«Алкогольная» фамилия и вызывающие картины – чем отличился Кузьма Петров-Водкин?

Искусство

Кузьма Петров-Водкин должен был стать сапожником, продолжая семейное дело, или же работником железной дороги, как мечтал сам. Однако у судьбы были на него совершенно иные планы. Природа наградила этого человека огромным талантом, который он должен был выразить в своей деятельности. Именно этот талант и определил призвание Петрова-Водкина.

Кузьма Сергеевич стал не просто художником, а разносторонней многогранной личностью. Он интересовался живописью и графикой, монументальным и абстрактным искусством, а также различными его аспектами. Даже когда врачи запретили ему работать с красками, Петров-Водкин не оставил творческой деятельности. Как же он нашёл свой путь? Какие драмы происходили в жизни живописца? И почему на склоне лет он писал вопреки предупреждениям врачей?

Семья Петрова-Водкина

Будущий художник появился на свет в Хвалынске Саратовской губернии в 1878 году. Отец Кузьмы, как и многие его предки, работал сапожником. Кстати, именно отец живописца был первым в роду обладателем двойной фамилии. Деда Кузьмы звали Петром (в варианте фамилии это звучало как Петров), а вот вторая часть «Водкин» добавилась к нему уже со временем. Есть предположение, что кто-то из предков Петрова-Водкина любил выпить, а потому и получил такой красноречивый вариант фамилии.

Мать Кузьмы, Анна Пантелеевна, происходила из рода бывших крепостных крестьян. Женщина не имела хорошего образования, была полуграмотной, однако именно её влияние помогло Кузьме превратиться в одарённого и духовно богатого человека. Анна Пантелеевна знакомила сына с ярким и многогранным русским фольклором, особенностями родной культуры и местных поверий. Благодаря ей Кузьма проникся любовью к миру народного творчества и поэзии.

Влияние мамы помогло Кузьме превратиться в одарённого и духовно богатого человека Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Портрет матери», 1909 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Влияние мамы помогло Кузьме превратиться в одарённого и духовно богатого человека
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Портрет матери», 1909 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Мечта и реальность

Сам Петров-Водкин уже в детстве твёрдо решил: он непременно станет железнодорожником. В ту пору интерес к новому виду транспорта охватывал всю Европу. Служить на железной дороге было не только почётным делом, но и чем-то необыкновенным, диковинным. Его занимала литература, и юный Кузьма с удовольствием читал «Евгения Онегина» и сказки Пушкина, но сам становиться писателем не собирался.

А потом, когда мальчику исполнилось двенадцать лет, он познакомился с двумя местными иконописцами, которые позволяли ему бывать в своих мастерских. Именно там сын сапожника впервые увидел, как создаются картины, что происходит перед рождением шедевра. Вскоре и сам Петров-Водкин начал делать первые пробы в живописи. Он даже написал несколько пейзажей, которые неплохо вышли.

Но если вы решили, что уже в тот момент Кузьма понял, что должен стать художником, то сильно ошиблись. Напротив, своей мечты о железной дороге он так и не оставил. Спустя два года Петров-Водкин отправился в Самару, где решил поступать в железнодорожное училище. Однако Петров-Водкин конкурс так и не прошёл – экзамены завершились для него полным провалом.

У молодого Кузьмы Петрова-Водкина с детства была мечта - стать железнодорожником
У молодого Кузьмы Петрова-Водкина с детства была мечта – стать железнодорожником

С кистью и пером

Отыскивая для себя иные варианты, Кузьма пришёл в художественную школу живописи и рисования Ф.Е.Бурова. В ту пору он начал раскрывать свой талант. Благодаря наставнику Петров-Водкин познакомился с работами известных мастеров и их техникой. Всё было хорошо, однако спустя некоторое время Буров скончался, а потому образование Кузьмы Сергеевича так и осталось незаконченным.

Вероятно, снова оказавшись не у дел, Петров-Водкин решил попробовать свои силы в другом искусстве – теперь уже литературе. Как он вспоминал, из-под его пера вышла поэма, где он размышлял о религиозно-философских аспектах в творчестве Льва Толстого. Произведение юноша показал Максиму Горькому, причём получил такой ответ, после которого на долгое время перестал помышлять о писательстве. Как признавался сам Петров-Водкин:

«Этот момент подействовал на меня отрезвляюще».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Автопортрет», 1890-е годы Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Автопортрет», 1890-е годы
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Добрые покровители

Казалось, что сама судьба преграждала пути молодому и способному человеку. Кузьма вернулся в родной Хвалынск, и именно там наконец отыскал выход из жизненных хитросплетений. Вернее сказать, выход отыскался сам. В ту пору к местной купчихе и меценатке Казариной приехал в гости известный архитектор Роман Мельцер. Анна Пантелеевна, мать Кузьмы, работавшая горничной у Казариной, решила показать работы своего сына прибывшему мастеру.

Мельцер был настолько впечатлён творениями юноши, что тут же посоветовал ему ехать в Петербург и учиться живописи. В дальнейшем он не раз окажет поддержку Петрову-Водкину, да и сама Казарина будет выделять значительные средства для сына своей горничной. Как оказалось, мир не без добрых людей, и в этом Кузьме пришлось убедиться лично.

Роман Фёдорович Мельцер был впечатлён работами Кузьмы и посоветовал ему ехать в Петербург учиться живописи
Роман Фёдорович Мельцер был впечатлён работами Кузьмы и посоветовал ему ехать в Петербург учиться живописи

Большая потеря

Некоторое время Кузьма Сергеевич обучался в Петербурге, затем, с согласия своих покровителей, переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи. Его наставниками были известные мастера. Так, например, одним из преподавателей Петрова-Водкина стал Валентин Серов. Уже в первые годы своего обучения Кузьма Сергеевич написал автопортрет, который по праву считают первой профессиональной и «осмысленной» работой.

Юлия Казарина, богатая женщина, принимавшая в судьбе Петрова-Водкина непосредственное участие, на протяжении многих лет была для него верным помощником и поддержкой. И хотя сам живописец нередко смущался из-за необходимости брать деньги у этой дамы, он относился к ней с теплотой и любовью. По сути, её можно было назвать второй «матерью» художника. Неудивительно, что известие о кончине Казариной стало тяжёлым ударом для молодого мастера. Он писал:

«У меня самые нежные и чистые воспоминания об этой прекрасной женщине и человеке, который играл большую роль в моём воспитании… которую я уважал всем сердцем со дня встречи с ней и до дня смерти».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Портрет Юлии Ивановны Казариной», 1900 год Местонахождение: Частная коллекция
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Портрет Юлии Ивановны Казариной», 1900 год
Местонахождение: Частная коллекция

Первая большая работа

Но, несмотря на поддержку добрых людей, жизнь Петрова-Водкина едва ли можно было назвать безмятежной. Он понимал, что должен помогать матери, взявшей на попечение детей умершего брата, осознавал, что является главным добытчиком в семье. Чтобы заработать хотя бы немного денег, Петров-Водкин занимался художественным проектированием на гончарном заводе, работал по заказам, а также давал частные уроки живописи. В 1902 году он выезжал в Саратов расписывать церковь Казанской Божией Матери.

Спустя некоторое время Петров-Водкин получил один из первых крупных заказов – панно «Богоматерь с младенцем». Это произведение украсило фасад церкви. Во время работ над ним Петрову-Водкину пришлось даже выезжать в Лондон, где полотно было переведено на майолику, чтобы стать фасадным украшением. Впрочем, путешествие в Британию было уже не первой заграничной поездкой Кузьмы. Благодаря заработкам, которые приносили заказы, он ещё в 1901 году сумел посетить Мюнхен, где побывал в местной школе живописцев.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Майоликовое панно «Богоматерь с младенцем», 1904 год Местонахождение: Александровский парк, Санкт-Петербург, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Майоликовое панно «Богоматерь с младенцем», 1904 год
Местонахождение: Александровский парк, Санкт-Петербург, Россия

Вдохновлённый Италией

А потом, спустя четыре года, Петров-Водкин отправился в Италию. Как он рассказывал, это путешествие имело для его творчества большое значение. Там он посмотрел на произведения великих мастеров, среди которых выбрал наиболее понравившихся (их он называл «любимчиками»). К ним принадлежали Леонардо да Винчи, Рафаэль и Джорджоне. Сам живописец отмечал:

«Я начал с Италии, где работал в сущности мало: там я выбрал себе любимчиков, которых и чту, и уважаю до сих, которые меня поучают всю жизнь».

Глядя на бессмертные творения величайших мастеров, Петров-Водкин не только проникался красотой античного или ренессансного искусства, но и понимал, насколько поверхностны его собственные знания. Теперь он понимал, что истинный художник должен постоянно совершенствоваться. Нет, Кузьма Сергеевич не стремился достичь вершин творчества Леонардо или Рафаэля, однако понимал, что может превзойти если не их, то самого себя.

Кроме того, во время путешествия в Италию Петров-Водкин осознал, что для полного профессионального становления ему необходимо вникнуть в особенности не только московской или петербургской, но и европейских школ. Кроме того, он нуждался в новых впечатлениях и натурных видах.

Именно поэтому Кузьма Сергеевич спустя год, в 1906 году, отправился в Париж, где некоторое время занимался в школе Коларосси. А в скором времени Петров-Водкин решил поехать в большое путешествие по Северной Африке. Там был создан большой цикл работ в совершенно новом для мастера направлении. Как признавался сам художник:

«Два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, и это впечатление не забудется, и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи — я почти забыл мои серые краски».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Берег», 1908 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Берег», 1908 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Парижская выставка

В 1908 году на выставку в Париже живописец отправил две свои работы – «Берег» и «Колдуньи». Но если публика была впечатлена этими работами, то сам автор весьма сдержанно отзывался о них. Петров-Водкин считал, что они принадлежат периоду становления и формирования его как художника. При этом сам он отмечал, что это в некоторой степени «сырые» работы:

«И в Африке, и в Париже я ещё был художником неопределившимся. Настоящая работа начинается в России».

И действительно, по возвращении в Россию Петров-Водкин начинает создавать картины, которые разительно отличаются от его прежних произведений. Собственный стиль, глубина замысла, символы и тонкие детали, которые могут многое рассказать о данном полотне и о самом мастере.

Из Африки живописец вернулся с новыми впечатлениями Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Сад Беневента. Сахара», 1907 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Из Африки живописец вернулся с новыми впечатлениями
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Сад Беневента. Сахара», 1907 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Критика и восторги

Одним из самых ярких творений той поры стала картина «Сон». Она была представлена на Союзе русских художников. Для самого автора это полотно имело огромное значение. Кузьма Сергеевич считал, что именно оно является первым шагом в настоящем профессиональном творчестве – «Сон» показал его как состоявшегося живописца. Петров-Водкин отмечал:

«Верю в нарождение самого себя, в опрощение языка – аксессуаров и цвета».

Однако далеко не всем полотно пришлось по вкусу. Так, к примеру, Илья Репин опубликовал гневное критическое послание, в котором «Сон» Петрова-Водкина назвал «декадентством» и подражанием «неучам» Матиссу и Гогену. Сторонники классических форм и академизма негодовали – своим произведением молодой автор бросал вызов устоявшимся принципам русской живописи. Но в то же время картина нашла и защитников. Например, Александр Бенуа и Леон Бакст высоко оценили произведение Петрова-Водкина.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Сон», 1910 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Сон», 1910 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Петров-Водкин и Матисс

Интересно, что в дальнейшем Кузьму Сергеевича ещё не раз обвинят в подражании иностранным художникам, в частности, Матиссу. Критики вовсе не были голословными. Ярким тому примером является картина «Играющие мальчики», которая и правда очень похожа на «Танец» Матисса.

Сам Петров-Водкин признавал, что Матисс действительно являлся его творческим вдохновителем, и не исключено, что «Играющие мальчики» также связаны с творчеством французского мастера. Однако суть этой картины была в отражении событий того времени. Поразительно, что это полотно было создано как некий «похоронный марш» на смерть Серова и Врубеля. Оплакивавший своих великих коллег Петров-Водкин объяснял:

«Странно сказать, что «Мальчики» – это результат смерти Серова и Врубеля… Как будто ничего общего эта картина со смертью не имеет. Но дело вот в чём: умерли большие мастера – обеднела страна, чувствуешь одиночество… и как звон этого настроения, как ответ: «А всё-таки мы пробудим жизнь!»
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Играющие мальчики», 1911 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Играющие мальчики», 1911 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Знаменитая картина

Самой значимой работой художника в дореволюционные годы считается «Купание красного коня». Примечательно, что в ней прослеживается некий иконописный стиль, сочетающийся со «светской» живописью. Такие формы находить умел только Петров-Водкин. В ту пору автор действительно уделял большое внимание изучению икон, а потому и коня изобразил в том же цвете, что и на изображениях Георгия Победоносца с полотен времён Древней Руси.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Купание красного коня», 1912 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Купание красного коня», 1912 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В 1914 году полотно было представлено на «Балтийской выставке» в Швеции. Картина была высоко оценена известными мастерами, а её автор награждён медалью и грамотой. Но забрать на родину своё творение Петров-Водкин не смог – помешала начавшаяся война, а затем революционные события в России. «Купание красного коня» было возвращено в Россию лишь тридцать лет спустя.

Живописец-революционер

В послереволюционный период Кузьма Сергеевич активно занимался преподавательской деятельностью. Он верил, что даже во времена потрясений людям нужны искусство и творчество. Петров-Водкин обучал молодых художников, делился опытом, давал советы начинающим живописцам. Он принадлежал к тем, кто с энтузиазмом принял революцию, однако осознавал, что впереди у России непростые времена:

«Очень трудно и болезненно наша Родина находит свой жизненный путь…».

Знаменитой картиной Петрова-Водкина стало полотно «1918 год в Петрограде». В народе её стали называть «Петроградской Мадонной». Это произведение показывает нам женщину-труженицу с ребёнком на руках. Она стоит посреди суетящейся толпы, словно бы поднимаясь над прочими людьми.

Несмотря на хаос вокруг, взгляд матери спокоен и излучает уверенность. По сути, в этой «Мадонне» Петров-Водкин воплотил то, что ощущали многие сторонники революции. Все понимали, что сейчас непростое и бурное время, но верили, что вскоре наступят спокойные и счастливые времена.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»), 1920 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»), 1920 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Трагическое полотно

А через десять лет, когда близился юбилей создания Красной Армии, Петров-Водкин создал полотно «Смерть комиссара». Бледное лицо, застывший взгляд, направленный куда-то вдаль, и красноармейцы, уходящие в наступление на врага.

Это последний бой комиссара, и вся картина пронизана трагизмом изображённого момента. Несмотря на это, есть в ней некая торжественность, вера в неминуемую победу – пусть даже ради заветной цели придётся заплатить собственной жизнью. Как писал сам автор полотна:

«Думал, грустил сегодня под аккомпанемент картины «Смерть комиссара».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Смерть комиссара», 1928 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Смерть комиссара», 1928 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Единственная любовь

Если говорить о личной жизни мастера, то она была не менее яркой, чем его творчество. Нет, бурные романы Петров-Водкин не заводил, однако в его жизни была единственная женщина, встреча с которой полностью преобразила жизнь Кузьмы Сергеевича.

Ещё в Париже он познакомился с Маргаритой Жозефиной Йованович, которая стала его верной супругой Марией Фёдоровной. Долгое время супруги не могли завести детей, но наконец, в возрасте 37 лет, Мария родила супругу долгожданного ребёнка. Появление малышки-дочери стало самым счастливым событием в жизни Петрова-Водкина:

«Я был наполовину человек, не испытав этого! Теперь мне есть для чего жить!».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Автопортрет с женой и дочерью», 1933 год Местонахождение: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Автопортрет с женой и дочерью», 1933 год
Местонахождение: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск, Россия

Болезнь и новое творчество

Увы, не всё было так гладко. В 1928 году врачи диагностировали у живописца прогрессирующий туберкулёз. Ему было категорически запрещено работать маслом. Петров-Водкин вынужден был покинуть Ленинград и отправиться в Детское Село, где в ту пору проживало немало представителей творческой интеллигенции.

Но, несмотря на общение с единомышленниками, на душе у Кузьмы Сергеевича было очень тяжело. Только вообразите: он был полон новых творческих идей, планов и смелых замыслов, однако вынужден был отказаться от живописи! Тем не менее Петров-Водкин продемонстрировал большую силу духа и выдержку.

Вместо того, чтобы предаваться унынию, живописец решил попробовать свои силы на ином поприще – в литературном творчестве. Да-да, в молодости он уже пробовал проявить и эту грань своего таланта, но в тот раз всё-таки что-то не сложилось, и Петров-Водкин выбрал путь художника.

Теперь же ничто не могло помешать мастеру начать писать. Всего за несколько лет он написал двенадцать пьес, двадцать рассказов и три автобиографические повести. Одна из них, названная «Хлыновск», рассказывает о временах детства и юности. Автор явно мечтает возвратиться в это светлое, безмятежное и прекрасное время. Но, не имея такой возможности, просто предаётся воспоминаниям и делится ими с читателями.

Ещё одной радостью для художника, терзаемого тяжёлым недугом, стали выставки его работ, который прошли в Москве и Ленинграде. Публика была в восторге от новаторских идей и необычного воплощения традиционных сюжетов. Говорили, что после общения с почитателями его таланта Петров-Водкин нередко позволял себе «пустить слезу» – он понимал, что больше не напишет ни одной картины.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Иллюстрации к автобиографической повести «Хлыновск», 1930 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Иллюстрации к автобиографической повести «Хлыновск», 1930 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Вопреки запретам

Однако Петров-Водкин не смог оставаться без дела. Нарушая все правила и предписания, он снова начал писать картины. Однако в последних его работах чувствуется некая неотвратимость беды, надвигающаяся «гроза», которая вот-вот накроет весь мир. Одной из таких картин стала «1919 год. Тревога». Сам мастер говорил:

«Должен сказать, что «Тревога» для меня очень нежная картина… мне удалось полюбить людей, которые там изображены».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «1919 год. Тревога», 1934 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «1919 год. Тревога», 1934 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

А спустя три года было написано «Новоселье». Это произведение показывает те же реалии послереволюционного времени. В ту пору пролетарии вселялись в квартиры репрессированных интеллигентов. Пёстрая толпа, которая перед нами, кажется странно диссонирующей с окружающей обстановкой.

В центре полотна мы видим хозяина в белой рубахе. Он кажется прирождённым лидером и даже вершителем судеб. Интересно, что в его облике есть некий восточный элемент, хотя при этом ничего экзотического здесь нельзя заметить. По мнению некоторых искусствоведов, таким образом Петров Водкин изобразил некое сочетание Ленина и Сталина.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Новоселье», 1937 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Новоселье», 1937 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

15 февраля 1939 года Кузьмы Петрова-Водкина не стало. Знаменитый русский живописец умер от туберкулёза, с которым боролся на протяжении многих лет своей жизни. Он не сдавался и не оставлял творчества, без которого не мыслил своей жизни. Очень точно о Петрове-Водкине было написано в газете «Известия» в некрологе, вышедшем после смерти художника:

«Это был мастер, преданный своему делу, пламенный, прямолинейный, глубокий… От природы он был не только художником, но и мыслителем».

На обложке: Фрагмент картины Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Автопортрет в берете», 1903 год. Местонахождение: Художественно-мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина, Хвалынск, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий