«Бар в «Фоли-Бержер» – картина-загадка Эдуарда Мане

Искусство

Эдуард Мане написал свою знаменитую картину «Бар в «Фоли-Бержер» уже на закате лет. В ту пору он тяжело болел, однако созданное им творение оказалось по-настоящему особенным и уникальным. Это произведение не похоже на другие работы Мане. Многие картины мастера отличаются недвусмысленностью и лаконичностью.

Однако «Бар в «Фоли-Бержер» таит в себе немало загадок. Искусствоведы до сих пор пытаются разгадать тайны Мане, ответить на вопросы, которые задаёт его картина. При этом место действия происходит в известном до сих пор кабаре-варьете «Фоли-Бержер». Именно в этом месте художник любил проводит свободное время. Видно, что написано оно с теплотой. Однако «Бар в «Фоли-Бержер» продолжает оставаться загадкой для многих из нас. Что за девушка изображена на картине? Какие символы можно заметить на этом полотне Мане?

Когда и где написана картина?

«Фоли-Бержер» – варьете и кабаре, расположенное в Париже по адресу Рише, 32. Два века тому назад это заведение пользовалось популярностью у парижан и гостей города. Часто бывал здесь и Эдуард Мане. Именно это место изображено на картине «Бар в «Фоли-Бержер», которая стала последней работой Мане, представленной на Парижской выставке.

Это произведение было написано в 1882 году, причём наброски к будущему шедевру художник делал прямо в заведении. Для картины позировали барменша Сюзон и военный художник Анри Дюпре, близкий друг Мане. Что интересно, изначально на первом плане картины должны были находиться барменша и клиент, беседующие друг с другом. Эту основу можно заметить как на эскизах, так и на рентгеновском снимке «Бара в «Фоли-Бержер». Однако Мане решил изменить композицию картины, придав ей гораздо более глубокий смысл.

Эдуард Мане «Автопортрет с палитрой», 1878-1879 годы Местонахождение: Частная коллекция
Эдуард Мане «Автопортрет с палитрой», 1878-1879 годы
Местонахождение: Частная коллекция

Девушка на картине

Итак, давайте же взглянем на эту работу живописца. Конечно, в первую очередь, внимание привлекает сама барменша. Мы видим в центре картины миловидную девушку, которая с грустью взирает на нас. Удивительно, насколько она отличается от шумной толпы, сидящей за столиками кафе и поедающей всевозможные угощения. Множество посетителей отражается и в зеркале, расположенном у стойки.

При этом несложно понять, что главная героиня чем-то озадачена или даже огорчена. Если присмотреться, то можно даже заметить слёзы в её глазах. Она кажется воплощением одиночества, а граница между девушкой и посетителями кафе кажется действительно непреодолимой. О чём думает барменша? Из-за чего она грустит? Наверное, у каждого есть свой ответ на этот вопрос.

Эдуард Мане «Бар в «Фоли-Бержер», 1881-1882 годы Местонахождение: Институт искусств имени Курто, Лондон, Великобритания
Эдуард Мане «Бар в «Фоли-Бержер», 1881-1882 годы
Местонахождение: Институт искусств имени Курто, Лондон, Великобритания

Два мира

Однако не меньше загадок таит в себе отражение, которое мы видим в зеркале. На нём напротив девушки мы видим мужчину. Учитывая то, насколько незначительным кажется расстояние между ними, разговор посетителя с барменшей вполне может носить весьма интимный характер. Более того, в отражении зеркала наклон головы и даже осанка девушки не кажутся дисгармоничными по отношению к окружающей весёлой обстановке.

Согласитесь, в варьете даже обслуживающему персоналу стоит улыбаться и стараться создать радостное настроение у клиента. Однако девушка в реальности и её отражение словно бы передают совершенно разные эмоции. И здесь, как мне кажется, заключается та самая гениальность Мане, которую он так ярко воплотил в своей работе.

Художник показал видимость, которая специально создаётся для клиентов, и истинную суть. Он словно бы призывает нас задуматься, что даже у людей, призванных дарить радость, может быть неспокойно на душе, они такие же, как и все остальные. Хотя, конечно, внешне это вряд ли можно заметить.

Кроме того, внимание привлекает и расположение бутылок на барной стойке. Оно отличается от того, что мы видим в отражении. К слову, на одной из них есть подпись автора – «Мане, 1882». Но зачем автор по-разному изобразил бутылки? Думаю, никому в голову прийти не может, что Мане просто ошибся – уж явно такой оплошности живописец не допустил бы. И здесь есть самые разные предположения.

Одна из версий говорит, что Мане изобразил два «параллельных мира» – истинный и видимый. По сути, и девушка, и сама обстановка вокруг неё значительно различаются, потому что словно бы находятся в разных реальностях. Прямо перед нами – настоящий мир, а вот в отражении – наигранный вариант, который требуется выбирать в качестве «этикетки» для посетителей кафе.

«Фоли-Бержер» - знаменитое варьете и кабаре в Париже / © Jason Whittaker / flickr.com
«Фоли-Бержер» – знаменитое варьете и кабаре в Париже / © Jason Whittaker / flickr.com

Другие версии

Есть и другое предположение и, на мой взгляд, оно не менее интересное. Некоторые искусствоведы считают, что в отражении мы видим прошлое. Возможно, это даже некий намёк на настоящую историю барменши Сюзон. Не исключено, что Мане показал нам воспоминания девушки о том времени, когда она была влюблена, беззаботна и счастлива. К сожалению, настоящее кажется уже совсем не таким лучезарным. Наверное, речь идёт о несчастливой истории любви. Кроме того, в те времена официанток и работниц бара в варьете называли девушками, которые «подают и напитки, и любовь».

Не меньше загадок даёт и рентгеновский снимок картины. На нём видно, что девушка держит руки сложенными на животе. Что это – обыкновенный жест или намёк на «интересное положение» барменши? Если последнее, то становится ясно, что так опечалило девушку и почему в её глазах стоят слёзы, а в воспоминаниях, отражённых зеркалом, есть молодой человек. Впрочем, в дальнейшем Мане решил изменить позу барменши, оставив и без того немало загадок.

Возможно, на загадочном отражении в зеркале мы видим прошлое барменши Сюзон
Возможно, на загадочном отражении в зеркале мы видим прошлое барменши Сюзон

Интересно, что этюд к картине «Бар в «Фоли-Бержер», написанный в 1881 году, не имеет тех глубины и сложности, которые получил окончательный вариант произведения. Здесь и сама девушка правильно отражается в зеркале, и смотрит она на посетителя вполне обыкновенно. Итоговый же вариант полотна Мане заставляет нас поломать голову над многими загадками.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий