«Дьявольские» каприсы Паганини – почему великого гения обвиняли в связи с «нечистым»

Искусство

Великий скрипач Никколо Паганини был не только мастером импровизации, но и человеком, который предпочитал свободу творчества. Вероятно, именно поэтому среди его произведений особенную популярность приобрели каприсы. В двадцати четырёх этих творениях автор следует не столько принципам классической музыки, сколько собственным идеям. Он не ограничивал свою фантазию, и она порождала вот такие гениальные вещи.

При этом не секрет, что музыка Паганини, в частности, один из его каприсов, вызывали неоднозначную реакцию публики. И если одни называли мастера гением, истинным виртуозом, то другие говорили, что он – «скрипач дьявола», который не мог бы играть столь блестяще, если бы не заключил сделку с «нечистым». Итак, какими же были «дьявольские» каприсы Никколо Паганини? И почему их автора обвиняли в сговоре с потусторонними силами?

Масса пересудов

Великолепные способности Никколо Паганини вызывали у его современников и восхищение, и негодование. Композитор Ференц Лист называл дар своего коллеги настоящим чудом. При этом и почитатели таланта, и злопыхатели видели, с каким трепетом Паганини относится не только к самой мелодии, но и к своему инструменту. Казалось, что скрипка мастера имела душу и сама «говорила» со слушателями.

Как часто бывает, необыкновенные способности, равно как и всё, что выходит за рамки привычного и обыденного, стали вызывать массу слухов и пересудов. Дошло до того, что некоторые стали прямо заявлять – Паганини одержим дьяволом, а оттого и играет столь мастерски. Дескать, обычный человек, без помощи «нечистого», не мог бы исполнять эти произведения настолько великолепно.

Неизвестный автор «Портрет молодого Никколо Паганини», начало XIX векаМестонахождение: Частная коллекция
Неизвестный автор «Портрет молодого Никколо Паганини», начало XIX века
Местонахождение: Частная коллекция

Настоящий гений

Паганини и правда был крайне необычным человеком. В двенадцатилетнем возрасте Никколо написал свою первую «Вариацию». Вы можете сказать, что бывали и более юные таланты (к примеру, Моцарт), Это верно, однако большие способности, раскрывшиеся в раннем возрасте, лишь подкрепляли миф о том, что Паганини – вовсе не простой человек. Разумеется, сегодня мы понимаем, что это были лишь домыслы и сплетни, но многие современники композитора искренне верили в «дьявольскую» природу его дара.

Георг Фридрих Керстинг «Скрипач Никколо Паганини», 1829 год Местонахождение: Галерея новых мастеров, Дрезден, Германия
Георг Фридрих Керстинг «Скрипач Никколо Паганини», 1829 год
Местонахождение: Галерея новых мастеров, Дрезден, Германия

Кроме того, повод для новых легенд давала и сама игра молодого мастера. В обычной жизни Паганини был миловидным и приятным мужчиной. Но когда он начинал играть, черты его лица прямо-таки менялись, искажаясь и преображаясь. Казалось, что музыка погружает его в транс, и ничего, кроме неё, для исполнителя не существует. Здесь допущу, что как раз это предположение могло быть верным. Паганини действительно жил музыкой, был гением и, увы, за это заслужил свою «дьявольскую» репутацию.

Удивительные каприсы Паганини

Среди произведений великого мастера особого внимания заслуживают, конечно, его каприсы, о которых ходило больше всего мистических историй. Во времена знаменитого скрипача исполнители и педагоги нередко писали для своих подопечных произведения, которые назывались «каприсами» (название происходит от вполне знакомого всем нам слова «каприз»). Считалось, что исполнение таких композиций поможет молодому музыканту совершенствовать свою технику. Но в случае с каприсами Паганини всё было иначе.

Во-первых, каприсов у скрипача было двадцать четыре – ровно столько, сколько тональностей. Во-вторых, исполнить эти произведения едва ли смог бы даже опытный музыкант, поскольку они требовали особых высот игры на скрипке. Сам Никколо исполнял свои каприсы легко и поистине блестяще, чем приводил в восторг и ошеломление публику. Эти сочинения имели свободную форму, которая более опирались не на основы композиции, но на безграничную фантазию автора.

Жан-Огюст-Доминик Энгр «Портрет Никколо Паганини», 1819 годМестонахождение: Лувр, Париж, Франция
Жан-Огюст-Доминик Энгр «Портрет Никколо Паганини», 1819 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

«Дьявольская» трель

Особенно много впечатлений и слухов в обществе вызвал последний «Каприс №24». Многие композиторы отмечали невероятную гениальность идеи и воплощения автора. Зрители были захвачены достаточно простой мелодией произведения, которая, повторяясь, очаровывала публику. Великолепие музыки Паганини очень ярко описал в своих дневниках Генрих Гейне, который отмечал, что в этих мелодиях встречаются и ангельское умиротворение, и демонический ужас:

«Это были звуки, которые то как бы встречались в поцелуе, то капризно убегали друг от друга и, наконец, смеясь, снова сливались и замирали в объятье, полном опьянения… Эти звуки были, как песни падших ангелов, которые согрешили с дочерьми земли, за это изгнаны были из царства блаженных и с лицами, пылающими от позора, должны были сойти в преисподнюю…».
Владимир Оница «Никколо Паганини», 2010 год
Владимир Оница «Никколо Паганини», 2010 год

Секрет успеха

Писатель Стендаль также восхищался непревзойдённым талантом скрипача. При этом он отмечал, что слушать Паганини надо не в больших концертах, а на вечерах, когда мастер, наслаждаясь, исполняет свои каприсы – вот тогда-то и раскрывался истинно безграничный талант великого гения.

Многие недоброжелатели говорили, что успех Паганини – результат сделки мастера с дьяволом. В чём только не обвиняли композитора его злопыхатели! Они не понимали, что секрет успешного исполнения самых сложных произведений кроется в таланте, в безукоризненной технике, в огромном трудолюбии артиста, который открывал новые горизонты скрипичной техники.

Великий маэстро играет / fambio.ru
Великий маэстро играет / fambio.ru

История, увы, знает немало случаев, когда гениальные люди только по причине своей «непохожести» на обывателей терпели гонения или страдали от кривотолков. Никколо Паганини был одним из них. Его «дьявольские» каприсы были поистине великими творениями. Но если часть современников гордилась тем, что живёт в одну эпоху гением, то другие обвиняли его в связях с дьяволом, всех мыслимых и немыслимых пороках. Но, несмотря ни на что, музыка Паганини стала великим сокровищем, сохранившимся до наших дней.

На обложке: Никколо Паганини / ars.town

МУСАГЕТ
Добавить комментарий