«Дикарь», который пошёл против правил и канонов – Анри Матисс

Искусство

Эмоции можно очень ярко передать цветами и формами – именно таким был постулат Анри Матисса, человека, который обессмертил своё имя благодаря живописным произведениям. Его работы называли странными и глупыми, гениальными и совершенными, но при этом и почитатели творчества художника, и критики замечали, что не узнать стиль Матисса попросту невозможно.

Благодаря ему появилось особенное направление – фовизм. Анри Матисс стал лидером среди тех, кто считал, что эмоциональную окраску в картине во многом можно выразить за счёт форм и яркости палитры. И сегодня картины Матисса вызывают неоднозначную реакцию, а самого художника называют и бездарностью, и гением. Но каким же был этот многогранный человек? И как Матисс сумел добиться признания, несмотря на своеобразный подход к творчеству? Какой была его личная жизнь?

Вечный поиск

Не секрет, что любой талантливый живописец, особенно в молодые годы, стремится отыскать собственное направление в искусстве, тот самый неповторимый стиль, который станет его «визитной карточкой». По сути, все великие живописцы раньше или позже находили свои знаменитые приёмы, которые и делали их признанными мастерами – вот только кто-то обретал славу при жизни, а кому-то все лавры доставались уже посмертно.

Но, как известно, в каждом правиле может найтись исключение. Если говорить о вышеописанной ситуации, то здесь «нарушителем» всех канонов и границ стал именно Анри Матисс. На протяжении всей жизни он не переставал искать новые формы и вариации, делал попытки по-новому отразить своё видение мира и донести это до зрителя. При этом само творчество Матисса не вмещается ни в какие рамки определённого художественного стиля. Он перепробовал себя в самых разных направлениях, показав, насколько многогранным может быть живописец.

Анри Матисс «Автопортрет в стиле модерн», 1918 год Местонахождение: Музей Матисса, Ницца, Франция
Анри Матисс «Автопортрет в стиле модерн», 1918 год
Местонахождение: Музей Матисса, Ницца, Франция

Материнские таланты

Но рассказ о неординарном живописце начнём с самого начала. Быть может, именно так удастся понять, чего же жаждала неспокойная натура мастера. Итак, родился Анри Матисс в 1869 году в Ле-Като-Камбрези, расположенном на севере Франции. Через три года в семье появился ещё один сын – Эмиль Огюст. Разумеется, отец Анри надеялся, что именно старший из сыновей унаследует его дело. Мужчина торговал зерном, занятие это было весьма прибыльным, а потому он полагал, что и его первенец Анри не откажется продолжить семейный бизнес.

Но, по всей видимости, в мальчике уже в раннем возрасте стали проявляться материнские гены. Элоиза, мать будущего живописца, в свободное время любила расписывать керамические поделки. При этом маленький Анри с удовольствием наблюдал, как мама неустанно придумывала новые рисунки и узоры, считая, что не стоит повторяться, а творчество должно быть разнообразным.

Родители Анри Матисса - Эмиль Ипполит Матисс и Анна Элоиза Жерар
Родители Анри Матисса – Эмиль Ипполит Матисс и Анна Элоиза Жерар

Несостоявшийся клерк

Матисс получил хорошее образование. Он успешно окончил школу, а затем и лицей. Когда после завершения учёбы в лицее он заявил родителям, что хочет отправиться в Париж, отец тут же высказался против. Он не желал, чтобы юноша отправлялся в большой город, где множество самых разных соблазнов. 

Кроме того, родитель рассчитывал, что старший сын будет помощником, а значит, останется рядом с ним. Но Анри поступил по-своему. Он уехал во французскую столицу, где поступил в Школу юридических наук. Вероятно, в то время Матисс ещё не считал живопись своим главным призванием. Он начал изучать юриспруденцию, и в 1888 году завершил обучение в этом учебном заведении. Вернувшись в родной город, Матисс начал свой трудовой путь с должности клерка у присяжного поверенного.

Не исключено, что Анри Матисс так и остался бы клерком, превратившись со временем во вполне успешного юриста, однако жизнь его круто изменилась в один роковой день. Однажды, находясь на работе, Матисс ощутил сильные боли в боку. В больнице, куда привезли молодого человека, заявили, что необходимо удалять аппендицит. Операцию Анри перенёс тяжело, а потом ему пришлось долгое время восстанавливаться.

Чтобы сын совсем не упал духом, его мать решила принести в больницу кисти, краски и листы бумаги. Она знала, что Анри любит рисовать, и это занятие могло бы отвлечь его от скуки и мрачных мыслей. Поначалу Матисс копировал открытки, причём получалось это у него очень недурно. Потом он стал создавать собственные рисунки, постоянно экспериментируя с формами и цветами. В итоге спустя два месяца лечения Анри вышел из больницы с абсолютной уверенностью в том, чем в дальнейшем должен заниматься. Да, ему нравилась юриспруденция, он прекрасно справлялся со своей работой, но любовь к живописи оказалась куда сильнее. Теперь он не мог жить без творчества.

Анри Матисс в молодости
Анри Матисс в молодости

Новая учёба

Заявив, что намерен стать художником, Матисс сильно разочаровал своего отца. Но теперь он шёл вопреки всему – родительским пожеланиям, собственным изначальным устремлениям, даже здравому смыслу. Как Анри говорил позже, именно в живописи он раскрыл «своего рода рай», где находил счастье и покой, вдохновение и гармонию.

Анри даже начал заниматься в школе Кантен де ля Тур, где обучали чертёжников для текстильной промышленности. Матисс страстно хотел изучать все направления творчества. Он чертил, рисовал, создавал наброски и картины из одних только мазков. Именно эти эксперименты со временем превратятся в уникальную особенность творчества живописца.

Оставив прежнюю работу, Матисс снова отправился в Париж, где теперь стал изучать искусство. Его наставниками были Уильям-Адольф Бугро и Гюстав Моро. Большое влияние на раннее творчество Матисса оказали произведения Жана Батиста Симеона Шардена, Эдуарда Мане, а также работы японских мастеров. В пору обучения Анри создал целых четыре копии картин Шардена. Этим живописцем Матисс особенно восхищался, считая его своего рода учителем, у которого он заимствовал некоторые стилистические особенности.

Один из первых учителей Матисса - Уильям-Адольф Бугро, 1880-е годы
Один из первых учителей Матисса – Уильям-Адольф Бугро, 1880-е годы

Смешение стилей

В самом начале своего обучению азам живописи Анри Матисс познакомился с юным Альбером Марке, которому тоже суждено будет стать известным художником. Вместе с ним он поступил в школу живописи Гюстава Моро. Альбер на многие годы станет верным товарищем и соратником Анри.

Впрочем, творчество двух приятелей значительно различалось. Изначально Матисс интересовался исключительно современным искусством, но постепенно стал обращать внимание на классические приёмы, причём касалось это не столько европейской, сколько японской живописи. Поскольку наставник молодого мастера Моро принадлежал к символистам, большое значение он придавал цветовой «наполненности» картин. Немало времени его подопечные проводили в Лувре, где осваивали «игру цвета», которую Моро считал главным элементом произведений.

По сути, ранние работы Матисса стали неким симбиозом того, чему своего ученика учил Моро, и влияния мастеров, которые так нравились самому начинающему живописцу. Матисс отмечал, что старался отражать цветовой палитрой не столько реалистичные краски, сколько собственные ощущения. Эта экспрессивная манера очень заметна в картине «Бутылка схидама». В ней можно увидеть и тяготение к тёмным тонам, как у Шардена, и резкость, напоминающую манеру Мане. Но при этом уже в столь раннем произведении чувствуется зарождение особенного стиля Матисса.

Анри Матисс «Бутылка схидама», 1896 год Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
Анри Матисс «Бутылка схидама», 1896 год
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

Яркость эмоций

Работы Анри Матисса могут продемонстрировать нам интересную особенность его творчества. С каждым разом картины становятся всё ярче и ярче. И если ранние полотна не могут показаться очень яркими и красочными, то на поздних произведениях уже очень заметно тяготение к насыщенным тонам и порой даже «кричащим» оттенкам. Отойдя от классических стилей и направлений, Матисс увлекся творчеством Ван Гога. Именно его работы помогли понять, в каком направлении стоит развиваться. Яркость, сила цвета, необычные формы и образы, отражающие эмоции – именно таким художник видел правильный подход к живописи.

От увлечения импрессионизмом мастер постепенно перешёл к поиску собственного стиля. При этом Матисс сам видел, что не вписывается в рамки ни одного из существующих направлений. Свои первые картины Анри представил публике уже в 1896 году. Немалых усилий ему стоила организация выставки, однако демонстрация работ художника мало впечатлила критиков.

Ценители высокого искусства заявляли, что его картины неинтересны и «пресны», в них не находили глубоких идей или новых форм, к которым в ту пору стремились многие живописцы. Кроме того, в Париже было немало сторонников импрессионизма. Они ожидали увидеть в Матиссе нового представителя этого стиля, но их ждало разочарование. Его произведения не походили ни на импрессионистические, ни на экспрессионистические работы, хотя содержали понемногу от каждого из направлений.

Из ранних работ художника Анри Матисс «Читающая женщина», 1895 год Местонахождение: Музей Матисса, Като-Камбрези, Франция
Из ранних работ художника
Анри Матисс «Читающая женщина», 1895 год
Местонахождение: Музей Матисса, Като-Камбрези, Франция

Свой «почерк»

В тот момент, вероятно, совершенно отчаявшись добиться успеха в столице, Анри решил отправиться на север страны. Здесь, вдалеке от суеты, живя в провинциальном городке, он начал пробовать новую технику точечного рисунка. Именно в ту пору на свет появилась картина, которая будет признана истинным шедевром – «Роскошь, покой и наслаждение». Она была создана в новой манере, однако стиль этот так и не стал родным для живописца. Он продолжал свой непрерывный творческий поиск.

Большим потрясением для живописца стало известие о смерти его прежнего наставника Гюстава Моро. Это время ознаменовалось разногласиями с некоторыми коллегами, однако Матисс стал приобретать и больше соратников. Его имя всё чаще начинает звучать в Париже, многие молодые живописцы выбирают его в качестве своего наставника.

Анри Матисс «Роскошь, покой и наслаждение», 1904 год Местонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция
Анри Матисс «Роскошь, покой и наслаждение», 1904 год
Местонахождение: Музей Орсе, Париж, Франция

Один из «дикарей»

Переломным для живописца стал 1905 год. Именно тогда он и его единомышленники создали новое направление в живописи. Эмоции в этом стиле выражались совершенно «дикими» сочетаниями цветов и невероятно яркими тонами. Нередко сторонники нового направления прибегали к использованию плоских форм и намеренному упрощению образов. Главным в их работах был цвет. Именно он рассказывал гораздо больше, чем сюжет и образы персонажей.

Когда работы в этом новом стиле были представлены публике, критики пребывали, мягко говоря, в шоке. Они заявляли, что такими картинами художники бросают вызов всей сути творчества. Живописцы, работавшие в этом направлении, тут же получили прозвище «фовистов», то есть «дикарей». Именно дикарством многие ценители искусства считали продемонстрированные общественности работы Матисса и его учеников.

Фовизм вскоре стали называть пренебрежением ко всем основам живописного искусства, его сравнивали с банкой краски, брошенной в лицо зрителям. Критики негодовали и соревновались между собой в красноречивости оскорблений в адрес фовистов. Но именно эта волна возмущения привлекала внимание к новым работам.

Как часто бывает, такой «чёрный пиар» сделал своё дело – фовизмом стали интересоваться. Многие зрители хотели увидеть те самые полотна, которые так страстно ругали критики – их интриговало, что же такого «неприличного» и ужасного можно увидеть на них. Оказавшись на выставке, люди видели своеобразные картины, которые нарушали многие устои живописи, но были по-своему интересны и хороши.

Картина в стиле фовизм - Анри Матисс «Попугайные тюльпаны», 1905 год Местонахождение: Галерея Альбертина, Вена, Австрия
Картина в стиле фовизм – Анри Матисс «Попугайные тюльпаны», 1905 год
Местонахождение: Галерея Альбертина, Вена, Австрия

Новые знакомства

Матисс, который в ту пору испытывал материальные затруднения, сумел наконец приобрести и известность, и достаточно большой доход, что было крайне важно для его семьи. В Париже и других европейских городах появилось немало поклонников его творчества. Созданная им картина «Радость жизни» буквально сразу была приобретена Лео Стайном, известным коллекционером и знатоком живописи.

Не менее ярким событием для Матисса стала встреча с молодым, тогда ещё никому не известным художником Пабло Пикассо. Их общение переросло в крепкую дружбу, которую живописцы сохраняли на протяжении многих лет. Пикассо даже шутил, что в случае смерти одного из них второй почувствует всю невосполнимость этой потери. В этом случае тому, кто останется, не с кем будет обсудить очень многие творческие вопросы.

Матисс и Пикассо действительно были закадычными приятелями и людьми, которые нередко дискутировали, обменивались опытом, делились впечатлениями и могли откровенно говорить о работах других живописцев.

Анри Матисс «Радость жизни», 1905-1906 годы Местонахождение: Фонд Барнса, Филадельфия, США
Анри Матисс «Радость жизни», 1905-1906 годы
Местонахождение: Фонд Барнса, Филадельфия, США

Матисс в России

Среди картин Анри Матисса было немало известных выдающихся произведений, но наибольшую славу ему принесли две работы – «Музыка» и «Танец». Они были написаны специально для русского мецената Сергея Щукина. Он украсил этими работами Матисса свой московский дом, причём сами произведения приобрели известность не только в России.

Анри Матисс лично следил за монтажом картин. По приглашению Щукина он прибыл в Россию, причём отмечал, что встречен был радушно и очень тепло. Матисс много времени провёл за изучением старинных икон в доме Щукина. Его поражала простота русского народа, который не стремился к роскоши и вычурности, но ценил красивые вещи, наполненные смыслом.

Согласно замыслу автора, его картины должны были навевать мысли о покое и умиротворении. Размещены в имении Щукина они были и правда очень удачно, причём превосходно гармонировали друг с другом. Получив солидный гонорар от русского мецената, Матисс смог позволить себе отправиться в путешествие по восточным странам.

Вернувшись на родину, он тут же принялся за написание новой картины. Так появилась «Голубая обнажённая», ещё один шедевр французского художника. Кроме того, мастер начинает заниматься росписью и гравировкой по дереву, добавляет в свою живопись новые элементы. Несомненно, поездка очень благотворно отразилась на творчестве Матисса.

Анри Матисс «Танец», 1910 год Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Анри Матисс «Танец», 1910 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Музы живописца

Личная жизнь Анри Матисса была такой же яркой, как и его картины. Нежные чувства он испытывал по отношению к трём женщинам, которые появлялись в разные периоды его жизни. Несколько лет продолжался роман художника с моделью Каролиной Жобло. В 1894 году возлюбленная родила Матиссу дочь, названную Маргаритой. Отношения эти были трепетными и страстными, однако так и не закончились официальным бракосочетанием.

Супругой Анри стала Амели Парейр, которую он впервые встретил на празднике у своего друга. По счастливой случайности Матисса посадили за столом рядом с этой девушкой. Амели влюбилась в него буквально с первого взгляда, да и сам Анри был очарован своей новой знакомой.

Со временем дружба переросла в нежные чувства, причём именно Амели стала первой среди всех его близких людей, кто поддерживал творческие замыслы живописца. Перед свадьбой Матисс прямо сказал своей избраннице, что личная жизнь всегда будет оставаться у него на втором плане. На первом месте находится только работа. Девушка спокойно приняла это.

Даже свадебное путешествие художник решил совместить с творчеством. Вместе с супругой он отправился в Лондон, где изучал работы Уильяма Тернера. Спустя некоторое время Амели подарила супругу двух сыновей – Жана-Жерара и Пьера. Кроме того, в семье воспитывалась дочь Маргарита, а потому Матиссу приходилось браться практически за любые заказы, чтобы обеспечить семейство. Создание нового стиля, фовизма, стало настоящим спасением для живописца.

Супруга мастера на протяжении многих лет оставалась его музой. Её можно увидеть на многих картинах Матисса, в частности, на «Зелёной полосе», созданной в 1905 году. Реакция критиков относительно этого полотна была не менее суровой, чем их суждения о других картинах Матисса. Они говорили, что произведение получилось слишком ярким, а также наполненным откровенной правдивостью, которая была по душе лишь немногим. Тем не менее в народе о «Зелёной полосе» отзывались положительно, а некоторые дамы даже хотели получить свой портрет, подобный тому, какой был у Амели на этом полотне.

Анри Матисс «Зелёная полоса», 1905 год Местонахождение: Национальная галерея, Копенгаген, Дания
Анри Матисс «Зелёная полоса», 1905 год
Местонахождение: Национальная галерея, Копенгаген, Дания

Анри и Лидия

В 1930-е годы Анри Матисс стал по-настоящему популярен. Он получал немало заказов, сотрудничал с коллекционерами и меценатами, организовывал выставки. Разумеется, при таком плотном графике едва ли могло оставаться время на творчество, а потому Матисс нуждался в секретаре. В качестве своей помощницы он принял на работу Лидию Делекторскую, миловидную эмигрантку из России.

Казалось бы, несмотря на внешнее очарование, Лидия едва ли могла заинтересовать живописца. Ему всегда нравились брюнетки, именно их он изображал на своих картинах и считал совершеннейшим образом женщины. Но однажды Матисс вошёл в комнату супруги, где та разговаривала с Делекторской. Лидия стояла у окна, и поразительное сочетание падающего света и мягких локонов впечатлило живописца. Он решил написать картину с Лидией. Именно с этого и начался его «художественный» роман.

Амели, ощущая, что муж потерял к ней всяческий интерес, подала на развод. Очень быстро Лидия заняла её место, однако официального предложения от Матисса так и не последовало. Сам художник заявлял не раз, что Лидия – исключительно его муза, с которой он связан лишь творческими, но не романтическими отношениями. Так ли было на самом деле, неизвестно, но эта женщина сыграла значительную роль в его жизни.

Свой творческий путь Анри Матисс завершил очень достойно. Он выполнил масштабный и серьёзный проект – оформление женского монастыря в Вансе. Именно созданный им проект Матисс считал лучшей работой своей жизни, так сказать, финалом его пути, полного поисков, экспериментов и создания новых стилей.

Анри Матисс пишет портрет Лидии Делекторской
Анри Матисс пишет портрет Лидии Делекторской

В первый день ноября 1954 года у известного живописца случился микроинсульт. Спустя два дня Анри Матисса не стало. До наших дней дошло предание, что, предчувствуя скорую кончину, прикованный к постели художник попросил Лидию принести ему карандаш и бумагу. Он уже не мог рисовать, но хотел, чтобы столь важные для него предметы оставались в руках – даже в момент прощания с жизнью.

На обложке: Анри Матисс / rusmonaco.fr

МУСАГЕТ
Добавить комментарий