Впервые «Девчат» я посмотрела, когда училась в начальной школе. И с тех пор пересматривала этот фильм раз двадцать, наверное. Знала, что «Девчата» были сняты по одноименной «производственной» повести Бориса Бедного, но все никак не могла прочитать книгу.
А когда наконец-то прочла, очень удивилась (даже разочаровалась местами), ведь сюжет книги не так легок и ироничен, герои не так оптимистичны и вообще малопривлекательны. Да, фильм идеализирует советскую действительность, но, может, именно этим он и хорош. Реальные «Девчата» отличаются от фильма, более приближены к реальности.
Книжный и киношный образы Тоси Кислициной
В аннотации к книге Б. Бедного главная героиня Тося представлена ершистой детдомовской девочкой, чье появление в сибирском поселке круто меняет жизнь главных персонажей. Мы привыкли ассоциировать образ Тоси с героиней, которую сыграла Надежда Румянцева. Однако этот образ был списан не только с книжной Тоси, но и с реального человека.
В книге Кислицина – простая, необразованная и местами даже грубая девушка. Она со скандалом уволилась из совхоза, была домработницей в интеллигентной семье, но не смогла поладить с хозяевами. Потом Тося случайно попадает на кухню леспромхоза. Она совсем не дипломированный специалист, ее берут только из-за того, что ехать в сибирский поселок квалифицированные повара не хотят.
Однако режиссер видел киношную Тосю другой. Юрий Чулюкин «выдал» Тосе диплом. Он сделал ее более наивной и обезоруживающе искренней, убрал неблаговидную рабочую биографию. От книжной Тоси Кислициной в фильме остался, пожалуй, только юный возраст и бойкий характер героини.
Надежда Румянцева рассказывала, что «списала» образ со своей знакомой. Девушка однажды рассказала актрисе о своих детдомовских буднях. Во время рассказа она скромно сидела на стуле в легком простеньком пальто и шапке-ушанке. Румянцева подумала, что именно такой и должна быть ее Тося.
Другая история Анфисы и Нади
Инна Макарова, исполнившая роль Нади, отказалась идти на премьеру фильма из-за того, что ей не понравился образ героини в картине. Пожалуй, это единственный киношный образ «Девчат», который менее привлекателен, чем книжный. Режиссер вообще видел Надю такой тихоней, которая смиряется с судьбой и не ропщет на жизнь.
В книге Надя замкнутая женщина, которая все время «думала про себя одну невеселую думу». Но все же в ней был стержень. В конце она все-таки отвергает Ксан Ксаныча.
Инна Макарова попыталась сделать характер героини более сложным и неоднозначным, и даже финальная сцена героини была снята по книге. Но позже Чулюкин вырезал все сцены, которые противоречили его задумке.
А вот книжная Анфиса – трагический персонаж. Если в фильме Анфиса ведет себя как королева, знающая себе цену, то в книге она привыкает к роли «красивой игрушки».
Она ранимая и добрая женщина, считающая, что недостойна выйти замуж за хорошего человека. Поэтому в финале сбегает от инженера Дементьева. Она понимает, что Дементьев захочет семью и детей, а Анфиса не сможет родить ребенка из-за раннего аборта.
Фильм – комедия, книга – драма
Когда я читала книгу, все ждала, когда же начнется та искрометная комедия, которая была показана в фильме. И вроде многие комичные эпизоды повторяются, но общий тон повести какой-то печальный и обреченный.
Книжные девчата так и не уживаются вместе. Они постоянно ссорятся. Мама Вера ненавидит Анфису из-за того, что муж изменил ей с такой же красавицей, как ее соседка. Девчата не уважают маму Веру за ее старомодные взгляды.
Надя почти всегда хмурая и замкнутая, мало общается с соседками по комнате. Тося совсем не склонна к сантиментам и мало сочувствует новым знакомым. Только Катя, как и в фильме, обладала дружелюбным и легким характером. Лишь в начале казалось, что она завидует Тосе. Кстати, линия ее персонажа перешла в фильм почти без изменений.
Мне кажется, за оптимизм в книге отвечают только Тося Кислицина и Илья Ковригин. Их счастливая история открывает глаза остальным героям на их собственные жизни. Однако ни история Анфисы, ни мамы Веры, ни Нади так и не заканчиваются счастливо. Будто должно было быть продолжение, но его нет. Вообще, мне не очень понравилось это четкое разделение в книге на хороших и плохих, счастливых и несчастных.
Представьте, в 60-е, когда режиссер Юрий Чулюкин готовился к съемкам «Девчат», худсовету сюжет показался слишком бытовым и «мелковатым» для советского экрана. А сейчас смотришь этот фильм как сказку. И тоже хочется оказаться в сибирском леспромхозе, растопить печь в избе и, как Тося Кислицина, заварить горячий чай и намазать огромную булку вареньем.
И советскому зрителю фильм сразу понравился. Я думаю, это произошло именно потому, что Юрий Чулюкин отошел от слишком жизненного сюжета книги и снял настоящую советскую сказку.