Былина о Добрыне и Марине – как ведьма едва не стала женой богатыря?

Сказания

О русских богатырях есть немало былин, однако и среди них порой встречаются достаточно «экзотические», известные далеко не каждому. Не секрет, что часто такие сказания передают не только вполне реальные исторические события, обрамляя их в художественную форму, но и поучительные мотивы. Одну из таких былин я и хочу рассказать.

Её главные герои – знаменитый Добрыня Никитич и ведьма Марина (Маринка), которая сумела победить богатыря не силой, а чарами. К чему же приводит ослушание матери даже для самого сильного человека своего времени? Как удалось Добрыне освободиться от проклятия? И чей образ был воплощён в описании коварной колдуньи?

Былина о Добрыне и Марине - одна из самых необычных в русском фольклоре
Былина о Добрыне и Марине – одна из самых необычных в русском фольклоре

Роковой выстрел Добрыни Никитича

Выдающийся критик В.Г.Белинский называл эту былину одной из самых интересных, и здесь не могу с ним поспорить. Начинается она с разговора Добрыни и его матери, Ефимьи Александровны. Женщина просит сына быть осторожным и, гуляя по Киеву, не заходить на «страшный» переулок.

Она объясняет, что живёт там Марина Кайдальевна (в некоторых источниках Игнатьевна). Она не просто королевична, но и ведьма, что немало людей успела погубить. Все тот переулок стороной обходят. Как вы думаете, послушался ли матери наш герой? Конечно, нет, что правильно – не то былины такой и не было бы.

Впрочем, не судите строго Добрыню. Прогуливаясь по улицам Киева, не забывал он о словах матери, но вдруг попалась ему на глаза пара птиц. Чудесные белоснежные голуби сразу же обратили на себя внимание богатыря.

Понял он, что это не простые птицы, а проделки злых сил. Последовал он за голубями, а сам уж лук натягивает. Вылетела вверх стрела Добрыни, но птицы упорхнули, а она скрылась за ставнями высокого терема. Это и был дом той самой ведьмы Марины.

Марина - киевская ведьма
Марина – киевская ведьма

Соблазнительница Марина

Нужно было богатырю стрелу вернуть, во и отправился он к недоброму дому. Тут же навстречу ему красавица выходит. Донеслись до Добрыни сладкие речи хозяйки, что в весьма откровенной форме обольщать его принялась: «Сделаем, Добрынюшка, со мной любовь!».

Может быть, простого купца или воина подобное обращение и смутило бы, но богатырь стойко выдержал атаки соблазнительницы, заявив ей, не любовник он для неё, а пришёл сюда только стрелу забрать.

Уходит богатырь со двора, а Марина в ярости начинает шептать тёмное заклинание. Мне оно напомнило традиционный приворот, обращение к душе богатыря, что отныне должна по ведьме огнём гореть. Увы, не сумел Добрыня противостоять колдовству.

Вскоре видим мы, как богатырь возвращается к дому Марины, едва не падает в ноги колдунье, умоляя простить его и вернуть свою благосклонность. Да только сильно обидел Добрыня ведьму своим изначальным равнодушием.

Снова ворожит Марина, после чего превращается он в златорогого тура. Обезумевший и испуганный, богатырь в образе тура помчался по полям. Немало бед натворил он, немало разрушений принёс людям. Уничтожил он стада коров и даже растоптал табун коней.

Когда узнаёт о бесчинствах животного хозяйка владений, где несчастный тур вершит козни людям, начинает догадываться оно, что непростое животное перед нею.

Дело в том, что поля эти принадлежали Авдотье Ивановне, родной тётке Добрыни. Авдотья славилась как знахарка и целительница, а потому тоже имела представление о колдовских чарах. Понимает она, что вовсе не тур носится по полям, а проклятый злой Мариной племянник.

Находчивая тётушка отправляется к Марине в образе сороки, обвиняет ту во многих проделках и угрожает ей. По сути, у обличённой ведьмы не было выбора, однако и здесь Марина оказалась коварнее прочих героев.

Победа над злом

Колдунья тоже принимает облик сороки (эта птица считалась покровительницей магии и ведьм), после чего летит к заколдованному туру. Требует она, чтобы Добрыня женился на ней – лишь тога она вернёт ему человеческое обличье. Измученный богатырь соглашается, после чего снова становится самим собой.

И вот уже затевается свадьба Добрыни. Марина потешается над ним, снова используя колдовство, однако и богатырь не так прост.  Говорит он слугам своим, чтобы в тот миг, когда попросит у них вина, подали ему саблю острую. Во время пышного пиршества Добрыня произносит условную фразу, после чего быстрым ударом сабли отрубает голову своей ведьме-невесте.

Хочу заметить, что гости из-за такого поворота событий скорби не испытали. Напротив – Добрыня стал славиться как освободитель Киева, а люди перестали бояться проделок колдуньи, что погубила многих мужчин.

Кто она – Марина?

Такой финал у этой былины. Я хочу подчеркнуть, что поступок Добрыни не стоит воспринимать как жестокое убийство женщины. Здесь Марина – это не столько женский персонаж, сколько воплощение сил злых и тёмных.

Исследователи считают, что образ Марины был создан из описаний древнеславянской богини смерти и холода Морены (есть даже созвучие имён). Позднее ведьму из былины стали сравнивать с Мариной Мнишек, которую в народе называли колдуньей и «Маринкой безбожницей». Некоторые поверья даже рассказывают, будто Мнишек сбежала из заточения, обернувшись птицей ведьм, сорокой.

Образ ведьмы Марины мог быть списан с Марины Мнишек
Образ ведьмы Марины мог быть списан с Марины Мнишек

Эта былина, как и многие другие рассказывает о победе богатыря над злом и злыми чарами. Здесь немалую роль играют помощники Добрыни, что выступают на стороне справедливости и светлых сил. В былине о Добрыне и Марине есть интересная особенность: противник предстаёт не страшным зверем или вражеским воином, а привлекательной молодой женщиной.

Так история эта словно предупреждает нас о том, что у тёмных сил могут быть самые разные обличья. Несмотря на то, что я пересказала былину, всё же рекомендую вам её перечитать в стихотворном изложении. Оно поможет ещё глубже понять суть этого предания.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий