«Аполлон и Дафна» – совершенное творение Бернини

Искусство

Античным сюжетом, изображённым в живописи или скульптуре, сложно удивить, однако порой встречаются такие работы, которыми можно невольно залюбоваться. Среди произведений искусства, посвящённых древнегреческим преданиям, выделяется работа мастера итальянского барокко Джованни Бернини «Аполлон и Дафна».

В этой работе есть всё, что особенно приятно глазу – и изящество, и реалистичность изображённых фигур, и нежная красота, запечатлённая в мраморе, и высочайшее мастерство автора. А главное – эта скульптура рассказывает нам историю, известную ещё в античные времена. Бернини вдохновился преданием об Аполлоне и решил передать его в собственной утончённой манере. Надо признать, что лучшей «иллюстрации» к мифу в мире не найти. Итак, что же известно о творении Бернини? И почему на наших глазах разворачивается настоящая драма?

История создания

Взглянув на скульптуру «Аполлон и Дафна», можно предположить, что её создал уже немолодой автор, имеющий огромный опыт – настолько впечатляет работа, проделанная с мрамором. Однако на самом деле на момент создания произведения Джованни Бернини было немногим более двадцати лет.

Юный мастер достаточно быстро стал популярным и вскоре уже получал заказы от весьма знатных особ. Летом 1622 года к Бернини прибыл кардинал Шипионе Боргезе, который попросил выполнить несколько работ на его усмотрение. Последней в серии произведений для Боргезе стала скульптура «Аполлон и Дафна».

Вельможа был известным коллекционером произведений искусства. Для своих приобретений он даже построил виллу-музей. При этом именно благодаря Боргезе молодой скульптор так быстро возвысился. Увидев его первые работы, кардинал был впечатлён, после чего стал одним из главных заказчиков мастера и его покровителем.

Джованни Лоренцо Бернини «Автопортрет», 1623 год Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Джованни Лоренцо Бернини «Автопортрет», 1623 год
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Начало работы

Но чтобы приступить к работе, требовался материал. Джованни отправился в Лацио, где нередко продавали ценные куски камня. Именно там он увидел у одного из купцов глыбу каррарского мрамора. Надо признать, что материал имел некоторые недостатки, но на более качественный товар у Бернини просто не было средств. Ему и так пришлось заплатить целую сотню скуди из собственного кошелька. Кстати, эти расходы ему Боргезе возместил в полном объёме.

На телеге камень привезли к мастерской скульптора, которая располагалась в базилике Санта-Мария-Маджоре. При этом в процессе работы с блоком требовалась помощь рабочих, которые периодически переворачивали камень. Искусствоведы считают, что Бернини работал с мрамором, постепенно переворачивая его. Благодаря этому получилась «круглая» скульптура, на которую можно смотреть под любым углом и с любой стороны.

Джованни Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна», 1622-1625 годы Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Джованни Лоренцо Бернини «Аполлон и Дафна», 1622-1625 годы
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Легенда об Аполлоне и Дафне

Но что же вдохновило Бернини? В ту пору были особенно популярны сюжеты из античных мифов. В одном из рассказов в «Метаморфозах» Овидия мы можем увидеть историю о любви, страхе и превращении. Согласно преданию, в давние времена в лесах Эллады обитала красавица-нимфа Дафна. Она дала обет безбрачия, посчитав своим долгом служение богам.

Но когда Дафна в очередной раз подносила дары небожителям, её заметил Аполлон. Прекрасный бог солнца и искусств, главный красавец Олимпа, он был поражён ослепительным очарованием девушки. Аполлон спустился на землю и решил познакомиться с Дафной. Вот только нимфа была испугана взглядом бога, горящим страстью. Более того, она и представить не могла, что перед ней – сам Аполлон. Решив, что это обыкновенный смертный, она бросилась бежать. Преследователь мчался за ней, уговаривая остановиться и выслушать его, но это лишь ещё сильнее пугало девушку.

Бедная Дафна, не помня себя от страха и замечая, что преследователь уже совсем близко, взмолилась к богам. Она просила превратить её в дерево, чтобы не достаться настойчивому ухажёру. Её мольбы были услышаны. Овидий пишет:

«Лик мой, молю, измени, уничтожь мой погибельный образ!

Только скончала мольбу, — цепенеют тягостно члены,

Нежная девичья грудь корой окружается тонкой,

Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви…»

Когда Аполлон оказался на месте, где только что была красавица, он увидел лишь изящное деревце. Это был благородный лавр. Из глаз бога полились слёзы – он понял, что сам погубил свою любовь. Обняв нежные ветви, он сказал, что отныне никогда не расстанется с ними. И действительно, лавровый венец стал своего рода «короной» Аполлона.

Скульптура отражает драматичный момент превращения девушки в лавровое дерево
Скульптура отражает драматичный момент превращения девушки в лавровое дерево

Скульптура-совершенство

Именно этот, яркий и драматичный момент преследования, изобразил в своём произведении Бернини. Неудивительно, что скульптура сразу получила восторженные отзывы. Едва увидев её, современники Бернини принялись писать хвалебные отзывы, восхищаясь совершенством работы и виртуозной подачей мифологической истории. Не остались в стороне и критики. Леопольдо Чиконьяра, нередко дававший весьма сдержанную оценку произведениям искусства, на этот раз не скупился на слова:

«Поистине можно сказать, что это замечательная работа в отношении техники искусства: корни у ног, и волосы, и ветви, и листья, и развевающиеся ткани, так это легко вылеплено, что вы действительно слышите, как эти лавры шипят на ветру, забывая о твёрдости материала, уподобленному гибкому воску с неподражаемым совершенством».
Динамичную и сложную скульптуру Бернини можно рассматривать со всех сторон - она удивляет своим совершенством
Динамичную и сложную скульптуру Бернини можно рассматривать со всех сторон – она удивляет своим совершенством

И действительно, «Аполлон и Дафна» Бернини – необыкновенная скульптура. Честно признаться, не могу даже представить, как из глыбы мрамора могла получиться такая вдохновляющая, совершенная красота. Наверное, именно поэтому творения мастера так ценились. Он действительно умел «оживлять» мрамор, превращая его в прекрасное творение, ставшее бессмертным сокровищем мира искусства.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий