Картина Ивана Константиновича Айвазовского “Чесменский бой” была написана больше века тому назад. Несмотря на это, она и сегодня вызывает у людей яркие эмоции, волнует как ценителей искусства, так и знатоков истории. На мой взгляд, это одна из самых ярких, эмоциональных и точных в своей передаче картин с историческим сюжетом.
Интересно, что морские баталии были показаны художником, который не мог присутствовать лично на этом сражении – он родился намного позже. Тем не менее, Айвазовский с присущими ему экспрессивностью и мастерством сумел передать особенности боя на море, показать драматизм самого яркого момента сражения. Что же позволяет нам увидеть «Чесменский бой»? В чём заключается несоответствие между реальными событиями и их отражением на полотне Айвазовского?
Историческая справка
Летом 1770 года в Чесменской бухте произошло сражение между русским и турецким флотами. Две русские эскадры, объединённые под командованием Алексея Орлова, обнаружили в этом месте турецкий флот. Несмотря на преимущество турок, русские сумели использовать тактические и стратегические навыки, которые помогли одержать победу.
Потери турецкой стороны были действительно огромными, а само сражение помогло русским приобрести перевес в русско-турецкой войне. В дальнейшем по приказу Екатерины II был создан Чесменский зал в Большом Петергофском дворце, а через некоторое время возведены Чесменский дворец и Чесменская колонна. Алексей Орлов после столь успешной военной операции стал именоваться Алексеем Орловым-Чесменским.
Самый «морской» художник
Столь знаковое событие в истории России не могло пройти мимо живописцев, которые старались отразить Чесменский бой на своих полотна. Но, конечно, самым ярким и известным воплощением стала картина Айвазовского. Известно, что в 1844 году, за четыре года до создания своей знаменитой работы, Иван Константинович был назначен живописцем Главного морского штаба России.
Он поддерживал дружеские отношения со многими моряками, а командующий флотом высоко ценил заслуги Айвазовского. Факты говорят сами за себя: в 1846 году в Феодосию прибыла целая эскадра, чтобы поздравить мастера с 10-летием творческой деятельности.
Знаковое полотно
Если заглянуть в биографические сводки, можно увидеть, что Иван Константинович родился в 1817 году. Как вы понимаете, присутствовать на сражении в Чесменской бухте он не мог, однако его отображение битвы кажется настолько живым и реалистичным, что поражает наше воображение.
На его полотне изображён кульминационный момент битвы. Кроме того, «Чесменский бой» был своего рода «пограничной» картиной, знаменующей переход Айвазовского в собственном творчестве. И если прежде он тяготел к романтическим пейзажам, то теперь мастера привлекают монументальные образы баталий. Эта смена ориентиров помогла художнику по-новому проявить себя.
Работы Хаккерта и Айвазовского
Если вы интересуетесь военной историей XVIII века, после детального рассмотрения «Чесменского боя» Айвазовского можете заметить некоторые несоответствия. Иван Константинович не стремился придерживаться строгой документальной точности.
Совершенно иные принципы отражены в картине предшественника русского живописца, немецкого пейзажиста Якоба Филиппа Хаккерта. У того в картине «Гибель турецкого флота в Чесменском бою» продемонстрирована долгая и кропотливая работа с документацией и историческими источниками. Хаккерт стремился воссоздать максимально реальную картину боя.
Значит ли это, что творение Айвазовского уступает работе его коллеги? Ни в коем случае. Да, живописцу пришлось расположить корабли ближе друг к другу (всё-таки формат картины требует использования сжатого пространства). Иван Константинович чуть изменил расположение кораблей, однако именно это и помогло выиграть в плане композиционного решения. Для создания «Чесменского боя» Айвазовский использовал свои многочисленные этюды, наброски и эскизы, созданные во время путешествий в Грецию и Малую Азию.
Особенности «Чесменского боя»
«Чесменский бой» Айвазовского наглядно демонстрирует нам прорыв русского флота в Чесменскую бухту. На заднем плане можно заметить тонущие турецкие корабли. Здесь мастерски показан контраст тёмной воды и пламени. Отблески огня озаряют дым, который словно бы смешивается с облаками.
Если взглянуть на передний план картины, заметим флагман русского флота «Три Иерарха», к которому направляется шлюпка брандера Дмитрия Ильина. За «Тремя Иерархами» расположены корабли «Европа» и «Ростислав», а позади них слева – «Не тронь меня». Конечно, в реальности корабли не стояли так близко друг к другу, но именно за счёт «сдвигания» композиции Айвазовский добился максимального эффекта – картина стала гораздо более насыщенной эмоционально, нежели у его предшественника.
Благодаря цветовым контрастам визуальным центром картины кажутся вовсе не русские корабли, а горящий турецкий флот. Он озарён светом пламени, которое создаёт некий адский пейзаж в сочетании с бледным лунным светом и тёмной водой.
«Чесменский бой» Ивана Константиновича Айвазовского позволяет нам перенестись во времени, словно вживую увидев жуткую и одновременно вдохновляющую картину. Полотно, как и сама битва, стало символом доблести русских воинов, силы русского флота и мужества моряков. Именно «Чесменский бой» позволяет увидеть ужасы и жуткую красоту морского сражения.