узкими карими глазами;
- немало эвенков имеют средний или невысокий рост.
Что интересно, в старинных записях казаков или этнографов, прибывших на земли эвенков, значатся особенности характера этих людей. Согласно им, тунгусы – остроумные, но добродушные (порой даже наивные). Также значится, что “в отличие от неуклюжего остяка, мрачного самоеда, неприветливого и кислого якута эвенки производили более приятное впечатление, за что их прозвали «французами тундры и леса”.
Традиционным жилищем эвенков является чум-урус, имеющий форму конуса. Он складывается из жердей, на которые кладут оленьи шкуры. В летнее время в такой конструкции было достаточно жарко, а потому с наступлением тёплых дней тунгусы перекрывали чум. На своё жилище они клали вымоченные берестяные покрывала, что заменяли шкуры.
Чум-урус был не просто домом эвенков. В представлении этого народа жилище было своего рода “Вселенной в миниатюре”, где важнейшая роль отводилась очагу. Не менее почётной была задняя часть уруса, куда могли входить лишь знатные гости. Женщинам на эту часть жилища заходить запрещалось. В отличие от кочевых эвенков, их оседлые братья предпочитали строить не чумы, а полуземлянки.
Эвенки ещё в далёком прошлом приобрели репутацию превосходных охотников. Это звание они подтверждают и сегодня. Многие поколения следопытов взрастили в представителях этноса смелость, внимательность, ловкость и особенное отношение к природе. Как и их предки, современные эвенки осознают, что человек в ответе за мир, окружающий его, а потому с любовью и заботой относятся к своему краю.
На обложке: Эвенки / archivesakha.ru (Национальный архив Республики Саха (Якутия))