Богиня Диана — прекрасная охотница, презиравшая мужчин

Верования

Богиня Диана, покровительница охоты, среди женских образов древнеримской мифологии привлекает особое внимание. Эта богиня была одной из самых прекрасных среди небожительниц, однако строго осуждала связь с мужчинами, а сама никогда не вступала в отношения с противоположным полом.

Основным занятием Дианы также было не “женское” ремесло, а охота. Однако она выступает и как защитница природы, лесных животных, гармонии мира, которую нельзя нарушать. Образ Дианы римлянами был заимствован у греков, однако в новой подаче богиня стала ещё более интересной, загадочной, утончённой. Какая же она – охотница Диана?

Функции богини

Диану в Древнем Риме считали не только богиней охоты, но, в первую очередь, покровительницей растений и животных. К ней обращались женщины с просьбой облегчить роды, ведь очаровательная богиня выступала как воплощение женственности и сил плодородия.

Её братом был Феб, что ассоциировался с солнцем, а потому, в противоположность этому богу, Диану называли покровительницей луны. Если присмотреться, на многих изображениях и скульптурах голову богини украшает полумесяц. Родителями богини были Юпитер и Латона.

Что интересно, изначально, во время зарождения культа (а это приблизительно в VI веке до нашей эры), Диана считалась богиней, объединяющей три основные сферы деятельности и функции. Можно даже считать её триединым божеством, образом, что складывался из воплощения луны и её света, богини охоты и повелительницы подземного мира. В дальнейшем Диана стала охотницей, а Прозерпина и Геката унаследовали прочие функции.

Питер Пауль Рубенс «Возвращение Дианы с охоты», 1615 год
Питер Пауль Рубенс «Возвращение Дианы с охоты», 1615 год
Местонахождение: Дрезденская галерея старых мастеров, Германия

Имя и облик Дианы

В имени Дианы также заложены интересные символы. Исследователи сошлись во мнении, что именовать богиню стали так из-за основы “див-” или “дэв-”. В праиндоевропейском языке это слово означало “бог”. По сути, имя Дианы открывает её божественную сущность.

Изображения Дианы кажутся не менее колоритными, чем её способности. Она значительно отличается от большинства римских богинь. Образ её почти в точности повторяет внешний облик Артемиды, греческой богини охоты. Чаще всего римляне изображали свою небожительницу со строгой причёской, которую украшала диадема с месяцем.

Питер Пауль Рубенс – Диана с нимфами, отправляющиеся на охоту
Питер Пауль Рубенс «Диана с нимфами, отправляющиеся на охоту», 1615 год
Местонахождение: Музей искусств Кливленда, штат Огайо, США

Одета она в короткую тунику (в таком облачении легко было ходить по лесам). В руках Дианы – предметы, что указывают на её основное занятие: колчан со стрелами, лук.

Порой она держит щит или факел, и это – символы защитницы и богини света, что способна указать дорогу – так же, как луна своим светом помогает найти путь во мраке ночи. Рядом с богиней нередко можно увидеть свору охотничьих псов или лань, священное животное богини.

“Цветочные” мифы о Диане

Приверженцы культа Дианы считали, что у неё было два священных цветка, которыми украшали жертвенники богини. С ними связаны трогательные предания. Один из цветов – гвоздика. Как рассказывает легенда, однажды юный пастух так увлёкся игрой на флейте, что не заметил, как оказался во владениях Дианы.

Богиня как раз вышла поохотиться. Музыка юноши напугала дичь, а потому охота оказалась неудачной. В порыве гнева Диана выстрелила в пастуха из лука, и тот упал замертво. Правда, богиня тут же раскаялась и попросила Юпитера превратить кровь юноши в цветы. Так и появились алые гвоздики.

Луи Мишель ван Лоо - Диана в пейзаже
Луи Мишель ван Лоо «Диана в пейзаже», 1739 год
Местонахождение картины: Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания

Другой священный цветок богини – ландыши. Если верить преданиям римлян, однажды Диана спасалась бегством от фавнов, преследовавших её. Погоня была столь долгой и утомительной, что на теле Дианы стали появляться капельки пота. Они падали на землю и тут же обращались в прекрасные миниатюрные цветы с волшебным ароматом.

Суровый характер богини Дианы

Как вы уже могли догадаться, нрав у этой богини был непростым. Несмотря на то, что Диана оказывала помощь женщинам во время родов, сама она была противницей всяких отношений с мужчинами. Этого же требовала у своих подруг, нимф, что составляли её свиту.

Ян Брейгель Старший – Нимфы Дианы после рыбалки и охоты
Ян Брейгель Старший «Нимфы Дианы после рыбалки и охоты», 1621 год
Картина находится в частной коллекции

Однажды Юпитер залюбовался одной из девушек окружения богини, юной Каллисто. Спустившись с небес, он хитростью овладел красавицей. Диана об этом даже не догадывалась. Во время купания в источнике целомудрия богиня и прочие нимфы вдруг обратили внимание на округлившийся живот Каллисто.

Для Дианы это было оскорблением, для Каллисто – страшным преступлением. Богиня изгнала с позором нимфу, которую обратила в медведицу. Блуждая по лесу, несчастная Каллисто родила маленького медвежонка. Смилостивившись над возлюбленной и сыном, Юпитер поместил их на небо, превратив в Созвездия Большой и Малой Медведиц.

Николас Питерс Берхем – Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто
Николас Питерс Берхем «Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто»
Картина находится в частной коллекции

Миф о Диане и Актеоне также является одним из римских заимствований у эллинов. И здесь снова проявляется сложный характер богини. Согласно этому преданию, однажды Диана купалась в священной роще. Проходивший неподалёку охотник Актеон, невольно залюбовался сияющей красотой богини.

Однако заметив, что её увидел обнажённой мужчина, Диана впала в отчаянный гнев, что обрушился на наивного Актеона. В одно мгновение он был обращён в оленя. Совсем рядом товарищи охотника с собаками преследовали дичь. Учуяв оленя, свора охотничьих псов помчалась к берегу, где и растерзала того, кто некогда был их хозяином.

Джузеппе Чезари (Кавалер д Арпино) - Диана и Актеон
Джузеппе Чезари (Кавалер д Арпино) «Диана и Актеон», около 1600 года
Местонахождение картины: Лувр, Париж, Франция

Диана – одна из самых ярких и колоритных богинь Древнего Рима. Она, как и её “коллега” из Греции, Артемида, принадлежит к числу сложных образов, что известны противоречивыми характерами.

Несмотря на поддержку и покровительство, Диана могла проявлять истинную жестокость, а в ярости могла совершить поистине ужасные вещи. Впрочем, о некоторых своих поступках богиня впоследствии сожалела, однако изменить ситуации это уже не могло. Сочетание жестокости и доброты стало особой “изюминкой” великой охотницы.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий