Два гения литературы начала XX в. были настолько разными, что не могли мирно существовать ни в творческом мире, ни в быту.
Современники писателя и поэта не раз становились свидетелями их ссор. А в произведениях обоих достаточно колких отсылок в адрес друг друга.
Разногласия на идеологической почве
Едва ли Булгаков и Маяковский были соперниками в творчестве – уж слишком разными были их литературные подходы. Владимир Маяковский – поэт-футурист, любитель экспериментальных форм. Михаил Булгаков – прозаик и драматург, предпочитавший сатиру и мистический реализм. Но именно с литературы и начинается причина их вражды.
В непростые послереволюционные годы творчество было неотделимо от идеологии. Маяковский был «рупором пролетариев», активно поддерживал Октябрьскую революцию 1917 г., участвовал в культурной жизни новой Советской России. Его поэзия пронизана верой в строительство нового общества. В стихах он призывал к борьбе за социальную справедливость, пропагандировал коммунистические идеалы.

Булгаков же, напротив, не мог похвастаться четкими политическими взглядами. Он относился к революции и последующим событиям Булгаков относился к революции и последующим событиям критически и с большой долей скептицизма, видел в них множество негативных аспектов, связанных с нарушением личной свободы, ценностей и моральных норм. В своем творчестве Булгаков высмеивал бюрократию, идеологический беспорядок, а главное – его произведения пронизаны ностальгией по ушедшей эпохи.
А дальше Маяковский по определению ненавидел Булгакова, ведь тот был выходцем из дворянской семьи, имел блестящее образование и даже успел поработать врачом. Тогда как Маяковский являлся «дворовым» поэтом, непонятным, в свою очередь, Булгакову.

Сатира друг на друга
Булгаков и Маяковский не раз встречались друг с другом, даже какое-то время вместе играли в бильярд. Чаще всего встречи классовых врагов заканчивались спором и обменом колкостями. Однако, как утверждали современники литераторов, настоящая битва разворачивалась на страницах книг.
В произведениях как Булгакова, так и Маяковского без труда можно отыскать сатиру друг на друга. Так, в романе «Мастер и Маргарита» встречается поэт Рюхин, который пишет «взвейтесь» и «развейтесь» и завидует Пушкину. Бездомный характеризует его как «кулачка, тщательно маскирующегося под пролетария». В Рюхине улавливается недвусмысленный намек на Маяковского, который, по мнению Булгакова, называл себя пролетарским поэтом, но образ жизни вел совсем не пролетарский. Маяковский тоже в сторонке не оставался. В сатирической пьесе «Клоп» есть такие слова:
«Товарищ Березкина, вы стали жить воспоминаниями и заговорили непонятным языком. Сплошной словарь умерших слов… Бюрократизм, богоискательство, бублики, богема, Булгаков…».

Как Маяковский спас Булгакова
Известно, что творческий путь Михаила Булгакова был сложен и тернист. Его произведения не печатались, а пьесы крайне редко допускались к постановке в театре. Кроме того, на его произведения писалось столько критических рецензий, что когда Булгаков собрал их все, то на одну положительную была сотня отрицательных.
В числе критиков был, естественно, и Владимир Маяковский. Когда пьеса Булгакова «Дни Турбиных» с большим успехом шла во МХАТе, на постановку пришел Маяковский. Но во время спектакля он демонстративно встал и вышел, призывая тем самым игнорировать пьесу.

Спектакль «Дни Турбиных», МХАТ, 1926 год
Все же Маяковский, сам того не желая, помог и даже спас Булгакова от гибели. Драматург был в таком отчаянии из-за запрета печататься, постоянной критики и трудного финансового положения, что подумывал свести счеты с жизнью. Однако Маяковский его опередил. Современники утверждали, что смерть Маяковского сильно шокировала Булгакова. Но, возможно, именно она уберегла писателя от трагического шага.