«Девочка на шаре» – история бродячих артистов в стиле Пикассо

Искусство

В творчестве Пабло Пикассо ярко проявляется многогранность искусства и способность передать с помощью живописи самые разные глубинные аспекты человеческих жизни и характера. Примером необычной, сложной и в то же время понятной для зрителя работы Пикассо стала картина «Девочка на шаре».

Кажущаяся простота этого произведения обманчива. Чем больше смотришь на него – тем больше погружаешься в удивительную атмосферу, где раскрываются не только образы, но и характеры персонажей. Более того, в своей «Девочке на шаре» Пикассо затрагивает глубинные проблемы бытия человека. Чем же эта картина привлекает зрителей? Что можно увидеть на ней? И как она создавалась?

Источник вдохновения

Каждая картина Пабло Пикассо имеет свою неповторимую историю, и «Девочка на шаре» – не исключение. Ещё в начале прошлого века молодой живописец обосновался во французской столице. Он жил на Монмартре, стараясь занять своё место в мире богемы и искусства.

Не стоит воображать, будто юный Пикассо наслаждался роскошью и вольной жизнью. Комната, которую он обустроил под мастерскую, находилась в бедном квартале. В его доме порой было так холодно, что вода замерзала в стаканах. Многие представители богемы, с которыми Пикассо доводилось общаться, были необыкновенными людьми. Однако общество отвергало их, не замечало таланты и глубокие чувства.

В ту пору художник создаёт ряд работ, на которых присутствуют его “коллеги” по искусству – это были актёры, цирковые артисты, танцовщицы. Он старался постичь судьбы каждого из этих людей, причём найти нечто общее в жизнях различных представителей мира богемы.

Пабло Пикассо - испанский и французский художник, скульптор, график
Пабло Пикассо – испанский и французский художник, скульптор, график

Картина “розового” периода

1905 год, когда была создана картина «Девочка на шаре», пришёлся на так называемый “розовый” период в творчестве Пикассо. Живописец запечатлел в своём произведении бродячих артистов. Однако Пабло Пикассо не просто копировал то, что видел в жизни. Нет – это было бы слишком просто для него. Он старался изобразить сочетание простоты и сложности символов, которые так явно присутствуют в его работах.

О “розовом” периоде творчества Пикассо я упомянула неспроста. Это время связано с изображением лёгкости и свежести, грёз и светлых надежд, которыми буквально пропитаны “розовые” картины живописца. Но, как мне кажется, именно «Девочка на шаре» является ярким воплощением совершенства “розового” периода. Кроме того, именно в этой картине собрано то, что так тщательно Пикассо подмечал в мире богемы.

Пабло Пикассо «Девочка на шаре», 1905 год Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия
Пабло Пикассо «Девочка на шаре», 1905 год
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия

Такие необыкновенные персонажи

Но давайте взглянем на саму картину. «Девочка на шаре» демонстрирует нам образы двух людей. Это, как уже было отмечено, артисты бродячего цирка. Но посмотрите, насколько разные персонажи, которых показал нам Пикассо.

На картине – хрупкая изящная девочка, балансирующая на шаре, и атлет, могучий образ которого воплощает мужество и силу. И хотя герои в своём внешнем облике противопоставляются друг другу, не возникает сомнений в том, что между ними поддерживаются тёплые взаимоотношения и, конечно, присутствует взаимная поддержка.

Противопоставление и единство

«Девочка на шаре» – образец совершенной гармонии, выдержанного художником баланса, что, как ни странно, базируется на контрастах. Посмотрите на девочку, которую изобразил Пикассо. Она – воплощение хрупкости. При этом юная артистка знает, как следует стоять на столь ненадёжном предмете, как шар. Она искусно балансирует на нём. Несомненно, труд этот требует немало затрат сил и времени.

Другой герой полотна – атлет. Сама его фигура является полным противопоставлением нежности девочки. Тело молодого мужчины отличается мощью. Атлет неподвижно сидит спиной к зрителю, его поза выражает абсолютное спокойствие. Но в этой расслабленности развитых мышц легко угадать, что и этот человек не понаслышке знает, что такое тяжкий труд циркового артиста.

Фигурка девочки - воплощение хрупкости и изящества
Фигурка девочки – воплощение хрупкости и изящества

Непостижимым образом Пикассо даёт нам понять, что между этими двумя людьми царят взаимопонимание и дружба. Честно признаться, я долго пыталась понять, в чём кроется секрет этого приёма. По сути, перед нами – два персонажа, что не взаимодействуют друг с другом.

Несмотря на это, кажется, будто девочка и атлет – пусть и такие непохожие – являются частью единого целого. Я думаю, тайна шедевра Пикассо кроется в полуобороте атлета и его взгляде, обращённом на девочку.

Несомненно, он поддерживает её, быть может, даже восхищается грацией и хрупкостью, которых нет у него самого. А вот для юной акробатки сильный и мужественный товарищ, без сомнения, стал вдохновителем. Выходит, картина «Девочка на шаре» – своеобразный гимн дружбе, который живописец воссоздал красками.

Атлет является полным противопоставлением нежности девочки. Тело молодого мужчины отличается мощью
Атлет является полным противопоставлением нежности девочки. Тело молодого мужчины отличается мощью

Символы фона в «Девочке на шаре»

Однако в любом произведении искусства не менее важны и второстепенные детали. Обратите внимание на фон. За фигурами атлета и девочки мы видим едва различимые силуэты женщины с ребёнком, собаки и белого коня. Вокруг же простирается безжизненное светлое пространство, отдалённо напоминающее пустыню.

Ни с ареной цирка, ни с закулисьем или комнатой для тренировок фон не имеет ничего общего. Где же находятся наши герои? Ответить на этот вопрос абсолютно точно мог только Пикассо.

Но именно с помощью такого пустынного фона художник показал, какими порой одинокими бывают те самые представители богемы, как тяжело им приходится трудиться, получая в качестве вознаграждения жалкие гроши.

Неустойчивый шар и прочный надёжный куб - ещё один контраст на картине
Неустойчивый шар и прочный надёжный куб – ещё один контраст на картине

В картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре» есть немало интересных и нетривиальных символов. Художник сумел с помощью противопоставления (нежность – мужественность, хрупкость – сила) добиться абсолютной гармонии в образах и подаче. Именно этот искусный приём и сделал «Девочку на шаре» одним из самых знаменитых творений Пикассо.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий