«Амур и Психея» – два удивительных творения Кановы

Искусство

Лувр неслучайно называют местом, где можно увидеть ценнейшие и прекраснейшие произведения искусства. Наверное, здесь каждый найдёт то, что ему близко по вкусу. Но, как мне кажется, есть среди скульптур знаменитого музея творение, способное очаровать практически любого человека – это «Амур и Психея» Антонио Кановы.

Далеко не все знают, что эта работа была выполнена мастером в двух вариантах, совершенно не похожих друг на друга. И если в первом случае мы видим воплощение грации и чувственности, то второй олицетворяет нежность и сердечную привязанность героев. Каждый из вариантов прекрасен и, бесспорно, совершенен. Что же известно о создании «Амура и Психеи»? Почему этому творению удаётся заворожить нас, притягивая к себе внимание?

Миф об Амуре и Психее

Начиная свой рассказ о творении Кановы, я хочу отметить, что сюжет, который продемонстрировал нам мастер, был популярен в далёком прошлом. В Древней Греции миф об Амуре и Психее знал практически каждый. Его можно назвать захватывающей и трогательной историей любви, которая способна преодолеть любые препятствия.

Интересно, что мать Амура, Венера (она же Афродита) весьма подозрительно отнеслась к будущей невестке. Именно она отправила Психею в подземное царство. Девушка должна была принести от царицы подземного мира Персефоны волшебную пудру.

Это испытание Психея прошла достойно, но, как любая женщина, не устояла перед соблазном заглянуть в ларец с волшебным средством для богов. Вдохнув немного пудры, она погрузилась в беспробудный сон. И тогда к Психее спустился с небес Амур, который поцеловал её, возвратив к жизни. С той поры Амур (Любовь) и Психея (Душа) всегда неразлучны.

Иоганн Баптист фон Лампи Младший «Скульптор Антонио Канова», 1806 год Местонахождение: Коллекция Лихтенштейнов, Вена, Австрия
Иоганн Баптист фон Лампи Младший «Скульптор Антонио Канова», 1806 год
Местонахождение: Коллекция Лихтенштейнов, Вена, Австрия

Первая скульптура

Именно заключительный момент этого предания запечатлён в первой и более известной скульптуре Антонио Кановы – «Психея, оживлённая поцелуем Амура». В этом творении проявляется поразительное мастерство скульптора – он передаёт позы и малейшие детали настолько реалистично, что кажется, будто вот-вот Амур и Психея сбросят мраморные оковы и окажутся вполне живыми людьми.

Примечательно, что здесь Канова отошёл от традиционного понимания образов. Несмотря на то, что в мифах Психея часто описывается как девушка с крыльями бабочки, автор не стал использовать эту особенность. Зато Амур, как и полагается, наделён красивыми сильными крыльями. Именно он в этой паре выступает поддерживающей силой, воплощением нежности и одновременно решительности.

В первой скульптуре Кановы мы видим, как нежно Амур приподнимает Психею, которая, только сейчас пробудившись ото сна, тянется к нему, словно к свету и солнцу. Эта скульптура, как я уже заметила в начале своего рассказа, находится в Лувре. Неудивительно, что возле неё всегда много ценителей красоты – творение Кановы продолжает вызывать восхищение у людей. Известно, что скульптор сделал свою первую работу по заказу барона Каудора в 1787 году.

Антонио Канова «Амур и Психея», 1787-1793 годы Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Антонио Канова «Амур и Психея», 1787-1793 годы
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Вторая версия «Амура и Психеи»

Второй вариант «Амура и Психеи» совершенно не похож на первый. Знакомые нам персонажи мифа изображены стоящими на постаменте цилиндрической формы. В этой версии Амур и Психея рассматривают бабочку, которая считалась символом души у древних греков. И если в первом варианте скульптуры заметны чувственность и единство, то здесь, скорее, улавливаются нежность и взаимная привязанность.

Кроме того, различие заметно и в главной фигуре. Если в первом варианте именно Амур занимает большую часть пространства, то здесь всё наоборот. Психея кажется более устойчивой – неслучайно Амур чуть опирается на её плечо, ласково приобнимая. Примечательно, что в этом случае крыльев нет ни у кого из этой пары.

Антонио Канова «Амур и Психея», 1797 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Антонио Канова «Амур и Психея», 1797 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Судьба работ Кановы

На протяжении долгого времени обе скульптуры оставались в мастерской Кановы. Именно туда приходили посетители, желающие полюбоваться чудесным творением. На эту тему даже создавались отдельные работы.

К примеру, известность приобрела картина Хью Гамильтона, который изобразил Антонио Канову и Генри Трэшема в мастерской скульптора возле гипсовой модели «Амура и Психеи». И эти особенности указывают на то, что скульптуры, ещё не покинув мастерской, уже приобрели небывалую популярность.

В 1801 году соратник Наполеона Иоахим Мюрат приобрёл скульптуры для украшения своего особняка, где они и находились несколько лет. Как мне кажется, Мюрат по-особенному относился к этим творениям, а, кроме того, сам Канова следил за установкой скульптур. В дальнейшем изваяния стали частью императорской коллекции, а позже оказались в Лувре.

Ещё в 1796 году была завершена работа над репликой скульптуры «Амур и Психея». Заказчиком был князь Юсупов. Второй, менее известный вариант творения Антонио Кановы, вновь появился на свет в качестве реплики, созданной по заказу супруги Наполеона Жозефины. В дальнейшем коллекцию французской императрицы приобрёл российский император Александр I. Именно так обе реплики оказались в Санкт-Петербурге, где находятся и сегодня.

Хью Гамильтон «Антонио Канова и Генри Трэшем в мастерской с гипсовой моделью «Амура и Психеи», около 1788-1791 годов
Хью Гамильтон «Антонио Канова и Генри Трэшем в мастерской с гипсовой моделью «Амура и Психеи», около 1788-1791 годов

И всё-таки: в чём секрет «Амура и Психеи» Антонио Кановы? Как мне кажется, этот тот самый случай, когда сталкиваешься с подкупающей «правдивостью» автора. Канова виртуозно передаёт каждую деталь в своих творениях, при этом не скрывая, что симпатизирует каждому из персонажей. Это работы, созданные с истинной любовью и демонстрирующие настоящую любовь – вероятно, именно в этом кроется секрет Кановы. Несомненно, «Амур и Психея» будут вызывать восхищение людей, пока живо человечество.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий