«Аврора и Кефал» – очаровательная похитительница на картине Герена

Искусство

Какая из древнегреческих богинь, на ваш взгляд, самая прекрасная и юная? Наверное, многие в качестве «Прекраснейшей» действительно выбрали бы Афродиту, однако сами греки считали, что не меньшим очарованием обладает красавица Эос (в римском варианте – Аврора). Бесконечно обворожительная и никогда не стареющая, она в образе зари каждое утро появлялась на небосклоне. При этом сама Аврора нередко позволяла себе вольности, и один из таких эпизодов мы видим на картине «Аврора и Кефал» Пьера Герена.

В качестве сюжета для своего полотна французский живописец выбрал традиционный мифологический сюжет, однако изобразить героев решил по моде своего времени – так, чтобы образы были понятны зрителю. Тоненькая фигурка Авроры и её наряд мало напоминают античные изваяния богинь, но позволяют погрузиться в волшебный мир преданий и древних легенд. Итак, что же мы видим на картине? И что на сей раз умудрилась сделать любвеобильная богиня зари?

Мастер неоклассицизма

Пьер Нарсис Герен считается одним из самых успешных представителей позднего неоклассицизма. Живописец признавал исключительно античную красоту, однако среди его учеников было немало приверженцев иных стилей. Как опытный педагог, Герен не пытался навязывать подопечным собственное мнение, а лишь помогал развивать их таланты.

Уже первые картины Герена вызвали одобрение критиков и даже были воспеты классиками. Немало поэтов вдохновлялось образами, созданными Гереном. Да-да, свои произведения литераторы посвящали не столько определённым героям, сколько их изображениям на полотнах Герена. В 1810 году французский мастер приобрёл собственную мастерскую, что стало новым этапом в его творчестве. Теперь он ещё больше погрузился в мир античных преданий и истории.

Франсуа Бушо «Портрет Пьера-Нарсиса Герена», 1830 год Местонахождение: Версальский дворец, Франция
Франсуа Бушо «Портрет Пьера-Нарсиса Герена», 1830 год
Местонахождение: Версальский дворец, Франция

Похитительница сердец

Но давайте же взглянем на картину «Аврора и Кефал», которая как раз была написана в тот период, когда автор обзавёлся мастерской и уже мог не ограничивать свой полёт фантазии. Что же изображено на ней? Чтобы лучше понять это, стоит заглянуть в «Метаморфозы» Овидия, который пересказывает древнегреческое предание в несколько переиначенном, римском варианте.

Аврора была прекрасной богиней зари, которая каждое утро озаряла своим сиянием небосвод и дарила людям радостную весть о наступлении нового дня. Очаровательная и вечно юная, она не лишала себя вполне «земных» радостей, используя свои чары и на богах, и на смертных мужчинах.

Пьер Нарсис Герен «Аврора и Кефал», 1810 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Пьер Нарсис Герен «Аврора и Кефал», 1810 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Любовь к Кефалу

Единственной «осечкой» оказались чувства к Кефалу. Тот был царевичем Фокиды и, казалось бы, при одном только взгляде на Аврору должен был воспылать к ней страстью. Но этого не произошло. Секрет был в том, что у Кефала была возлюбленная Прокрида, причём влюблённые дали друг другу клятву в вечной верности. Кефал действительно очень любил свою избранницу – настолько, что божественно прекрасная Аврора не смогла тронуть  его сердца.

Потерпев неудачу, богиня зари не опустила руки. Она решила действовать иначе. Похитив Кефала, она предложила ему испытать верность Прокриды и переодеться иноземцем. Явившись к возлюбленной под видом богатого странника, Кефал сумел соблазнить её. Когда Кефал открыл свой облик «изменнице», та вынуждена была бежать в соседнее царство. Сам же Кефал понял, что Аврора была права и ответил взаимностью на чувства богини.

Аврора поднимает руками пелену-ночь, которая укрывает мир
Аврора поднимает руками пелену-ночь, которая укрывает мир

Две картины

Но вся история, рассказанная мной, произойдёт в будущем. На картине «Аврора и Кефал» мы видим лишь её начало, а именно – момент перед похищением Кефала. Аврора, странствующая по небу, сумела отыскать на земле спящего красавца, после чего спустилась к нему и похитила, унеся в свои чертоги. Овидий так рассказывает о моменте встречи Кефала и Авроры:

«Тут, над Гиметом взойдя, с постоянно цветущей вершины,
Тьму отогнав, золотая меня вдруг видит Аврора
И увлекает к себе…»

Картина «Аврора и Кефал» была выполнена Гереном в двух вариантах. Первый появился в 1810 году и вскоре был выставлен в Парижском салоне, где вызвал восторг публики. Вторая версия была написана годом позже для Николая Юсупова. Князь попросил Герена создать два полотна для его дворца, и парой к «Авроре и Кефалу» стала работа «Морфей и Ирида».

Второй вариант картины Пьера Нарсиса Герена «Аврора и Кефал», 1811 год Местонахождение: ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва, Россия
Второй вариант картины Пьера Нарсиса Герена «Аврора и Кефал», 1811 год
Местонахождение: ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва, Россия

Особенное отличие между картинами – это положение амурчика. В первом варианте он находится рядом с Авророй и держит спящего за руку. А во втором он опустился прямо на ложе к Кефалу и смотрит на облака. Маленький крылатый бог является и верным помощником Авроры, и символом её любви к Кефалу.

На своей картине Герен не только продемонстрировал сюжет известного мифа, но и показал суть самой богини зари. Только всмотритесь в верхнюю часть полотна – Аврора поднимает своими руками пелену-ночь, которая укрывает мир. Именно такой её видели древние греки и римляне. Богиня, появляясь на небосводе, срывала покрывало сна и темноты, озаряя мир собой. Само небо предстаёт перед нами словно плотная чёрная ткань, укрывающая мир. Прекрасная Аврора с лёгкостью поднимает её над Кефалом. И в этом кроется символ могущества и силы прекрасной и вечно молодой богини.

Положение амурчика на первом (слева) и втором вариантах картины разное, но в обоих случаях он - верный и надёжный помощник Авроры
Положение амурчика на первом (слева) и втором вариантах картины разное, но в обоих случаях он – верный и надёжный помощник Авроры

«Аврора и Кефал» – картина Пьера Герена, в которой чувствуется лёгкость и некая «воздушность» изображения. Художник погружает нас в удивительный мир античного предания, позволяя увидеть одну из историй любви, которые были воспеты поэтами и стали источником вдохновения для древних авторов. Молодость, красота, любовь – всё это соединяется на одном полотне. Неудивительно, что «Аврору и Кефала» Герен создал в двух вариантах – вероятно, сама эта история долго не «отпускала» и самого автора, который проникся ею.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий