Когда иностранцев спрашивают, как они представляют себе Россию, ответ часто звучит так: «Много берёз». Эти деревья действительно стали символом нашей страны, причём нашли отражения во многих произведениях искусства, самым известным из которых стала картина Архипа Куинджи «Берёзовая роща». Неслучайно её называют самой известной работой живописца.
В «Берёзовой роще» отразились основные особенности стиля Куинджи, а главное – она стала вершиной творчества художника. Обычно зрителя интригуют особенности написания батальных сцен или неординарных работ, но эта картина притягивает своими спокойствием и гармонией, пронизывающей полотно. От себя хочу отметить, что знакомство с ней окажется не менее интересным, нежели «погружение» в картину с изображением битв или бытовых сцен. Что же может «рассказать» нам знаменитый пейзаж Куинджи?
Немного предыстории
Работать над «берёзовой темой» своих работ Архип Куинджи начал ещё в 1876 году. Как считают искусствоведы и ценители творчества живописца, основой для появления его знаменитой картины могла стать другая работа художника – «Сосновый лес с речкой».
От себя хочу отметить, что присмотревшись внимательнее к «Сосновому лесу с речкой», можно заметить, что композиционно (и даже в некоторых особенностях передач света) она близка работе Ивана Шишкина «Корабельная роща». В то же время в работе Куинджи проявились уникальные черты живописи художника.
Появление картины
Свою «Берёзовую рощу» Куинджи создал специально к седьмой выставке Художественного передвижного общества, которая проходила весной 1879 года. Вместе с этой работой художник представил ещё два своих полотна – «После дождя» и «Север». Примечательно, что именно Куинджи задержал открытие выставки, причём его коллега Крамской писал:
“Куинджи задерживает, а у него вещи слишком значительные, чтобы не обратить внимания”.
Впрочем, началась выставка всё-таки без работ Куинджи, которые появились лишь спустя два дня после открытия. Примечательно, что немногие из коллег дали положительную оценку произведениям живописца. Большинство восприняли его работы как нечто само собой разумеющееся. Тот же Крамской сдержанно отмечал:
“Куинджи картины выставил и не попортил, хотя и не улучшил”.
Восторг и критика
Однако на публику новые картины мастера произвели огромное впечатление. Особенное место в сердцах критиков и зрителей заняла «Берёзовая роща», которой суждено было войти в историю, став самой известной работой Куинджи. Впрочем, далеко не все живописцы разделяли мнение Крамского. Выдающийся коллега Куинджи Иван Шишкин заметил:
“Это не картина, а с неё картину можно писать…».
Впечатление от «Берёзовой рощи» действительно способно поразить воображение. При взгляде на полотно и вовсе может показаться, будто смотришь не на картину, а в волшебное окно, выходящее прямо со стены галереи к берёзовому лесу. Художник Владимир Орловский говорил:
“Я никогда не думал, не воображал, чтобы можно было довести картину до такого рельефа. Это — не картина, а натура”.
Однако, как часто бывает с выдающимися произведениями искусства, далеко не все их понимают и принимают. Такой мирный пейзаж, как «Берёзовая роща» Куинджи, вызвал настоящие страсти в среде живописцев. Более того, в газете «Молва» появилась статья с жёсткой критикой работ мастера. Правда, автор предпочёл остаться неизвестным, подписавшись псевдонимом «Любитель». Он написал следующее:
“Кто сколько-нибудь наблюдал в природе те отношения тонов, которые даёт солнечный свет, кто сколько-нибудь изучал законы переходов одного тона в другой при различных световых эффектах, тот согласится, что световые эффекты в картинах Куинджи утрированы и совершенно неверны”.
Особенности «Берёзовой рощи»
Как бы то ни было, но «Берёзовая роща» действительно стала одной из самых известных и колоритных работ русских живописцев. В 1882 и 1901 годах Архип Куинджи устраивал персональные выставки, где были представлены другие варианты (всего их было три) картины «Берёзовая роща». Надо признать, что вторая и третья работы выглядят ещё колоритнее первой. На мой взгляд, наиболее «сочным» в плане оттенков и натуралистичным в воплощении оказался третий вариант, написанный в 1901 году.
Чем же «Берёзовая роща» смогла покорить публику? Как мне кажется, этот романтический пейзаж буквально пронизан живостью и красотой. Картина словно бы дышит, раскрываясь перед нами удивительными красками природы, запечатлёнными на полотне. Живописец мастерски использует оттенки зелёного цвета, который великолепно контрастирует с освещением. Неповторимость «Берёзовой роще» придаёт и ручей, который становится своего рода «осью симметрии» на полотне. Благодаря этому кажется, что перед нами соединены две части единого целого. Кроме того, художник сумел «уловить» взгляд зрителя, которого «ведёт» до самого горизонта.
Мы словно гуляем по берёзовому лесу вместе с автором картины. Каждая деталь выписана тщательно и аккуратно (даже муравейник), что позволяет предположить: Куинджи мог писать «Берёзовую рощу» по памяти, воссоздавая виденный им пейзаж.
«Берёзовая роща» неспроста стала одной из самых популярных работ Куинджи, принесших ему успех. Эта картина позволяет нам не только оценить её как произведение искусства, но и в своём воображении прогуляться по залитому солнечным светом лесу, послушать журчание ручья и пение птиц. «Берёзовая роща» Архипа Куинджи – по-своему волшебная картина, которая дышит ароматами леса.