Чур – славянский бог на границе двух миров

Верования

«Чур меня!». Вы когда-нибудь слышали или произносили эти слова? Я впервые услышала данную «таинственную» фразу от бабушки, но тогда была слишком маленькой, чтобы задуматься о том, кто же этот Чур, которого люди вспоминают в моменты испуга или удивления. Да и сама бабуля, думаю, мало мне разъяснила бы о странном Чуре, ведь уже несколько столетий его имя стало лишь иногда используемым междометием. Но давайте всё-таки разберёмся, кто такой Чур, ведь он ведёт свою историю из далёкой древности.

Чур - бог-защитник
Чур – бог-защитник

Старина и современность

В славянском фольклоре, сохранившимся до наших дней, есть забавная песенка. В ней властитель земель по имени Чур спрашивает людей, раздавая им богатые участки земли. «Кому этот?» – вопрошает Чур. В ответ задорно звучит: «Чур, моё!». После этого добрый хозяин земель окружает новый надел пограничными столбами, передавая его в руки хозяину.

И здесь мне поневоле вспоминаются детские игры, где нужно было выбрать что-то съедобное среди посторонних предметов. Ведущий поднимал изображение яблока, а мы кричали: «Чур, моё!».

Выходит, с детского возраста мы участвовали не просто в игре, а в так называемом обряде, посвящённому не просто богу, а покровителю рода – Чуру. Правда, об этом не знал никто.

Чур на страже границ

Издавна славяне почитали Чура как бога-защитника земельного участка. У пограничного столба насыпался бугорок земли, что значило запрет тревожить межу. Тот же, кто рискнул бы перенести столб в иное место, руководствуясь собственными интересами, непременно поплатился бы – Чур не прощал несправедливости и обмана.

Сама же пограничная полоса между полями тоже считалась священным местом. Без разрешения хозяина участка переступать её было запрещено. В честь Чура в дни празднеств, посвящённых ему, люди исполняли гимны, обходя поле по периметру и гоня впереди скот. Нередко Чуру приносили и дары. Для этого достаточно было оставить молоко или мёд у любого их межевых столбов.

«Деревянный» бог Чур

Но, согласитесь, поклоняться столбу было как-то странно, а потому вскоре у границ полей появляются не просто высокие брёвна, а деревянные изображения Чура. По сути, они представляли тот же столб, на котором были искусно вырезаны суровые глаза бога, прямой нос и линии длинной бороды.

Часто такие изваяния украшали орнаментом-оберегом, призванным усилить могущество Чура. Что интересно, и сегодня в нашем языке живут слова, напоминающие о «древесном» облике Чура – например, «чурбан», «чурбак». Учёные нередко сравнивают Чура с древнеримским богом Термом, что также защищал границы земель и был воплощён в столбах у границ полей.

Часто изображения Чура делали на пограничных столбах
Часто изображения Чура делали на пограничных столбах

Защитник от зла

Исследователь-фольклорист А.Афанасьев отмечает и другую, не менее важную роль Чура в жизни наших предков. Он считался олицетворением огня, что пылал в очаге. Таким образом, Чура можно назвать защитником всего рода, покровителем семейства, по сути, очень могущественным домовым.

Чур помогал не только сохранить уют в жилище и принести лад в дом, но и оберегал своих подопечных от злых сил. Вот откуда взялось то самое «Чур меня!».

Если человек был напуган странным явлением, какими-то необъяснимыми, «чертовскими» событиями, он произносил заветные слова. Они воплощали в себе призыв к богу-хранителю. Чур охватывал того, кто просил помощи, невидимым и непроницаемым кольцом, преодолеть которое было не под силу чертям.

Чур – это наши предки

Надо сказать, что Чур не занимал высокое положение среди славянских божеств, однако это не умаляло его роли в жизни людей. Нередко его сравнивали с хранителем тайны границ между мирами. Лишь благодаря Чуру духи из потустороннего мира не пересекали заветной черты, чтобы разрушить мир живых.

Иногда Чура сравнивали с духами умерших предков. Как отмечает в своих работах О.Ключевский, нередко имя Чура приписывали обожествлённому предку семейства или целого рода. Это мы можем заметить в старинном слове «пращур» («предок»).

Древние славяне были мудрым народом с высоким уровнем духовности, а потому верили в могущество душ прародителей. Чур мог принимать облик предков, приходя к человеку во снах и предупреждая его об опасности. Этого бога можно было встретить в поле, неподалёку от межевой черты.

Описывали Чура по-разному: то он принимал облик старика с длинной седой бородой, то становился светловолосым юношей. Главная особенность Чура в самых разных обличьях – яркие глаза цвета неба.

Что примечательно, Чур мог становиться и удивительным зверем – волком с голубыми глазами. Зла этот бог никогда не творил, а к людям приходил с вестями. Иногда за помощью в спасении народа он обращался к Велесу. Уже не раз замечаю, что эти два бога были наиболее близки к проблемам смертных.

Чуров День

Конечно, такой бог-защитник не мог обойтись без праздника, посвящённому ему. Главным днём чествования Чура было 27 июля. В Чуров День, как называлось это празднество, народ отправлялся к межевым столбам с дарами.

Хозяйки варили кутью, которая считалась самым любимым угощением бога. Главы семейств проходили вокруг своих земельных владений, прося бога освятить их поля. Завершался день ужином в семейном кругу, где каждый произносил заветное слово – имя Чура.

Оберег Чура
Оберег Чура

Оказывается, «Чур меня!» в старинном понимании звучало как молитва к древнему богу. И пусть Чур не участвовал в эпических битвах богов, не был покровителем воинов или царей, он довольствовался своим призванием. В защите свыше нуждается не только весь народ, но и отдельные семьи, которые и оберегал Чур. Разговорное упоминание (пусть и неосознанное) об этом боге прошло через многие века, сохранившись до сих пор.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий