Его ругали за правду без прикрас – чем не угодил критикам Гюстав Курбе

Искусство

Назвать Гюстава Курбе просто талантливым художником – значит, не сказать о нём ничего. Он был не просто выдающимся живописцем. Главное – Курбе вошёл в историю как мастер совершенного натурализма. С одной стороны, это очень хорошо – лишь художник, виртуозно владеющий своим искусством, способен показать самые настоящие детали жизни, без прикрас и дополнительных образов.

Но, с другой стороны, Курбе нередко приходилось терпеть нападки критиков и простых зрителей. Публика крайне неоднозначно относилась к его картинам, а из-за некоторых творений живописец и вовсе приобрёл дурную славу. Словом, было очень непросто, но Гюстав оставался верен себе. Каким же был этот бунтарь? Как он приобрёл известность? И как Курбе умел обращать «чёрный пиар» себе во благо?

Начало пути

В 1819 году в семействе Режи и Сильвы Удо Курбе, проживавшем в Орнане, появился мальчик, которого крестили как Гюстава. В то время Орнан был небольшим городком, где царила провинциальная атмосфера. Именно такой «деревенский» колорит стал родным для юного Курбе. В Орнане он провёл безмятежные годы своего детства, а в дальнейшем, уже став взрослым, нередко приезжал сюда поохотиться и отдохнуть. Несомненно, места эти были особенно дороги его сердцу.

Отец Гюстава, Режи, владел виноградниками, расположенными неподалёку от Орнана. Прибыль от продажи винограда была значительной, а потому семья не бедствовала. Что примечательно, родные Курбе придерживались антимонархических взглядов, и это свободомыслие во многом передалось и юному Гюставу.

В 1831 году Гюстав начал обучение в семинарии Орнана. По всей видимости, его родители планировали увидеть в сыне будущее духовное лицо, что означало бы достойное место в жизни и немалый заработок. Но Курбе, с детства привыкший не ограничивать себя ни в чём, позволял себе такие выходки, от которых у его наставников волосы вставали дыбом. Ни о каком отпущении грехов можно было не мечтать, а потому отец решил, что сыну стоит отказаться от сана и сделать карьеру юриста.

Гюстав Курбе «Автопортрет» («Мужчина с кожаным ремнём»), 1845-1846 годыМестонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция
Гюстав Курбе «Автопортрет» («Мужчина с кожаным ремнём»), 1845-1846 годы
Местонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция

Несостоявшийся юрист

В 1837 году родитель настоял, чтобы сын отправился учиться в Королевский коллеж в Безансоне. В этом учебном заведении он постигал азы юриспруденции. Но куда больше, чем правоведение, Гюстава занимали иные сферы. Параллельно с обучением в коллеже он занимался в Академии изящных искусств. Одним из первых его наставников стал Шарль-Антуан Флажуло, который приходился учеником знаменитому Жану-Луи Давиду.

Спустя два года Курбе принял решение ехать в Париж. Его замысел отец поддержал, не подозревая, что стоит за этим. Сам Гюстав прекрасно осознавал, что во французской столице открываются большие перспективы для живописца. Наивный родитель полагал, что юноша просто хочет найти достойную работу и станет успешным юристом. Гюстав убедительно обещал отцу продолжать заниматься юриспруденцией, но, вероятно, на тот момент уже принял решение, что свою жизнь свяжет с искусством.

Гюстав Курбе «Автопортрет», 1842 годМестонахождение: Муниципальный музей, Понтарлье, Франция
Гюстав Курбе «Автопортрет», 1842 год
Местонахождение: Муниципальный музей, Понтарлье, Франция

Новая жизнь

Приезд в столицу действительно переменил жизнь молодого человека. Во-первых, здесь царил дух творческой свободы и самовыражения, что было очень близко Курбе. Во-вторых, после посещения Лувра Гюстав окончательно утвердился во мнении, что желание стать живописцем – правильное решение. Здесь он познакомился со множеством великих работ мастеров прошлого, здесь он мог учиться и совершенствовать своё искусство, здесь его ничто не стесняло и не ограничивало. Париж стал своего рода творческим раем, который Курбе сразу же оценил по достоинству.

Очень скоро Гюстав оставил скучную для него юридическую науку и посвятил всё своё время живописи. Первыми его творениями стали картины, написанные под впечатлением от работ известных писателей. Например, картина «Одалиска» была выполнена как своеобразная иллюстрация к произведению Виктора Гюго, а «Лелия» отражала историю из романа Жорж Санд.

В самом начале своего творчества молодой живописец ещё находился в поиске наиболее соответствующего его восприятию стиля и жанра. Некоторое время он был склонен романтизировать свои картины. Так, романтикой проникнуты «Автопортрет с чёрной собакой» и другие ранние работы.

Гюстав Курбе «Автопортрет с чёрной собакой», 1842 гоМестонахождение: Музей изящных искусств, Париж, Франция
Гюстав Курбе «Автопортрет с чёрной собакой», 1842 го
Местонахождение: Музей изящных искусств, Париж, Франция

Принципы Курбе

Курбе нравилось писать сельские пейзажи и образы, взятые из жизни, так сказать, из народа. Но если поначалу он тяготел к романтизму, то дальнейшие поиски в творчестве заставили его переосмыслить своё видение.

Значительное влияние на смену взглядов художника оказали поездки в Нидерланды и Бельгию. Там Гюстав Курбе увидел произведения Рембрандта, Халса и других известных мастеров. И вот тогда он понял, что наилучший вариант для него как живописца – изображать жизнь такой, какая она есть. Он не хотел украшать или романтизировать действительность. Напротив, он жаждал показывать всё настоящим, таким, каким оно и было на самом деле.

А вот художники-современники вызывали разочарование Курбе. Он даже подумывал о том, чтобы перестать писать картины. Однако его вдохновителем стал Эжен Делакруа. К остальным коллегам своего времени Курбе относился со снисходительным презрением. Он считал, что те пишут нечто примитивное и низкопробное. Он даже заявил как-то:

«Если живопись должна быть такого свойства, то я никогда не стану художником».
Гюстав Курбе «Автопортрет», («Мужчина с трубкой»), 1848-1849 годыМестонахождение: Музей Фабра, Монпелье, Франция
Гюстав Курбе «Автопортрет», («Мужчина с трубкой»), 1848-1849 годы
Местонахождение: Музей Фабра, Монпелье, Франция

Успешное начало

И всё-таки благодаря Делакруа и собственному переосмыслению Курбе решил продолжить свой путь в творчестве. В 1848 году у него уже было немало сторонников и появились первые ученики. Необычный для того времени подход, свежий взгляд Гюстава привлекали людей. Особенно тяготели к его творчеству ценители реализма, взгляды которых были практически теми же, что у Курбе.

Первый успех ожидал Гюстава в Парижском салоне 1849 года, где была выставлена картина «Послеобеденный отдых в Орнане». За это произведение он получил немало положительных отзывов критиков и золотую медаль. Такая награда открывала большие возможности перед живописцем. Отныне ему не нужно было получать одобрение жюри для того, чтобы представить новые картины на очередном Салоне.

Гюстав Курбе «Послеобеденный отдых в Орнане», 1849 годМестонахождение: Дворец изящных искусств, Лилль, Франция
Гюстав Курбе «Послеобеденный отдых в Орнане», 1849 год
Местонахождение: Дворец изящных искусств, Лилль, Франция

Знаменитая картина

Однако останавливаться на достигнутом Гюстав не собирался. В скором времени он написал произведение под названием «Дробильщики камня». Оно вызвало восхищение многих коллег живописца. Критики называли картину «первой из его великих работ». А ведь на ней всего-то была воспроизведена сцена, которую сам автор однажды увидел на обочине дороги. Как позднее рассказывал сам художник своим приятелям:

«Нечасто можно встретить столь полное выражение нищеты, и поэтому прямо там, на месте, мне пришла в голову идея для картины. Я попросил их (каменотёсов) прийти в мою студию на следующее утро».
Гюстав Курбе «Дробильщики камня», 1849 год, утрачена в 1945 году
Гюстав Курбе «Дробильщики камня», 1849 год, утрачена в 1945 году

Дерзкие заявления

Во времена Курбе особенной популярностью пользовались работы живописцев романтической или неоклассической школ. Однако сам живописец не разделял идеи сторонников этих направлений. Не был он и сторонником исторической живописи, которая тогда являлась одним из самых востребованных и приоритетных направлений. Более того, Курбе не раз утверждал, что представители текущего столетия не в силах правдиво показать прошлое или будущее:

«Художники одного столетия в принципе неспособны воспроизвести облик прошлого или будущего века …».

При этом живописец заявлял, что наилучший метод воспроизведения – это руководствоваться собственным жизненным опытом. Только он является надёжным помощником художника. Курбе принадлежал к тем немногим художникам, которым нравилось изображать жизнь крестьян, простых людей в реалистической манере. Показать, как всё происходит здесь и сейчас – вот главный принцип Гюстава Курбе.

Скандальная картина

В то время, как другие авторы старались показать некий идеализированный мир, пасторальные картины, Курбе оставался откровенным и правдивым. Казалось бы, публика должна была ценить такой подход, но нет – нередко картины Курбе становились объектами нападок критиков. Причиной негативного отношения как раз и был «излишний» натурализм.

В 1850 году публике была продемонстрирована картина «Похороны в Орнане». На ней Курбе поделился воспоминаниями о похоронах своего деда. Народ негодовал – картина показалась им нескромной, «неправильной» и вообще вызывающей. Причиной скандала стало соединение эпического размаха, который виден на полотне Курбе, с обыденностью сцены. Как отмечала искусствовед Сара Фонс:

«В Париже «Похороны» рассматривались как работа, которая вторглась в великую традицию исторической живописи, как выскочка в грязных ботинках, врывающийся на светский приём, и с точки зрения этой традиции, конечно, была признана неудачной».

Критики негодовали – такое событие, как похороны, уж никак не должно воспроизводиться в размахе, подходящем для большой баталии. Но живописец не собирался следовать чужим наставлениям. У него были собственные взгляд и подход к творчеству. Но, что интересно, со временем публика стала куда больше интересоваться реалистической подачей, нежели романтическими фантазиями живописцев. О своей «неудачной» картине сам Курбе говорил:

«Похороны в Орнане» на самом деле были похоронами романтизма».
Гюстав Курбе «Похороны в Орнане», 1849-1850 годыМестонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция
Гюстав Курбе «Похороны в Орнане», 1849-1850 годы
Местонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция

Возмущение критиков

Новый шквал критики вызвало полотно «Купальщицы». На первый взгляд, сложно понять, что же так возмутило публику – здесь нет ни эпичности, ни драматических картин будничности. Но на сей раз циничные снобы усмотрели, что задняя часть тела одной из изображённых крестьянок столь массивна, что напоминает лошадиный круп. Такое несоответствие идеалам красоты повергало чувствительных зрителей в шок.

Более того, у одной из купальщиц можно заметить грязные ноги, и настолько реалистическая подача стала причиной очередного скандала. Но Курбе не желал украшать свои полотна, отходя от реальности и превращая своих персонажей в неких «небожителей», которые не ходят по земле, не имеют пороков и не марают свои ноги. Поразительно, что на сей раз Гюстава Курбе раскритиковали практически все – в том числе и прежние его сторонники. Даже его приятель Эжен Делакруа говорил о неприличной «вульгарности», которая пронизывала всё полотно.

Гюстав Курбе «Купальщицы», 1853 годМестонахождение: Музей Фабра, Монпелье, Франция
Гюстав Курбе «Купальщицы», 1853 год
Местонахождение: Музей Фабра, Монпелье, Франция

«Медведь» среди мастеров

С этой поры о Курбе распространяется дурная слава. Многие представляли его себе как эдакого сельского «медведя», неотёсанного и приземлённого, который не в состоянии написать ни одну по-настоящему «достойную» работу. Один из критиков так писал о нём:

«Природная мощь Курбе бьет все мыслимые рекорды – это он орет громче всех, это он выпивает наибольшее количество кружек пива, это он несет с охоты самую крупную добычу, это он меньше чем за два часа рисует пейзаж».

Курбе действительно принадлежал к тем людям, которые привыкли брать от жизни всё, и ни в чём не знал меры. Он любил вкусную еду и хорошее вино, не отказывал себе в удовольствиях. В его любовном списке было немало женщин, причём одну из них он даже увёл у своего приятеля и коллеги Джеймса Уистлера.

Курбе любил жизнь во всех её проявлениях. Если же говорить о его характере, то Гюстав отличался гордостью и порой был крайне заносчив. Он свободно высказывал свои мысли, не считаясь со мнением окружающих. Конечно, в Париже такой человек казался провинциальным простаком и излишне бесцеремонным типом, которого многие не любили, а некоторые побаивались.

Гюстав Курбе «Автопортрет» («Отчаяние»), 1843-1845 годы Местонахождение: Частная коллекция
Гюстав Курбе «Автопортрет» («Отчаяние»), 1843-1845 годы
Местонахождение: Частная коллекция

Перемены

В жизни Курбе озарение наступило с появлением Альфреда Брюйя. Тот был меценатом, причём просто обожал произведения живописца. Именно благодаря ему Гюстав научился использовать «чёрный пиар» себе во благо. Новые картины Курбе так и не были выставлены на парижском Салоне. Однако Брюйя стал спонсором живописца, выделив ему немалую сумму. На эти средства Курбе построил собственный павильон, который украсил надписью: «Реализм».

Несмотря на прохладную оценку публикой его работ, Курбе стойко пережил все потрясения. Он понял, как важно придерживаться собственной линии и своих принципов в искусстве. Если его картины критикуют – это не означает, что они плохие. Сам Гюстав прекрасно понимал, что стал знаменит во многом благодаря негодованию ценителей живописи, которые и подарили ему славу. Неслучайно художник говорил о себе:

«Знать, чтобы делать, – вот моя идея. Быть в состоянии передать обычаи, идеи, облик моего времени, по моему собственному мнению; быть не только художником, но и человеком; короче говоря, создавать живое искусство – вот моя цель».
Гюстав Курбе «Портрет Альфреда Брюйя», 1854 годМестонахождение: Музей Фабра, Монпелье, Франция
Гюстав Курбе «Портрет Альфреда Брюйя», 1854 год
Местонахождение: Музей Фабра, Монпелье, Франция

И снова скандал

В 1857 году Гюстав снова оказался в эпицентре очередного скандала. Теперь на Салоне была выставлена его картина «Девушки, отдыхающие на берегу Сены». Критики с новыми силами и особенным остервенением набросились на «неприличную» работу живописца, в пух и прах разнося его творение. Чтобы хотя бы немного отдохнуть от постоянных нападок недоброжелателей и критиков. Курбе оставил Францию и отправился в Германию. Как писал он сам:

«Я волочусь по чужим краям, чтобы хоть мысленно обрести независимость, без которой не могу жить».

Спустя некоторое время художник вернулся в Париж и открыл свою мастерскую. Он набрал три десятка учеников, которые стали своего рода последователями Курбе. Впрочем, каждому из них он неустанно твердил, что живописец не должен подражать никому, и собственный стиль – самое главное для мастера. В ином случае он потеряет свою индивидуальность, что станет означать творческую гибель человека.

Гюстав Курбе «Девушки, отдыхающие на берегу Сены», 1857 годМестонахождение: Музей изящных искусств, Париж, Франция
Гюстав Курбе «Девушки, отдыхающие на берегу Сены», 1857 год
Местонахождение: Музей изящных искусств, Париж, Франция

Революция и Курбе

Когда в Париже к власти пришла Парижская коммуна, Курбе воспринял перемены с большим воодушевлением. Он верил, что революция принесёт то, в чём так нуждалась Франция – новые идеи, прогресс, процветание. Когда парижане решили разрушить Вандомскую колонну, Гюстав поддержал восставших. Ему казалось, что в этот самый момент рушится старый мир, освобождая место для всего нового и прекрасного:

«Париж сегодня – настоящий рай, не видно ни полиции, ни малейшей глупости в поведении граждан, никакой обдираловки, никаких драк. Так должно быть всегда».

