«Две Фриды» – картина-исповедь Фриды Кало

Искусство

Говорят, что в каждом из нас уживаются несколько людей, своего рода внутренних «я». Мексиканская художница Фрида Кало явно была хорошо знакома с подобными философскими изысканиями, причём сумела продемонстрировать саму себя в двух ипостасях на картине «Две Фриды». Судьбе этой знаменитой женщины трудно позавидовать.

В жизни Фриды было всё – и трагедии, и аварии, и роковая любовь. Всё, что с ней происходило, женщина старалась передать в своих произведениях. «Две Фриды» – не просто попытка показать себя в несхожих амплуа, но и нечто гораздо большее. Здесь Фрида Кало даёт нам понять, насколько разным может быть один и тот же человек, когда дело касается чувств. Что же известно об одной из самых известных картин Кало?

Испытание за испытанием

С ранних лет юная Фрида Кало значительно отличалась от своих ровесниц. В детстве девочка перенесла полиомиелит, что сильно подорвало её здоровье. Значительную часто свободного времени Фрида проводила в постели, в отчаянии мечтая, что скоро поправится и будет также бегать по улицам, как соседская ребятня. Но это было только начало испытаний, которые довелось пережить художнице. В 20 лет девушка попала в аварию и снова оказалась на больничной койке. Теперь уже операция следовала за операцией.

Казалось бы, откуда было взяться вдохновению в столь удручающей обстановке? Однако именно тогда Фрида, прежде не интересовавшаяся живописью, решила внимательнее присмотреться к этому искусству. И девушка, вынужденная проводить дни и ночи в больнице, открыла для себя удивительный мир, где можно было с помощью красок и кисти рассказывать что угодно. Конечно, Фрида Кало решила поведать миру о себе.

Фрида Кало «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри», 1940 год Местонахождение: Центр Гарри Рэнсома, Остин, США
Фрида Кало «Автопортрет с терновым ожерельем и колибри», 1940 год
Местонахождение: Центр Гарри Рэнсома, Остин, США

Вдохновение и любовь

Поначалу Фрида попросту копировала художников Ренессанса. Её ранние работы не отличались ни особенным стилем, ни мастерством. Однако со временем она открыла своеобразную экспрессивную манеру.

Искусствоведы полагают, что сложился этот стиль у художницы под влиянием Диего Риверы, мужчины, который сыграл особенную роль в жизни Кало. Правда, историю любви Диего и Фриды сложно назвать ванильной сказкой – да и характеры у каждого в этой паре были очень непростыми.

Фрида Кало с супругом Диего Риверой, 1932 год
Фрида Кало с супругом Диего Риверой, 1932 год

Своё знаменитое произведение «Две Фриды» художница написала в 1939 году. Эта картина стала своего рода олицетворением её отношений с мужем. Уже тогда женщина понимала, что он любит лишь одну Фриду, вторая же оставляет Диего равнодушным. Что интересно, через год супруги разошлись, хотя вскоре снова поженились.

Фриды из разных миров

Эта картина, как и большая часть произведений Фриды Кало, представляет собой автопортрет. Мы видим двух Фрид, облачённых в разные одежды. Одна из них одета в традиционное мексиканское платье, достаточно яркое и пышное. Вторая же напоминает куклу Викторианской эпохи. На ней – белое платье невесты, которое некогда было в моде в европейских странах.

Историки искусства предполагают, что здесь Фрида могла изобразить своё двойное происхождение. Её отец был европейцем, принадлежал к немецкой нации, а вот мать была метиской (в её роду имелись индейцы). Несомненно, здесь, в «Двух Фридах», мы видим слияние двух миров, каждый из которых был по-своему близок Кало. Однако художница на этом не остановилась. Она приготовила для зрителей особенные символы, которые помогают понять её чувства и переживания.

Фрида Кало «Две Фриды», 1939 год Местонахождение: Музей современного искусства, Мехико, Мексика
Фрида Кало «Две Фриды», 1939 год
Местонахождение: Музей современного искусства, Мехико, Мексика

Особенные детали в «Двух Фридах»

Обратите внимание на то, что несмотря на разницу Фрид, сердце каждой из них открыто, даже обнажено. Оно – перед нами. Художница демонстрирует, что она уважает традиции и культуру, однако это вовсе не значит, что одна из Фрид – настоящая, а другая – лишь образ. Посмотрите на руки наших героинь. Та, что справа, держит медальон с детским портретом мужа. Теперь становится ясно, о чём нам рассказывает Фрида. Одна из её ипостасей символизирует верность и силу любви. Более того, кажется, что сосуды, ведущие к сердцу, соединяются и с медальоном. Этот символ предельно прост и понятен: тот, кого любишь, всегда остаётся частью тебя, твоего сердца.

А теперь давайте посмотрим на Фриду слева. Она в белом подвенечном платье, а в её руках – нет, не ножницы, а хирургический зажим. Именно таким инструментом помогают избежать обескровливания во время операций. На этой части картины речь идёт вовсе не о ярких чувствах, хотя драмы здесь не меньше. Её сердце разбито, оно теряет свои силы и саму жизнь. Это – та Фрида, которую Диего отверг.  Выходит, он любил лишь одну из ипостасей, весёлую жизнерадостную мексиканку. А вот сдержанную европейку, задумчивую и порой грустную женщину, во Фриде возлюбленный видеть не желал.

Глядя на сюжет, который изобразила художница в «Двух Фридах», понимаешь, что каждая из Фрид рискует погибнуть. Слишком мало осталось сил, а кровь, несмотря на зажим, продолжает утекать из несчастного сердца. Женщина нам словно бы признаётся со своей картины: «Посмотрите. Теперь я осталась совсем одна. И никого со мной рядом нет». Более того, вторая Фрида, связанная сердечными «нитями», не сможет спасти свою первую «сестру», поскольку и сама погибает в этой бесконечной боли.

Правая ипостась Фриды символизирует верность и силу любви, левая отражает одиночество, грусть и отсутствие понимания со стороны близкого человека
Правая ипостась Фриды символизирует верность и силу любви, левая отражает одиночество, грусть и отсутствие понимания со стороны близкого человека

«Две Фриды» – картина-исповедь Фриды Кало. Женщина с трагической судьбой, на долю которой выпало немало испытаний, откровенно рассказывает нам о своих переживаниях и горестях. Согласитесь, далеко не каждый художник (да и вообще любой человек) способен на такую искренность. Но для Фриды Кало именно живопись стала тем спасением, той возможностью поговорить с кем-то, рассказать свою историю и чувствовать, что кто-то ещё остаётся рядом с тобой. А значит, избежать полного душевного одиночества.

На обложке: Картина Фриды Кало «Две Фриды на выставке в Нуэво-Леоне», Мексика / © Alejandro Acosta / AFP

МУСАГЕТ
Добавить комментарий