Однако пьянящее чувство счастья вскоре схлынуло. Курбе был отрезвлён дальнейшими событиями. Во-первых, всё было совсем не так лучезарно, как он представлял. Во-вторых, после подавления Парижской коммуны у нового правительства имелись претензии к самому живописцу. И речь шла именно о злополучной Вандомской колонне. По мнению властей, Курбе, занимавший должность президента Федерации художников, обязан был оберегать исторические памятники. Вместо этого он потворствовал «низменным» чувствам толпы и позволил уничтожить колонну. Живописец был арестован. Спустя полгода он оказался на свободе, но обязан был оплачивать восстановление Вандомской колонны из собственных сбережений.

Десять тысяч франков ежегодно – такая сумма была бы непосильной и для куда более успешных художников. Разумеется, таких средств у Курбе не было. Спустя некоторое время его имущество было описано, а картины конфискованы. Понимая, что всё равно остаётся чужим для Парижа, живописец принял непростое для себя решение. Он покинул столицу и отправился в родной Орнан. После этого Курбе уехал в Швейцарию, где писал в основном пейзажи, которые выставлял на продажу, чтобы покрыть долги. Он продолжал поддерживать общение со своими учениками, которым давал крайне ценные наставления:

«Не делайте того, что делаю я. Не делайте того, что делают другие. Даже если бы вы делали то, что когда-то делал Рафаэль, вы бы принесли в жертву свое собственное искусство, а это равносильно самоубийству. Делайте только то, что видите и чувствуете сами».
Чиновники Коммуны на фоне обломков Вандомской колонны, снесённой по предложению Курбе, 1871 год
Чиновники Коммуны на фоне обломков Вандомской колонны, снесённой по предложению Курбе, 1871 год

Особенная женщина

Что касается личной жизни живописца, то она окружена множеством тайн и загадок. Несмотря на пристальное внимание к персоне Курбе и его скандальную славу, о частной жизни живописца не так уж много известно. Не секрет, что романтических увлечений у Гюстава было немало. У него имелись отношения со многими женщинам, среди которых были и известные натурщицы Джоанна Хиффернан и Констанс Кеньё.

Как считают биографы, самой важной для Курбе женщиной в его жизни стала Вирджиния Бине. С нею он познакомился в Париже в начале 1840-х годов. Спустя несколько лет у пары родился сын. Вирджиния и Гюстав многим своих знакомым казались идеальной парой, но их отношения со временем стали довольно прохладными. В конце концов роман завершился разрывом. Не исключено, что причина крылась в самом Курбе, для которого отношения с одной женщиной казались слишком «скучными». После расставания сын остался с Вирджинией.

Считается, что отношения с этой женщиной оставили заметный след в творчестве Курбе, который после знакомства с Вирджинией стал более трепетно и внимательно относиться к представительницам прекрасного пола. Впрочем, это никак не помогло сохранить отношения Курбе с его возлюбленной.

К сожалению, последние годы жизни живописца оказались совсем безрадостными. Он тяжело болел, переживал из-за своей неудачи на родине, остро воспринимал всякие выпады критиков в свой адрес. Пожилой художник страдал от геморроя и водянки, его состояние здоровья стремительно ухудшалось.

Гюстав Курбе «Прекрасная ирландка» (Картина с изображением Джоанны Хиффернан), 1866 годМестонахождение: Национальный музей изобразительных искусств, Стокгольм, Франция
Гюстав Курбе «Прекрасная ирландка» (Картина с изображением Джоанны Хиффернан), 1866 год
Местонахождение: Национальный музей изобразительных искусств, Стокгольм, Франция

31 декабря 1877 года Гюстава Курбе не стало. Как гласил официальный диагноз, художник скончался от цирроза печени. Впрочем, не исключено, что губительными для Курбе были и другие заболевания. Картины художника оказали значительное влияние на развитие дальнейшей французской живописи. Сам же Гюстав Курбе незадолго до смерти оставил своего рода «завещание» в словах:

«Когда я умру, скажите: он никогда не принадлежал ни к одной художественной школе, ни к одной церкви, ни к одной академии и не был сторонником ни одного политического устройства, за исключением устройства свободы».

На обложке: Фрагмент картины Гюстава Курбе «Автопортрет в Сент-Пелажи», 1874 год. Местонахождение: Частная коллекция

МУСАГЕТ
Добавить комментарий